САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Содержание

Условия совершенствования и профессионального саморазвития

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом. В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

  • внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
  • способность к саморазвитию;
  • понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

  • организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
  • доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
  • методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:

  1. внутренняя мотивация профессиональной деятельности;
  2. способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

  • видеть свои недостатки и ограничения;
  • анализировать их причины в собственной деятельности;
  • критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств — путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.

Первое — формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования

Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым — бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них — время для занятия саморазвитием. Второй ресурс — доступ к информации.Третий ресурс — методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также « способность к саморазвитию », « высшую способность к саморазвитию » и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию , охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности , которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию . Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию , связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию , которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НА ВЫБОРКЕ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

The article analyzes the concept of “self-development” and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of “self-development”, as well as “the ability for self-development”, “the highest ability for self-development” and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Читать статью  Как понять, чего ты хочешь?

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Институт психологии Российской академии наук, Москва

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию.

Сегодня саморазвитие и способность к саморазвитию востребованы как никогда. Особенно важное значение приобретает высшая способность к саморазвитию. В условиях все больше усложняющегося мира, порождающего новые многочисленные катаклизмы, необходимо культивировать как высокий интеллект, так и духовно-нравственные качества. Отвечая на вызовы современности, важно стремиться к реализации общечеловеческих принципов морали, развивать в себе не только когнитивные, но и духовные способности, одним из субкомпонентов которых является высшая способность к саморазвитию. В предложенной нами психологической модели духовных способностей выделяются три компонента: 1) моральный; 2) ментальный; 3) трансцендентный [1, 2]. Способность к саморазвитию относится к ментальному компоненту. Цель исследования — рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшая способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями.

Существуют многочисленные определения способности к саморазвитию. М. Д. Виног-радский, О. М. Шканова отмечают, что способность к саморазвитию — это способность человека к приобретению, обновлению и развитию знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде [3]. Это определение фактически совпадает с определением интеллекта, охватывая только умственные способности (когнитивный фактор), при этом ценностно-нравственная составляющая способности к саморазвитию (личностный фактор) остается невключенной.

Л. Б. Гиль и К. А. Чеховских рассматривают способности к саморазвитию «как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем» [4, с. 15]. Авторы считают, что эффекты развития этих способностей связаны с формированием устойчивой мотивации к саморазвитию, готовностью к саморазвитию, которая предполагает овладение субъектом способностью самоуправления, связанной со способностью ориентироваться в ситуации, умением увидеть проблему, анализировать противоречия; а также такие саморегулятивные умения, как прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию.

В исследованиях, затрагивающих возрастные аспекты саморазвития, приводятся определения, характеризующие саморазвитие школьников, студентов. Е. Н. Ларина, исследуя способность к саморазвитию в подростковом возрасте, определяет ее «как сложное интег-ративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценност-ного, оценочно-ориентационного и рефлексивно-результативного компонентов» [5, с. 15]. С. А. Алешина [6], изучая саморазвитие личности у студентов, рассматривает его как становление интегративного качества — субъектности, включающего мотивационный, деятель-ностный и рефлексивно-регулирующий компоненты. В. Г. Маралов понимает саморазвитие как одну из сложных форм функционирования внутреннего мира, которое охватывает переработку опыта, конструирование собственных позиций и убеждений, выдвижение жизненных целей, поиск путей самоопределения, а также преобразование самого внутреннего мира [7].

Процесс саморазвития определяется как целостная интегративная система, которая базируется на деятельностном преобразовании личностью себя. Эта система является информационно открытой. Потребности в самоизменении и личностном росте ведут к саморазвитию, которое происходит на основе саморегуляции личностью своего поведения и деятельности, ориентированной на достижение личностно и профессионально значимых целей [8].

Н. А. Низовских рассматривает саморазвитие как «специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [9, с. 9]. Саморазвитие в современных теоретических концепциях понимается как особого рода деятельность, режим жизни, способ деятельности, стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Анализируя современные отечественные психологические исследования в области саморазвития, В. Б. Маралов выделяет ряд его общих закономерностей: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность [11].

Рассмотренные определения саморазвития и способности к нему показывают, что авторы выделяют такие его аспекты, как когнитивный, деятельностный, жизненно-ориентированный, интегративный, системный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентационный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Единого представления о саморазвитии не существует. В некоторых концепциях акцент делается на роли когнитивных факторов, в других приоритетными являются саморегулятивные умения; субъектная позиция; преобразование внутреннего мира; специфическая деятельность по самоизменению, направленная на решение жизненных задач.

Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества компонентов, различных форм проявления является закономерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Саморазвитие может быть представлено в трех формах: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [7]. Самоутверждение позволяет проявить себя как личность. Самосовершенствование отражает движение и приближение к идеалу. Самоактуализация свидетельствует о потребности найти в себе определенный потенциал и реализовать его. Все вышеуказанные формы тесно связаны. Для того чтобы совершенствовать себя и самоактуализироваться, необходимо сначала пройти через самоутверждение — утвердиться в своих глазах и глазах других людей [7].

Саморазвитие включат самопознание и самоуправление. Как отмечал В. Г. Маралов, самопознание связано с процессом познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [7]. В концепции самоуправления Н. М. Пейсахова оно определяется как целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: поведением, деятельностью, общением и переживаниями. Самоуправление тесно связано с саморегуляцией, но вместе с тем и отличается от нее [12].

Е. В. Кулеш, рассматривая самоуправление в качестве операционального механизма управления деятельностью, отражает важную роль субъектности, которая определяется автором как способность личности к самостоятельному управлению деятельностью, ведущему к самоизменению. Это самоизменение происходит благодаря проявлению разных форм активности при разрешении внутренних противоречий самосознания личности [13].

Саморазвитие связано также с самореализацией. А. А. Деркач и Э. В. Сайко показывают, что саморазвитие порождает потребность и возможность самореализации, в то же время раскрытие своих возможностей самореализации вызывает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. Таким образом развивается субъектность субъекта [14].

Для саморазвития большое значение имеет ответственность, как подчеркивает Л. М. Попов [15]. Он пишет, что ответственность как составляющая этического слоя личности «является одним из необходимых элементов в структуре психологической организации человека как субъекта саморазвития» [16, с. 3].

Итак, важная роль субъектности и понятия «субъект» в связи с саморазвитием отмечается многими исследователями. Согласно В. И. Слободчикову и Е. И. Исаеву, «саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [17, с. 147]. Авторы считают, что человек, становясь субъектом собственного саморазвития, получает широкую возможность для личностного и профессионального самоопределения, что создает условия для накопления и актуализиации внутреннего потенциала.

Понятия субъектности и субъекта рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова, Е. С. Сергиенко и других ученых. Основы для изучения субъектности и субъекта были заложены С. Л. Рубинштейном, который показал важную роль позиции субъекта, связанную с его определяющей характеристикой — активностью, ведущей к преобразованию себя и мира [18]. Эти идеи имеют непосредственное отношение к саморазвитию.

К. А. Абульханова и А. В. Брушлинский выделяют следующие свойства субъекта: активность, ценность, самостоятельность, ответственность, творчество и др. [19-21]. Можно сказать, что без этих свойств субъекта саморазвитие невозможно. В. В. Знаков рассматривает субъекта в рамках психологии человеческого бытия, фокусируя внимание на смысловых и ценностных контекстах жизни субъекта [22]. Е. А. Сергиенко, разрабатывая проблему субъекта и субъектности, предлагает системно-субъектный подход [23], который позволяет охватить разные точки зрения на субъекта, создавая возможность для объединения его проявлений в более широкие области субъектности, которые могут быть представлены как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни [24, с. 129].

Для анализа рассматриваемой нами высшей способности к саморазвитию как субкомпонента ментального компонента духовных способностей имеют значение все три вышеназванных аспекта субъектности: актуализируя высшую способность к саморазвитию, человек проявляет себя как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни. При этом важно учитывать, что в разные периоды и этапы жизни эти проявления субъектности сопряжены с различными задачами и возможностями их выполнения.

Читать статью  Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Выступая субъектом деятельности, человек использует саморазвитие для максимальной самореализации в деятельности, достигая в ней высочайших результатов. В качестве субъекта развития он непрестанно трудится над всесторонним самоулучшением — самосовершенствованием. Будучи субъектом жизни, человек становится автором своего жизненного пути, стремясь к воплощению высших ценностей и самоактуализации.

Таким образом, субъектность является важнейшим фактором, способствующим саморазвитию. Именно благодаря возможности становиться субъектом своих действий и поступков, человек может осуществлять саморазвитие, особенно его высшие проявления, связанные с высшей способностью к саморазвитию.

