САМОПОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ

САМОПОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ

Самопознание и саморазвитие — неразрывно связанные и взаимно обусловливающие друг друга процессы. Нередки случаи, когда именно познание себя является целью саморазвития. В то же время понятно, что саморазвитие — более широкое понятие, которое не может быть полноценно осуществлено без знания человеком самого себя. В силу сказанного самопознание выступает в качестве условия для саморазвития.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каков смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы. Одни, задав себе вопрос, так и не находят на него удовлетворительного ответа. Другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности. Третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее, остаются неудовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого человека — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые ее потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что же такое самопознание? Может показаться, что дать определение этому понятию достаточно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто определенной тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов Древней Греции: «Познай самого себя».

Обратимся к некоторым наиболее важным положениям и характеристикам самопознания как условия саморазвития.

Процесс в переводе с латинского означает «продвижение», т.е. последовательную смену состояний, явлений в развитии чего-либо, или последовательность действий для достижения определенной цели. Характеризуя самопознание как процесс, мы будем понимать самопознание именно во втором, более узком значении. А именно: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате которых достигается цель, т.е. человек обретает знание о себе, у него формируется образ «Я», «Я-концепция». Отсюда понятно, что поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

Своеобразие самопознания как процесса схематически может быть представлено следующим образом (рис. 6.1).

Процесс самопознания

Рис. 6.1. Процесс самопознания

Вначале человек обнаруживает в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла и попросту невозможно. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, поскольку в человеке существует очень многое, на чем он просто не фиксирует своего внимания, не делает это предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда использовать ее позитивный потенциал уже не представляется возможным.

В то же время понятно, что просто «обнаружить» что-то в себе недостаточно, важно это закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Так, бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни.

Следующий шаг — это анализ той или иной обнаруженной и зафиксированной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т.п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, важно понять, в чем она конкретно проявляется, во всех ли ситуациях человек испытывает неуверенность, что является причинами ее возникновения, с какими другими качествами она связана, например, с типом темперамента, мягкосердечием, добротой? Последовательно задавая подобные вопросы и отвечая на них, человек углубляет свое представление о неуверенности (или другом каком-то качестве) и границах ее распространения.

На следующем этапе человек оценивает то или иное качество, сравнивая его с некоторой идеальной шкалой, которую он для себя создает, либо с общепринятыми и усвоенными образцами. В случае с обнаружением неуверенности человек может оценить себя как очень неуверенного человека в сравнении с другими людьми или конкретным хорошо знакомым человеком. Может оценить ее как умеренную и проявляющуюся только в определенных ситуациях, а может сказать, что я уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических неожиданных ситуациях и выступает скорее не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.

И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия качества человек включает свою неуверенность в структуру «Я-концепции», относится спокойно к ее существованию, пытается найти в ней позитив, может поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда человек не принимает неуверенность, отторгает ее (в область бессознательного), пытается всем доказать, что он уверенный в себе. А если и не отторгает, то начинает «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, снижает общее самочувствие, благополучие человека, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают (или могут перерастать) в конфликты с другими людьми. Нужно сказать, что борьба с собой, в определенном смысле психологический нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с «самым дорогим», что у тебя есть, т.е. с самим собой. Искусство самонринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт саморазвития.

Читать статью  Саморазвитие - это истязание себя. Почему пора уйти от тренда и начать жить

Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания?

Путь к развитию личности: этапы самопознания

Путь к самосовершенствованию начинается с процесса самопознания — способности хорошо понимать свои эмоции и чувства, сильные и слабые стороны, мотивацию. Осознанность развивает нас и двигает вперед. То, на что направлены мысли и концентрация внимания человека, определяет вектор его жизни.

Этапы самопознания

фото этапов самопознания

Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.

Самопознание неразрывно связано с самосовершенствованием — желанием развиваться как личность и достигать успеха.

Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.

Самоузнавание

Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.

Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.

Я концепция

Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.

Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.

Самооценка

Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем. Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.

Самооценка подразумевает не просто познание разных сторон собственной личности. Это также выработка отношения к своим качествам, возможностям, духовному и физическому потенциалу. На самооценке базируется самоопределение в жизни. Адекватная самооценка обеспечивает стабильную уверенность в своих силах и моральное удовлетворение. Неадекватная — чревата постоянным конфликтом, как внутренним, так и внешним.

Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:

  • объективное — как я (или окружающие) воспринимаю себя в текущей жизни;
  • желаемое — каким я хотел бы видеть себя, или как бы я хотел, чтобы окружающие меня воспринимали.

Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.

В погоне за идеалом важно осознавать себя личностью, которая обладает собственными неповторимыми чертами, включая положительные качества и недостатки. Это самосознание позволит идти вперед и расти личностно, развивая здоровый эгоизм.

Личностный рост как этап самопознания

Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала. В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели. В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.

В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.

