Саморазвитие как высшая форма развития

 

САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС. ФОРМЫ САМОРАЗВИТИЯ

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные — первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая — характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация — выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых «подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: «само» — самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» — стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться — это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане — быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель — приобрести уверенность, для другого — доказать, что он не хуже других, для третьего — во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то — спорт, искусство, наука; для кого-то — противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны — они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качеств в другом — овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое — оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Читать статью  Саморегуляция - её виды и функции, эффективные методы

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика — тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии — переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения — быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели — быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель — не конфликтовать с другими — и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация — это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии — В.Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть — интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Саморазвитие как высшая форма развития

Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъективность, субъектностъ, личностный рост (В.И. Слободчиков, В. А. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). П0-видимому, психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влияния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности). В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью.

Рассмотрим это подробнее с помощью схемы, предложенной Ю. В. Слюсаревым [10]. Он вводит понятие «пси-пространства» как некоторого конечного множества факторов, влияющих на человека, и строит в этом пространстве координатную плоскость, осями которой являются факторы внешние, внутренние, природные, социальные, а в центре координатной плоскости находится сам человек.

Автор определяет три формы развития: созревание, формирование и саморазвитие.

Данные формы развития можно определить следующим образом. Созревание свойственно как животным, так и человеку. Оно обеспечивается генетической программой индивида, а доминирует в пренатальный период и в первые годы жизни. Формирование также свойственно животным и человеку. Оно определяет ту часть развития, которая осуществляется под воздействием внешних факторов. Влияние его преобладает с первых лет жизни до возникновения субъектности. В отличие от других форм саморазвитие, присущее только человеку, начинает проявляться с возникновения у него субъектности, возможности развития с опорой на внутреннюю активность личности.

Переход одной формы развития в другую обусловливается сменой детерминации развития. Поэтому в случае саморазвития можно говорить о самодетерминации, т.е. о преобладании внутренней детерминации над внешней, которое раскрывается в двух аспектах.

1. Внешние и межсистемные противоречия, лишь порождая внутренние противоречия, могут выступать причинным фактором развития (С.Л. Рубинштейн первым из психологов осознал это на общефилософском уровне). Даже когда человек находится под влиянием сильных психосоциальных факторов, его внутренние механизмы и ощущения препятствуют непосредственному механическому воздействию на психику (например, гипноз).

2. Внутренний источник активности и развития хотя и формируется под влиянием социальных и биологических факторов, но сам преобразует внешние детерминанты.

Это подтверждается множеством примеров:

формирование малой среды (ближайшая среда общения и деятельности) — изменение факторов;

ограничение себя в пище и отдыхе (пост, аскетизм, творческое вдохновение) — изменение факторов;

смена места проживания — изменение факторов.

Следовательно, в активности происходит как бы двойное освобождение субъекта — от состояний ближайшей ему среды и от его же собственных простейших потребностей. Рассмотрим подробнее обусловленность саморазвития условиями жизнедеятельности. Как отмечает Л.И.Анцыферова, любые социальные воздействия могут выступать как факторы:

1) актуализирующие, поддерживающие, стимулирующие, направляющие;

Читать статью  Профессиональное самосовершенствование педагога

2) тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности [11].

Основное психологическое условие, определяющее степень эффективности различных социальных воздействий на человека, — уровень психической активности: различные социальные воздействия оказываются эффективными в той мере, в какой они входят в структуру личностно-значимой задачи и в зависимости от того, какое место они занимают в ней. Это же можно применить к образованию и обучению: человек на любой стадии психического развития не только управляется извне с помощью педагогических воздействий, но и активно их преобразует с учетом уже имеющегося у него субъективного опыта.

Психологическая роль социальных взаимодействий в саморазвитии состоит в том, что:

это первоначальная детерминация личности (основа саморазвития);

социально-экономические условия семьи, уровень и особенности социокультурного развития среды, жизнедеятельности определяют возможности развития личности ребенка, влияют на область и время возникновения саморазвития.

Кроме того, как мы это увидим далее, взаимодействие с социальной средой служит источником пополнения опыта, важного для дальнейшего развития.

Многие исследователи рассматривают детерминацию, не включая ее в модель саморазвития. Впервые попытку соединить эти два аспекта предпринял Л.М. Попов [12], хотя он и рассматривал детерминацию как обрамление своего комплекса. Роль детерминации в том, что она придает внутренним процессам в каждом случае:

положительную или отрицательную окраску;

изменяющуюся направленность действия как вовне, так и внутри самого человека.

В ней можно выделить три компонента:

г) характер причинно-следственных связей. С одной стороны, любое следствие может иметь прямую причину, но зачастую следствие возникает как результат многих событий, сменяющих друг друга. Оно возникает тогда, когда эта информация достигает критической массы;

3) опосредующие звенья (например, знаки и знаковые системы).