Высшая способность к саморазвитию, представляя собой субкомпонент духовных способностей, их ментального компонента, относится к высшим способностям и этим отличается от обычной способности к саморазвитию. То есть высшая способность к саморазвитию связана с высшими рубежами развития личности — стремлением к самопреобразованию, самосовершенствованию и самоактуализации, в основе чего лежит ориентация на высшие ценности и смыслы бытия.

Высшая способность к саморазвитию базируется на способности становиться лучше, что означает быть лучшим в данный момент не по сравнению с другими, а по сравнению с самим собой «вчерашним», «прежним». Она предполагает желание становиться лучше во всех смыслах; охватывает: а) личностную сферу — ориентация на высокие идеалы и ценности, сосредоточенность на развитии духовно-нравственных качеств, улучшение общения и навыков взаимодействия с людьми на основе бескорыстной любви к людям; гармоничное развитие разных сторон личности; б) интеллектуальную сферу — стремление делать нечто лучше, чем человек делал это прежде (лучше учиться, лучше познавать себя, мир, других людей, расширять кругозор, диапазон умений, лучше осуществлять профессиональные обязанности и прочее, чтобы это приносило благо и самому человеку, и обществу, в основе этого лежит идея служения людям.

Способность становиться лучше связана с движением от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному, что может рассматриваться как преодоление «Я» эгоцентрического, выход за его пределы, отражая переплетение с трансцендентыми способностями. Движение от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному связано с проявлением усилий для избавления от эгоизма, любых неблаговидных намерений, желаний и поступков, дурных привычек, вредоносных стереотипов поведения, лени, трусости, агрессии и культивирование чистых мыслей, дружелюбия, доброты, милосердия.

Высшая способность к саморазвитию требует мужества, проявления воли, ответственности, трудолюбия, целеустремленности, а также самоконтроля, понимания себя и других, правильной оценки жизненных ситуаций и событий. Она тесно связана с высшими интеллектуальными, рефлексивными, саморегулятивными и творческими компонентами духовных способностей. Главным критерием включения способности к саморазвитию в категорию духовных является их неразрывная связь с высшими моральными способностями, входящими в состав морального компонента духовных способностей. Моральный компонент состоит из следующих субкомпонентов: духовно-нравственные качества, бескорыстная любовь к людям, стремление к смыслу, совесть, духовная альтруистическая направленность. Основу всех элементов морального компонента духовных способностей составляют ценностно-нравственные и смысловые устремления, ориентированные на высшие ценности и принципы абсолютной морали.

Можно сказать, что высшая способность к саморазвитию, проявляясь как духовная способность, относится к сверхнормативному уровню поведения (например, научиться рисовать для того, чтобы созданные картины наполняли жизнь окружающих добрыми, светлыми чувствами и мыслями, помогали видеть красоту мира, возвышали человека) и этим отличается от обычной способности к саморазвитию, которая имеет отношение к нормативному уровню поведения (например, повышать степень профессиональной компетенции в соответствии с требованиями своей организации, совершенствовать качества личности, ориентируясь на нормы корпоративной (относительной) морали). Способность к саморазвитию, как ни парадоксально, может носить и деструктивный характер (например, когда человек стремится достигнуть совершенства в мошенничестве, воровском деле, оттачивая и улучшая соответствующие навыки и умения (аморальное поведение)).

Итак, высшая способность к саморазвитию, входящая в состав ментального компонента духовных способностей, отражающего глубину умственных возможностей человека, тесно связана с моральным компонентом модели духовных способностей, основу которых составляют высшие ценностно-нравственные идеалы. Высшая способность к саморазвитию имеет много характеристик и параметров, сходных с обычной способностью к саморазвитию, которые подробно описаны выше, но в то же время имеет и кардинальное отличие — высокий духовно-нравственный ориентир.

Таким образом, рассмотрение понятий саморазвития и способности к саморазвитию позволяет сделать вывод об их глубокой смысловой насыщенности, создаваемой благодаря многозначности определений. Существующие в отечественной психологии трактовки саморазвития и способности к саморазвитию отражают его различные аспекты и компоненты: когнитивный, деятельностный, системный, субъектный, жизненно-ориентированный, интегративный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентацион-ный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Отмечается важная роль ответственности в субъектности саморазвития.