Временные этапы самопознания

Самопознание — процесс длиною в жизнь, на протяжении которой человек меняется вместе с окружающим миром. Этапы знакомства с собой условно соответствуют тому или иному возрасту человека:

  1. Первичное самопознание — происходит в детском возрасте, когда ребенок познает окружающую реальность и свой внутренний мир посредством общения с другими людьми.
  2. Кризис первичного самопознания — характерен для подросткового возраста, когда мнение юной личности о себе вступает в конфликт со взглядами окружающих. Вместе с тем, в период получения первого жизненного опыта подростку крайне важна любовь и понимание родителей и близких, их приятие. Мощная поддержка родных в любых начинаниях придает сил и уверенности в себе, формируя внутренний стержень и помогая еще незрелой личности совершать первые шаги в самоопределении.
  3. Вторичное самопознание. Является логическим продолжением кризиса первичного и представляет собой активную фазу самопознания. Человек формирует собственный взгляд и систему ценностей, устойчивые к факторам внешнего воздействия, на которые отныне трудно повлиять, а любые последующие изменения будут происходить гораздо более осознанно и базироваться на накопленном жизненном опыте. В результате этих процессов сознание человека перестраивается и вырабатывается собственный жизненный план.
Читать статью  Творческое саморазвитие, или Как написать роман

Саморазвитие и процесс самопознания усложняются в тех случаях, когда присутствует неудовлетворенность в одной из сфер жизни: личной, рабочей, финансовой. Творческий склад ума является одним из наиболее сложных для преодоления кризисных периодов при формировании личности. Сформированной личностью называют ту, которая благополучно преодолела все стадии самопознания.

Виды самопознания

Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.

Самонаблюдение

Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение. Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны. Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя.

Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.

Самоанализ

Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.

Самоанализ позволяет проработать болезненные или скрытые аспекты существования, включая те, что давно ушли на подсознательный уровень. С его помощью можно пролить свет на причины повторяющихся в жизни ситуаций, проблемные моменты во взаимоотношениях с окружающими.

Самоисповедь

Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.

В результате самоисповеди человек приходит к осознанию единственного верного решения по поводу какой-то ситуации, включая признание своей вины или ошибки.

На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.

Сравнение

Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.

Сравнение как метод самопознания может работать в положительном ключе, являясь импульсом к новым свершениям. Для этого сравнивать себя сегодняшнего психологи рекомендуют не с окружающими людьми, а с собой в прошлом.

Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.

Заключение

Гармоничное развитие личности невозможно, если процесс самопознания тормозится по каким-то причинам. Работе над собой необходимо посвящать время и силы. Только в результате удачного прохождения всех этапов самопознания у человека появляется бесценная возможность менять себя и окружающий мир к лучшему.

Самопознание как метод саморазвития

Процесс самопознания в развитии личности

У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание – путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью. Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются. Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.

Что такое Самопознание

Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное “Я”. Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания).

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности. Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему “Я”, как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами. Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание – путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью. В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения. Все это улучшит понимание того, что самопознание – путь к просветлению.

Читать статью  Жизненное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов как средство подготовки к самостоятельной жизни

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства; , выражающий концепцию, что самопознание – путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Методы и техники самопознания

Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.

  • Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
  • Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
  • Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
  • Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
  • Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.

Что это дает? Приходит осознание цели – достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения. Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, – это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.
1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента. А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений.
2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.

Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей – характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели. В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности. После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.

Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:

  • продолжается усовершенствование духовности, внутреннего “Я”;
  • реализуется самопроверка;
  • осознается важность подобной деятельности.

Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.

Личностный рост

Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством. Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей. В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.

Суждения о самопознании здесь отражают:

  • стремление быть здоровым;
  • развитие возможностей;
  • объединение природы и духа.

Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других. Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения. Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.

Самоконцепция

Система методов, именуемая эзотерической, предполагает формирование тройственного “Я”. Особенности самопознания при этом заключаются в отражении этих неповторимых образов, составляющих личность, трактующих понятия мыслей, мечтаний, устремлений к идеалу. Самоконцепция (или “Я” – концепция) проповедует семейственность, культуру в поведении и общечеловеческие ценности в самопознании.

При выражении души (“Я”) в материальном мире преследуется цель создать идеального человека. Самопознание направлено на достижение этого. Недостатки нейтрализуются в пользу всестороннего развития мировоззрения. Хотя с ними продолжается борьба. Появляется мотивация. Некоторая конкретная личность используется, как эталон. Подобные методы самопознания предполагают стирание черты между собой и данным идеалом. Общечеловеческие ценности в данном случае предполагают нахождение своего предназначения при реализации своей уникальности. Оценки и контроль по отношению к себе исключают позицию ниже других. Общественный вес и самоуважение будут увеличиваться при приближении к идеалу.

Временные этапы

Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.

Самопознание как процесс развития личности

Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни. Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других. Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.

Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.

Read more about the article Новая жизнь, новый я

Новая жизнь, новый я

Read more about the article 4 вектора развития, обязательные для самообразования

4 вектора развития, обязательные для самообразования

Read more about the article Что говорили мудрецы о смысле жизни

Что говорили мудрецы о смысле жизни

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник https://studme.org/154353/psihologiya/samopoznanie_uslovie_samorazvitiya

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/etapy-samopoznaniya

Источник https://myself-development.ru/protsess-samopoznaniya-v-razvitii-lichnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Выбираем графический планшет для учителя
Next post Авиабилеты из Новосибирска в Гонконг