Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературыстатья

 

Содержание

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главная роль в формировании познавательной активности учащихся отводится нетрадиционным формам уроков. Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна

Применение современных методов изучения географических объектов во внеурочной деятельности на примере «Корееведение»

Текст научной работы на тему «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории»

1. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии // М.: Кнорус, 2011. С. 269.

2. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика, 1999. № 3. С. 27.

3. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. // С.-Пб.: Знание, 2006. С. 190.

4. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика, 2000. № 7. С. 18.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. [Текст]: учебное пособие. // М.: Академия, 2006. С. 175.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ Славская И.В.

Славская Ирина Вячеславовна — учитель истории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Дейнега ст. Павловской, ст. Павловская, Воронежская область

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главная роль в формировании познавательной активности учащихся отводится нетрадиционным формам уроков. Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам.

Ключевые слова: проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские методы, игровые методы.

Цель обучения сегодня состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это всё то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков (НФУ). Это связано со становлением, нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Применение НФУ (урок-игра, урок-дискуссия) — это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Любой урок требует создание условий для мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшее требование в организации современного урока. Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда

имеет мотив — побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.

Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам. Среди них: проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские методы, игровые методы, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Одним из часто используемых методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и «кейс-метод» (метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации). При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

> улучшает владение теорией;

> учит правилам ведения дискуссии;

> развивает коммуникативные навыки;

> развивает аналитическое мышление;

> развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Применяя данный метод лучше использовать задания, основывающиеся на позиции субъекта истории (исторического лица, современника событий). Например:

— Представь встречу: Мартина Лютера,Томаса Мюнцера, короля Англии Генриха VIII. Составь разговор между ними, в котором, они убеждают о преимуществах именно их церкви (лютеранской, кальвинистской, англиканской). Какие вопросы не вызвали бы между ними спора?

Лучше использовать Кейсы в конце изучения больших тем. Чаще всего они бывают межпредметные. Не следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний Кейс — технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания.

Технологии критического мышления очень удобна при работе над написанием эссе, а также при обобщении материала. В этих случаях на уроках можно использовать один из приемов технологии критического мышления — формулу «ПОПС»:

П — предположение (Я считаю, что. ).

О — обоснование (Потому, что. ).

П — пример (Я могу доказать это тем, что. ).

С — следовательно (Я делаю вывод.).

Учащимся предлагается на уроке задание: «Ты — человек XXI века попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?»

Используй в своем ответе

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) —я считаю, что.

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что.

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —например

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.

Любой нетрадиционный урок по истории сопровождается использованием интерактивных методов (ЭОР). Использование на уроках истории ЭОР помогает реализовать следующие задачи:

> Настроить (мотивировать) учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы.

> Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.

> Привлечь внимание учащихся к той или иной теме или проблеме.

> Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.

Читать статью  САМООБРАЗОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОРЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

> Расширить кругозор и познавательную активность учащихся.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы обучающихся. В качестве НФУ по истории часто использую игровые технологии.

Игры — головоломки — это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Часто использую такие игры — головоломки: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.

«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания исторической карты.

Включаю работу с понятиями: Учащимся при изучении темы «Финикийские мореплаватели», предлагается задание определить, о каких географических названиях говориться в тексте.

. 1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3.. . После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5. пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ..7.. и затем поплыли оп ..8.. . Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ..5.. и прибыли в ..3.. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ..1.. солнце оказывалось у них на правой стороне. Геродот. «История в девяти книгах».

2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).

7. Северное море (Средиземное море).

8. Южное море (Индийский океан).

При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий, соотносят их с современными.

Таким образом, активное использование инновационных образовательных технологий позволяет решить проблему повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены три условия:

• мне интересно то, чему меня учат;

• мне интересен тот, кто меня учит;

• мне интересно, как меня учат.

Несмотря на высокую степень эффективности НФУ в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока. Может способствовать успешному развитию личности учащихся. Такие формы работы не могут не являться способом стимулирования учащихся познавательной деятельности на уроках истории.

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. М.: Педагогика, 2003.

2. ГинзбургМ.Р. Изучение учебной мотивации. М.: Педагогика, 2003.

3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 89, 100, 115.

4. МаслоуА.Г. Мотивация и личность. М., 2001. С. 218.

5. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Вопросы психологии, 1994. № 4. С. 45.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда и наказанием и мучением. Воспитатель, помни, что, если дело доходит до этого, ни о каком успехе этического воспитания не может быть и речи. Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении — в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость».

Скачать:

ВложениеРазмер
stim.pozn_.deyat_.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

( выступление на педагогическом совете)

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действует . Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя , самосовершенствоваться.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.

«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоении чужого и т.д.

Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.

Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться)»

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация .

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • верить в каждого ребёнка и его возможности;
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
  • проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • не торопиться с выводами;
  • помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо».

Какие формы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся я использую в своей практике?

  • в 5 классе – похвала, оценка, включение в учебную деятельность с помощью игр, занимательных минуток, взаимопроверка, отметка, обзор лучших работ, соревнование.
  • в 6 классе – познавательные игры, задания практического характера, словесное поощрение, отметка;
  • в 7 -9 классах — познавательные игры, познавательные минутки, похвала, оценка, интересное, диффиринцированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, обзор лучших работ.
Читать статью  Как люди защищают свои убеждения?

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся 5-9классов. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Задумываясь о том, каким должен быть современный урок , я вспоминаю известные слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.