В психологических исследованиях (теоретических и эмпирических) были описаны различные механизмы саморазвития: самопознание, самоуправление, самоулучшение; разные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация). Многообразие факторов, определяющих саморазвитие (мотивационных, саморегулятивных, когнитивных, ценностно-смысловых); выделение множества аспектов и компонентов саморазвития, его различных форм проявления отражают сложность и многомерность данного психологического феномена.

Анализ понятий «саморазвитие» и «способность к саморазвитию» позволил установить, что позиция субъекта и проявление субъектности играют важнейшую роль в процессе само-

развития, особенно это касается высшей способности к саморазвитию. Описание высшей способности к саморазвитию привело к выявлению ее специфики, которая заключается в принадлежности к категории духовных способностей в качестве составляющей их ментального компонента. В результате были определены различия между способностью к саморазвитию и высшей способностью к саморазвитию. Основное отличие заключается в том, что высшая способность к саморазвитию связана с ориентацией личности на высшие ценности и идеалы.

1. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

2. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.

3. Виноградский М. Д., Шканова О. М. Организация труда менеджера. Киев, 2002. URL: https://banauka. ru/1075.html (дата обращения: 10.06.2021).

4. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14-16.

5. Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

6. Алешина С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.

7. Маралов В. Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 4. С. 147-152.

8. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 374-381.

9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007. 255 с.

10. Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 154-164.

11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/27212?p_page=5 (дата обращения: 12.07.2021).

12. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 235 с.

13. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.

14. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.

15. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань; Нижнекамск: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 176 с.

16. Попов Л. М., Закирова М. А. Теория и технология саморазвития ответственности студентов // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 3-8.

17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

19. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

20. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

21. Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 208-268.

22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

23. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.

24. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.

Ожиганова Галина Валентиновна, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 15.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the concept of «self-development» and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of «self-development», as well as «the ability for self-development», «the highest ability for self-development» and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Keywords: characteristics of self-development, subject, subjectiveness, the ability for self-development, the highest ability for self-development.

Читать статью  Как избавиться от лени: 10 лучших способов советы психологов

1. Ozhiganova G. V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel’nosti [Spiritual сapacities as a resource of life activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2016. 282 p. (in Russian).

2. Ozhiganova G. V. Dukhovnaya lichnost’ [Spiritual personality]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020. 288 p. (in Russian).

3. Vinogradskiy M. D., Shkanova O. M. Organizatsiya truda menedzhera [Labor organization of the manager]. Kiev, 2002 (in Russian). URL: https://banauka.ru/1075.html (accessed 10 June 2021).

4. Gil’ L. B., Chekhovskikh K. A. Sposobnost’ k samorazvitiyu v kontekste gumanitarizatsii obrazovaniya [The ability for self-development in the context of the humanization of education]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta — Izvestiya of Altai State University, 2012, no. 2-1 (74), pp. 14-16 (in Russian).

5. Larina Ye. N. Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya sposobnosti k samorazvitiyu u starshikhpodrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

6. Aleshina S. A. Samorazvitiye lichnosti studenta v obrazovatel’nomprostranstvepedagogicheskogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Self-development of a student’s personality in the educational space of a pedagogical college. Dis. cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2003. 22 p. (in Russian).

7. Maralov V. G. Obshchiye zakonomernosti i vozrastnyye osobennosti samorazvitiya lichnosti [General patterns and age characteristics of personality self-development]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin, 2015, no. 4, pp. 147-152 (in Russian).

8. Garanina Zh. G., Mal’tseva O. Ye. Samoregulyatsiya kak faktor lichnostno-professional’nogo samorazvitiya bu-dushchikh spetsialistov [Self-regulation as a factor of personal and professional self-development of future specialists]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 3 (84), pp. 374-381 (in Russian).

9. Nizovskikh N. A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoye issledovaniye zhiznennykh printsipov v strukture samorazvivayushcheysya lichnosti [Man as the author of himself: psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. Moscow, 2007. 255 p. (in Russian).

10. Shchyukina M. A. Samorazvitiye lichnosti: istoriya i sovremennoye sostoyaniye problemy v otechestvennoy psi-khologii [Personal self-development: history and current state of the problem in domestic psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2009, no. 1, pp. 154-164 (in Russian).

11. Maralov V G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Fundamentals of self-knowledge and self-development]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 256 p. (in Russian). URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/ 27212?p_page=5 (accessed 12 July 2021).