Главное отличие выделенных компонентов в том, что они являются механизмами интериоризации — перехода внешнего во внутреннее. Кроме того, необходимо выделить в отдельную структуру внутреннюю (или «собственно психологическую») детерминацию. Это характерная особенность данной модели, так как все остальные исследователи не разделяют саморазвитие и внутреннюю детерминацию.

Итак, можно сделать вывод, что саморазвитие является формой развития, которая возникает, сменяя формирование, и определяется той основой, которую задает предыдущее развитие.

Отличительными чертами саморазвития можно считать следующие характеристики: существует внутренний источник активности; человек может изменять внешнюю детерминацию и создавать себе среду развития. Таким образом, саморазвитие — это форма развития, двигателем которого выступает сам субъект.

Определив содержание феномена саморазвития, обратимся к обсуждению того, что является его итогом, какому уровню организации человека он соответствует. Как уже отмечалось, в период созревания человек развивается как биологический индивид.

Следующая форма развития (формирование) трактуется по-разному. Современные исследователи оказываются перед дилеммой: с одной стороны, всеми признается важная роль среды в развитии человека, а с другой — до сих пор не решен вопрос, какому уровню организации человека соответствуют изменения, порождаемые внешними факторами. Для преодоления этого противоречия необходимо рассмотреть процесс социализации. Если выделить из этого процесса саморазвитие (которое хоть и отмечается исследователями как часть социализации, но редко описывается как отдельный фактор), то можно ввести понятие «социальный индивид» (по В.В.Столину) как итог процесса формирования, т. е. у человека формируется «некоторая совокупность психологических черт, установок, знаний, способностей, позволяющих ему соответствовать существующим общественным отношениям» [13].

Какому же уровню организации человека соответствует саморазвитие? Можно сказать, что оно относится к интериоризированному социальному уровню, имеющему свой внутренний источник активности.

Этот источник активности может быть представлен в двух аспектах.

1. Противоречие, порождаемое во внутреннем внешними воздействиями (они же являются движущими силами саморазвития); противоречие между Я-реальным и Я-идеальным или Я-зеркаль-ным в глазах других); противоречие между способностями и возможностями, которые предоставляет среда; противоречие между «могу» и «хочу» или «между рефлексией и инициативой» [12].

Еще одним, может быть, самым главным противоречием является то, что человек — это двойственное, духовно-материальное, конечно-бесконечное, вневременно-временное существо, вечно стремящееся выйти за свои пределы (отсюда потребность в развитии).

2. Субъект, по определению В. А. Петровского, сам является causa sui — «причина себя». «Субъектность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития — даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразования» [14]. Следует остановиться на дифференциации понятий «субъектность» и «субъективность». Субъектность — это содержательно-действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, а субъективностьэто своеобразие результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Многое ему дано в уникальной, ему одному доступной форме.

Рассмотренные аспекты источника активности взаимосвязаны, так как решая важные для себя противоречия, человек становится субъектом своего развития и, наоборот, только будучи субъектом, он может осознать эти противоречия.

Вернемся к вопросу о том, что является субъектом саморазвития. По мнению В. В. Столина, высшему уровню соответствует личность [13]. Это же подтверждает Л.И. Анцыферова, по мнению которой личность созидает себя, личность — субъект собственного развития. Отсюда следует, что саморазвитие и личностное развитие — это один и тот же процесс. Но тогда следует развести понятия «личностное развитие» и «психическое развитие». Как отмечают В.А. Петровский и М.Г. Ярошевский, в литературе приводится ряд концепций возрастного развития без дифференциации предметов анализа — психического и личностного типов развития. В 1993 г. В. А. Петровский предложил развести проблемы развития индивида и развития личности: процесс развития психики является важнейшим компонентом (стороной, аспектом) развития человека, включенного в систему социальных отношений, однако развитие личности этим не исчерпывается [14].

Говоря о личностном развитии, в отличие от многих других подходов к этой теме мы акцентируем внимание на активности личности и выявляем не то, что влияет на ее развитие (общность, коллектив и др.), а механизмы ее саморазвития.

Итак, можно сделать вывод о том, что три типа развития одновременно присутствуют на каждом этапе развития, но доминирует только один из них, создавая определенный уровень организации человека: созревание — биологический индивид; формирование — социальный индивид; саморазвитие — личность.

При этом, как справедливо утверждает Г. А. Цукерман, хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек — нередко всю жизнь — не становится его субъектом [15].

Для того чтобы этого не произошло, необходима целенаправленная поддержка развитию субъектности человека. Как она должна осуществляться? Безусловно, с опорой на ту или иную модель саморазвития. В описании моделей большинство авторов представляют этапы саморазвития и механизм. В отношении механизма саморазвития все единодушно признают личностную рефлексию, в содержании же и последовательности этапов имеются существенные расхождения. Так, Н. Г. Григорьева представляет следующую модель: рефлексия и самооценка, формирование потребностей в самовоспитании, программирование саморазвития, самокоррекция и самовоздействие, самоконтроль, рефлексия и самооценка [16]. Н. Р. Битянова в процессе саморазвития выделяет четыре процесса, которые сменяют друг друга: самопознание, самопобуждение, программирование личностного и профессионального роста, самореализация [17].