Лучшим же средством развития личности является такая организация деятельности, которая побуждает учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Стараюсь в своей работе применять способы активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Применение нетрадиционных форм урока: уроки — игры; уроки – практикумы, уроки творчества; уроки-зачеты; уроки-концерты; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

Например, в 9 классе — урок- практикум « Обличение несправедливости в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям». «Памятник» — бессмертие поэта;

в 5 классе – урок литературы по теме «Л.Н.Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну . Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

Например, на уроке литературы в 6кл. задаю домашнее задание: подготовить мини – проект об А.С.Пушкине, в 5 классе – мини – проект « Мой сказочный кумир».

3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игровые формы: ролевые, дидактические, организационно-деятельные: « Найди пару», « Сыграй сказку», « Помогите Незнайке исправить ошибку», « Помоги другу в поиске нужных ответов» и т.д.

4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

5. Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых.

6. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Использую репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский методы обучения.

Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки».

8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

2) «Для меня сегодняшний урок . » (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

3) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так . »).

4) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей . »).

10. Создание проблемной ситуации.

Тема «Дополнение», урок русского языка в 5 классе. Даются предложения: «Дуб повалил ветер. Мать любит дочь. Небо усеяли звезды. Направление указывает компас». Задание: подчеркните подлежащее и дополнение. Многие подчеркнут неверно, руководствуясь прямым порядком слов в предложении, что на первом месте чаще бывает подлежащее, не зная об инверсии. При проверке обнаруживается нарушение смысла. Вопросы побуждающего диалога:

Почему вы затруднились?

Почему перепутали подлежащее?

Какие знания вам необходимы, чтобы правильно определить подлежащее?

К чему вас приведет незнание тонкостей определения членов предложения?

Появляется новый член предложения, часто отвечающий на вопрос подлежащего. Что он делает в предложение? Какова же тема урока?

11. «Творческие мастерские»: составление кроссвордов и викторин, сообщения, доклады, сочинения, мини – зарисовки.

12. Работа с иллюстрациями. Ученики с интересом показывают не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора.
13. Р азвитию творческой активности учащихся способствует использованная мной технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧЧиП). Активно использую в своём арсенале такие приёмы данной техники:

​ ∙ Синквейн. Синквейн на тему «Деепричастие»( 7кл)

Деепричастие.
Неизменяемое, самостоятельное.
Принадлежит, обозначает, примыкает.
Соединяет в себе признаки глагола и наречия.
Особая форма глагола.

∙ Кластер «Морфемы» — корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

∙ Клише ( образец, схема). Использую для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Например, Клише для сочинения 15.3.

На мой взгляд, человечность — это. (или)
По моему мнению, человечность — это. (или)
Мне кажется, что человечность — это. (или)
Я думаю, что человечность — это. (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что. (или)

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или)
В жизни мы часто наблюдаем. (или)
Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или)
Таким образом, можно заключить, что. (или)
В заключение я хочу сказать, что.

Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Стараюсь формировать на уроке положительное отношение к новым знаниям, создаю ситуации успеха, эмоциональный настрой на урок.

Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Я помогаю ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.

Читать статью  Как создавалась психология? Можно ли оправдать эксперименты на детях...

Стимулирование познавательной активности младших школьников как средство саморазвития и самореализации

В течение недели учителями школы были даны открытые уроки для учителей начальных классов города по теме “Стимулирование познавательной активности младших школьников как средство саморазвития и самореализации”.

Цель: показать различные формы и методы работы по активизации познавательной деятельности учащихся; продемонстрировать, как стимулирование познавательной активности влияет на саморазвитие и самореализацию учеников.

Сегодня завершающий день Недели педагогического мастерства и в рамках Круглого стола мы услышим самоанализ своего урока каждым учителем. Учителя из других школ, которые присутствовали на том или ином уроке, могут высказать свое мнение о нем, отметить положительные моменты и также сказать, удалось ли учителю достичь поставленных целей, а самое главное, соответствовало ли содержание урока теме Недели.

Но сначала несколько слов по теме, которую мы выбрали для проведения Недели педагогического мастерства.

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным. Одним из средств достижения этой цели является развитие познавательного интереса школьников, их творческая мыслительная активность, желание испытать чувство успеха при обучении. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Какие же можно выделить причины спада школьной мотивации?

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и само реализации личности. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Он связан не только с интеллектуальной, волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов, работающими по образовательной системе “Школа 2100”.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

На уроках, проведённых в рамках Недели педагогического мастерства, можно было увидеть и проследить связь ранее изученного материала с вновь полученными знаниями, с опорой на уже имеющийся у учащихся опыт.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным (это условие очень хорошо выполняется в программе “Математика” Л. Г. Петерсон).

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой, проверка с помощью “сигнальных кружков, карточек” (это было видно на уроке в 1а классе), рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” — ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т.д.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком (этим приемом в совершенстве владеют учителя, работающие в1-х классах).

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Что же можно сделать для стимулирования познавательной активности, какие применить методы и приемы?

Думаю, что, побывав на уроках наших учителей, вы смогли увидеть многие приёмы стимулирования познавательной деятельности, о которых я говорила ранее.

Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: “Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью”.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-poznavatelnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii-lichnosti-s-primeneniem-netraditsionnyh

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/03/05/stimulirovanie-poznavatelnoy

Источник https://urok.1sept.ru/articles/607675

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Мальва: выращивание из семян
Next post Как устанавливать греющий кабель в канализационную трубу, какой использовать