12. Peysakhov N. M. Zakonomernosti dinamiki psikhicheskikh yavleniy [Patterns of the dynamics of mental phenomena]. Kazan, Kazan University Publ., 1984. 235 p. (in Russian).

13. Kulesh Ye. V. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi samoupravleniya lichnosti s sub»yektivnoy kartinoy yeyo zhiznennogo puti: na primere podrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological features of the relationship between self-government of the individual and the subjective picture of life path: on the example of adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Khabarovsk, 2009. 27 p. (in Russian).

14. Derkach A. A., Sayko E. V. Samorealizatsiya kak strukturoobrazuyushchiy konstrukt i protsess v ontogeneze [Self-realization as a structure-forming construct and process in ontogenesis]. Mirpsikhologii, 2009, no. 2, pp. 222-235 (in Russian).

15. Popov L. M., Kashin A. P., Starshinova T. A. Dobro i Zlo vpsikhologii cheloveka [Good and Evil in human psychology]. Kazan; Nizhnekamsk, Kazan University Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

16. Popov L. M., Zakirova M. A. Teoriya i tekhnologiya samorazvitiya otvetstvennosti studentov [The theory and technology of self-development of students’ responsibility]. Obrazovaniye i samorazvitiye — Education and Self-Development, 2007, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

17. Slobodchikov V. I., Isayev Ye. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: raz-vitiye sub»yektivnoy real’nosti v ontogeneze [Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2000. 416 p. (in Russian).

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002 (in Russian).

19. Abul’khanova K. A. O sub»yekte psikhicheskoy deyatel’nosti [About the subject of mental activity]. Moscow, Nauka Publ., 1973 (in Russian).

20. Abul’khanova K. A., Brushlinskiy A. V. Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [Philosophical psychological concept of Sergei Leonidovich Rubinstein]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 248 p. (in Russian).

21. Brushlinskiy A. V Iskhodnyye osnovaniya psikhologii sub»yekta i yego deyatel’ nosti [The initial foundations of the psychology of the subject and his activity]. Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya [Psychological science in Russia of the XX century]. Ed. A. V. Brushlinskiy, Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1997. Pp. 208-268 (in Russian).

22. Znakov V. V. Psikhologiya chelovecheskogo bytiya: problemy i prespektivy [Psychology of human existence: problems and prospects]. Psikhologiya sub»yekta ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of the subject and psychology of human existence]. Eds. V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoy, Ye. A. Sergiyenko. Krasnodar, Kuban University Publ., 2010. 371 p. (in Russian).

23. Sergiyenko Ye. A. Sistemno-sub»yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal — Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 120-132 (in Russian).

24. Sergiyenko Ye. A., Lebedeva Ye. I., Prusakova O. A. Model’psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [Model of the mental as a basis for understanding oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009 (in Russian).

Ozhiganova G. V., Leading Researcher, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (ul. Yaroslavskaya, 13, Moscow, Russian Federation, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Что такое саморазвитие, с чего начать и как не забросить через неделю: самое подробное руководство

С чего начать саморазвитие

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на повестке дня у нас очень важная и интересная тема – саморазвитие. Приготовьтесь расширить границы своих возможностей и стать лучшей версией себя. Я расскажу вам, с чего начать саморазвитие, в каких направлениях двигаться, как преодолевать препятствия на пути.

Курсы по саморазвитию

Что такое саморазвитие

Прежде чем переходить непосредственно к практике, давайте разберемся, что же такое саморазвитие.

Простыми словами саморазвитие – это активная работа по улучшению себя и своей жизни. Развивать можно личностные качества, профессиональные навыки, когнитивные функции, физические возможности и т. д.

Зачем все это нужно? Наш мир устроен так, что невозможно достичь какой-то определенной точки и навсегда в ней остаться. Если перестать двигаться вперед, обязательно последует откат назад.

Представьте, что вы год потели в спортзале, правильно питались и привели все-таки себя в идеальную форму. “Ну теперь-то можно и расслабиться”, – заключаете вы и пускаетесь во все тяжкие. Думаю, дальше можно не продолжать, итог и так ясен.

То же самое происходит и во всех остальных сферах жизни. Вы не добьетесь успеха, пока не начнете вкладывать время и силы в самосовершенствование.