В литературе описаны и другие модели саморазвития, но, как нам кажется, для переноса модели на реальную жизнь они слишком трудны.

Пока же отметим, что главная особенность саморазвития состоит в том, что необходимые изменения личности наступают по ее собственной воле, личность ответственна за свое развитие. Таким образом, саморазвитие — это бесконечный многомерный и индивидуальный процесс.

САМОРАЗВИТИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФОРМЫ

Развитие — объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях. Развитие есть результат активного взаимодействия внутренних природных сил человека и социальных условий. Существует несколько видов развития: физическое, трудовое, интеллектуальное, гражданско-политическое, эмоциональное, нравственное и эстетическое.

Читать статью  Жизненное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов как средство подготовки к самостоятельной жизни

Саморазвитие — обратная сторона развития, сущность которого состоит в том, чтобы педагогические приемы, методы учебной работы перевести во внутренний мир личности, создать условия успешного овладения ими. Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностный выбор на основе познания себя.

Каковы же характеристики и признаки саморазвития? Во-первых, жизнедеятельность как наиболее общее понятие, характеризующее процесс целеполагания, деятельности и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Во-вторых, активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к свершению личностных выборов, т.е. развивает субъективную свободу. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выбор среди альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выбор, в том числе выбор личностного роста, — признак субъективности индивида как автора своего жизненного пути. Когда человек сам осуществляет свой выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими, но и перед самим собой.

Третьей характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию.

Саморазвитие — неоднозначный, многоплановый процесс. В нем сложно выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие. Это обусловлено многими причинами, и прежде всего различными формами саморазвития.

Наиболее важными формами, описывающими саморазвитие достаточно полно, являются самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация.

Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самоутвердиться — это самостоятельно сделать нечто в себе, чтобы это не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся объект. Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. В основе этой деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из трех мотивов: быть как все, быть лучше, чем другие, быть хуже других. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание.

Цели самоутверждения могут быть разные. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Один человек хочет приобрести уверенность, другой — доказать, что он не хуже остальных, третий — во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности.

Способы самоутверждения многообразны. Они зависят от выбранной сферы и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: работа, учеба, спорт, искусство, противоправные действия. Важно также, в чьих глазах человек хочет самоутвердиться: в своих собственных, близких ему людей, незнакомых.

Результаты самоутверждения очевидны — они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности.

Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Оно может идти разными путями: как через приобретение социально значимых свойств и качеств, так и через овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный процесс — саморазрушение, когда в силу различных причин человек прилагает усилия к деградации, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которыми он обладал ранее.

Целью самосовершенствования выступают не столько цели самоутверждения: быть не хуже других, быть лучше других — сколько цели быть лучше, чем ты был, достижение более значимых результатов.

Способы самоутверждения многообразны. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя перед собой конкретную цель — не конфликтовать с другими, отказаться от вредных привычек — и достигая ее, он также поднимается на новую ступень. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания: самообязатель- ство, самоприказ, соревнование с собой.

Результатами самосовершенствования являются: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация способствует выявлению в себе определенного потенциала и использованию его в жизни. Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы. Самоактуализация — это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он способен выполнить свою миссию, реализовать заложенное в нем. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла жизни в целом.

Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т.е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

В процессе самоактуализации смыкаются две линии человеческого бытия: самопознание и саморазвитие. Познать себя насколько это возможно — значит, приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и как итог ошутить полноту жизни, полноту существования.

Результатом самоактуализации является ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частые промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. Ради этого стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Препятствиями для саморазвития может быть то, что человек не всегда становится субъектом собственного развития. Часто за него эту функцию выполняют другие люди. Отсюда и отсутствие адекватной мотивации и целей саморазвития. Человек начинает «плыть по течению», развитие его личности определяется случайными событиями, которые не позволяют ему определиться в конкретной ситуации, еще труднее выстроить адекватные перспективы. Поэтому такие люди чаще всего винят обстоятельства, которые якобы мешают им в достижении поставленных целей.

Реализации целей саморазвития могут мешать:

  • ? неразвитость способности к самопознанию, нечеткое, расплывчатое представление о себе, приводящее к тому, что человек ставит перед собой нереальные цели саморазвития;
  • ? система сложившихся стереотипов в поведении человека, стремление вести себя и действовать как все, отсутствие альтернатив в самопостроении личности;
  • ? несформированность механизмов саморазвития, отсутствие желания заниматься самовоспитанием;
  • ? отсутствие навыков самовоспитания;
  • ? другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывает реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личному превосходству;
  • ? постановка неправильных жизненных целей, выбор профессии, не соответствующей склонностям и способностям человека.

Но наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь, т.е. стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит.

Источник https://infopedia.su/15xf57.html

Источник https://megaobuchalka.ru/11/22204.html

Источник https://bstudy.net/743175/sport/samorazvitie_harakteristiki_formy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Военная ипотека в 2022 году
Next post Обзор игрового ноутбука ASUS ROG GL752VW