Если вы готовы влачить жизнь унылого середнячка, валяющегося каждый вечер перед телевизором, можете закрыть эту статью. Оставьте процесс саморазвития людям ярким, амбициозным, неравнодушным. Только не удивляйтесь потом, почему вдруг оказались на дне, и не говорите, что я вас не предупреждала.

7 причин, почему нет желания развиваться

Если важность постоянного развития признают почти все, то почему же столь немногие им занимаются? Давайте рассмотрим несколько факторов, мешающих нам начать заниматься улучшением себя.

Отсутствие силы воли

Основная причина, почему люди не занимаются самосовершенствованием, – плохо развитая сила воли. Эта невидимая мышца требует постоянной тренировки, иначе она очень быстро атрофируется.

Если у вас проблемы с силой воли, не отчаивайтесь. Во-первых, ее развить можно в любом возрасте – было бы желание. А во-вторых, работая над ней, вы уже самосовершенствуетесь – формируете целеустремленную, независимую и устойчивую личность.

Читайте нашу статью Как развить силу воли. В ней вы найдете подробную инструкцию и советы профессиональных психологов.

Недостаток мотивации

Вы задумывались, почему одни занятия приносят вам удовольствие, а другие только изматывают? Все дело в мотивации – именно она отвечает за распределение энергии. Ее можно сравнить с суровым банковским кредитором, к которому вы обращаетесь за ссудой.

– Дай мне сил и вдохновения на изучение английского, – взываете вы к своей мотивации.

– Так-так. Это, кажется, уже 102-я попытка. В прошлый раз тебя хватило на неделю. Да и зачем он тебе, этот английский? Лучше сэкономим наши ресурсы на что-то более полезное.

И вы повесив нос отправляетесь корпеть над учебниками. Стоит ли говорить, что и эта попытка окажется неудачной?

Мотивация – очень сложный психологический механизм. Поэтому мы посвятили ей отдельную статью Что такое мотивация: основные виды и характеристики. Если чувствуете, что вам не хватает внутреннего побуждения к действию, обязательно ее прочитайте.

Неспособность спланировать свое время

Очень жаль, что в школе детей не учат эффективному тайм-менеджменту. Обидно, когда великие идеи и планы остаются нереализованными из-за банальной безалаберности и неорганизованности. Если вы постоянно опаздываете и ничего не успеваете, вряд ли вы сможете достичь высоких результатов в чем бы то ни было.

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы эффективно распределять свое время. Это всего лишь набор правильных привычек: вести ежедневник, расставлять приоритеты, выполнять однотипные дела одновременно и т. п. А вы ведь в курсе, что на формирование новой привычки нужен всего лишь 21 день? Так что дерзайте!

Отсутствие дисциплины

Дисциплина – еще один столп, на котором держится процесс самосовершенствования. Все действия, направленные на развитие себя, требуют многократного рутинного повторения. Каждый день делать зарядку, три раза в неделю посещать спортзал, дважды в сутки медитировать…

Если каждый раз заставлять себя из-под палки, вам очень быстро все это опротивит. Секрет дисциплины в том, что благодаря ей вы выполняете все эти действия как бы на автомате, не задумываясь над тем, хочется вам этого в данный момент или нет. Надо – значит, надо. И точка. Как в армии.

Похвастаться отличной дисциплиной могут, например, спортсмены. Если же вы далеки от спорта, не отчаивайтесь. Ваш путь будет немного длиннее и сложнее, но это не повод отказываться от заветного результата.

Неправильное мышление и установки

Все великие достижения человечества начинаются с мысли. Но и все жестокие войны тоже начинаются с мысли. Поэтому стоит внимательней относиться к этим бесплотным обитателям нашего сознания.

Если в голове у вас постоянно крутится одна и та же мысль “У меня ничего не получится”, будьте уверены – она окажется пророческой. Потому что мысли подобны семенам – что посеешь, то и пожнешь.

Измените мышление на позитивное и вам не придется больше заниматься самокопанием, тратить время на бесконечные сомнения и воспроизводить негативные сценарии.

Источник https://hr-portal.ru/article/usloviya-sovershenstvovaniya-i-professionalnogo-samorazvitiya

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-sposobnost-k-samorazvitiyu-i-vysshaya-sposobnost-k-samorazvitiyu

Источник https://iklife.ru/samorazvitie/s-chego-nachat-samorazvitie.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Лучшие 7 упражнений с гантелями на руки в домашних условиях примеры программ тренировок
Next post Сертификаты на строительные материалы