Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

 

Портфолио

В настоящее время в педагогике высшей школы наметилась очевидная тенденция поиска каких-либо объективных, но, одновременно эффективных методов оценки учебных и иных достижений студентов и повышения их личной активности. Все они исходят из различных научных и идеологических предпосылок, образов студенчества. Мы, в практике работы своего вуза, сталкиваемся с ситуацией, когда модель оценки достижения студента (т.н. рейтинг) возникает и складывается внутри административной верхушки вуза, отражает, прежде всего, ее интересы и стереотипы, откровенно навязывается студентам и преподавателям и, в столкновении с реальной жизнью, сталкивается с открытым, реже, а чаще со скрытым сопротивлением других субъектов образовательного процесса, недовольных новыми нагрузками, ужесточением контроля за своей деятельностью, формализмом и бездушием предлагаемой системы.
Мы, в свою очередь, не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, предлагаем новый метод оценки достижений студента, рейтингования и контроля за его деятельностью. Этот метод известен как портфолио ( ). Его огромное преимущество перед всеми административными способами контроля и стимулирования учебной и деловой активности заключается в том, что он «нужен», в первую очередь, не администрации, не преподавателям, а самим обучающимся в вузе студентам. Нужен как действенный метод самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента в вузовской и, далее, в любой профессиональной и деловой среде.
Отметим наиболее существенные предпосылки выдвижения метода портфолио на передовые позиции в оценке индивидуальных достижений студента:
— Во-первых, как известно, студент далеко не всегда объективен в оценке своих учебных и иных достижений и возможностей;
— Во-вторых, далеко не всегда объективна оценка вузом достижений и возможностей самого студента;
— В-третьих, используемый в большинстве вузов административный рейтинг выступает в сознании студентов и, преподавателей, как безличная форма навязывания, давления;
— В-четвертых, у студента, как развивающейся личности, есть глубинная, но не всегда актуализируемая потребность, видеть и «чувствовать» свои достижения не только в виде отдельных контрольных срезов, но и в динамике, в развитии;
— В пятых, каждому обучающемуся необходим такой внутренний инструмент оценивания, который бы мотивировал студента «изнутри», опирался бы на его внутренние потребности и мотивы саморазвития.

Опыт использования портфолио, относительно новый для высших учебных заведений, уже довольно широко используется в деловой жизни многих профессиональных групп, а также начинает осознанно применятся в среднем образовании в целях более оптимальной подготовки ребенка к профильному обучению, которое активно развивается на Западе, а сейчас проникает и в нашу российскую действительность. В нашей личной практике мы тоже использовали метод портфолио при работе со студентами ЧГУ во время подготовки и проведения 1 корпоративного конкурса «Студент года».
В наиболее простом понимании портфолио – это папка достижений, как личных, так и групповых. Таким образом, в применении к вузу мы можем рассматривать как личный портфолио, так и портфолио группы, портфолио специальности, портфолио института или университета в целом. Но это уже тема другой, выходящей за рамки данной, работы, открывающей перед любым вузом и его подразделениям совсем иные, чем формальный рейтинг, перспективы самооценки, самообследования и саморазвития, с опорой на субъекта образовательного процесса и его естественные потребности и мотивы поведения.
Если рассматривать понятие портфолио более широко, чем лишь как папку достижений, через контекст социальной – экономической жизни, то можно уже говорить об этом методе как эффективном способе рационального и прозрачного продвижения будущих профессионалов на рынке труда, способе очень точно оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.
Рассмотрим некоторые другие понятия портфолио наиболее часто используемые в практике обучения. Итак, портфолио это:
— способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося;
— коллекция работ и результатов учащихся;
— сбор доказательств, систематический, специально организованный, и используемый для мониторинга знаний, навыков, отношений, шире – компетенций;
— рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта обучения;
— своеобразная выставка работ задачей которой является отслеживание его относительного роста (относительно самого себя, эталонной группы);
— отчет по процессу обучения о том, что узнал учащийся, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Для студентов высшего учебного заведения мы предлагаем следующую структуру портфолио, разбитого на части, разделы, главы и подглавы.
В качестве основных частей портфолио, мы предлагаем разбить его структуру на 3 части:
1. «Мои достижения», свидетельствующей о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта;
2. «Я в мире людей», свидетельствующей о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.;
3. «Взгляд на себя и в будущее», которая предполагает самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опастностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

Читать статью  Технология организации саморазвития педагога – воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

В целом мы видим такую структуру портфолио студента вуза:

Часть 1. «Мои достижения»
1.1. «Официальные документы» (документы об окончании школы, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован).
1.2. «Жизненный опыт» (автобиография, эссе «Взгляд в прошлое», анали важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)
1.3. «Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка (ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ).
1.4. «Научная деятельность» (список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, отзывы на ваши работы, эссе «О науке» и т.п.)
1.5. «Курсы по выбору и творческие работы» (список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.).
2 часть «Я в мире людей»
2.1. «Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность.
2.2. «Друзья» (ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера из занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.)
2.3. «Любимые люди» (мама, папа, братья, сестры, девушка, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты)
2.4. «Мои кумиры» (те люди, актеры, ученые, писатели спортсмен и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты);
2.5. «Хобби, интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности).
3 часть «Взгляд на себя и в будущее»
3.1. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни).
3.2. «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете).
3.3. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях).
3.4. «Мои жизненные планы (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.)
3.5. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).

Что делать дальше? Можно, с одной стороны, ограничиться процессом построения портфолио и выделением критериев и параметров для его оценки (например, зрелость создателя портфолио, умение решать прикладные задачи. Сформированность основных профессиональны умений и т.п.)
Мы же, со своей стороны, предлагаем вузу использование портфолио для построения образовательного рейтинга студента. В нем, как это обычно делается, две части. С одной стороны мы оцениваем формальную сторону обучения студента в вузе. С другой стороны мы оцениваем созданное им порфолио. Если в средней школе «рейтинговый вес» первой части обычно превышает «вес» второй (соотношение 3 к 1 или 1,5 к 1), то в нашем случае, хотя конечный рейтинг должен определяться на основе последующего профессионального пути студента, это соотношение выполняется в пользу второй части, при соотношении 2/3.

В первой, формальной, части нас интересуют:

Позиция Компоненты Вес
1.Средние оценки по общим дисциплинам
2.Средние оценки по профессиональным дисциплинам
3.Средние оценки по специальным дисциплинам
4. Курсовые работы
5.6.7.8.
Дипломная
9. Практики
10.11.12.13. Иностранный язык
14.Второй иностранный
15.Третий иностранный
16. Педагогическая и преподавательская деятельность
17. Любые сертификаты об обучении, связанные с профессией. (оцениваются комиссией, не более 20)
18. Обучение за рубежом по направлению университета
19.Отзывы преподавателей, руководителей учебных практик (оценивается комиссией) По первой, формальной части, студент может набрать максимум 120 баллов

По второй, неформальной части, нас интересует

Позиция Компоненты Вес
Олимпиады
Профессиональные конкурсы
Научные публикации
Методические разработки и публикации(Разработка учебного курса, деловой игры, тренинга, конференции, сайта по профессиональной теме)
Участие в научной конференции
Участие в общественных проектах:
Участие в профессиональных проектах
Участие в спортивных мероприятиях
Иные сертификаты, документы(до 20)
Отзывы, характеристики от профессионалов –практиков, руководителей предприятий, организаций (оценивается комиссией)

Максимальный балл по неформальному рейтингу около 300-350 единиц. Однако, реально, неформальный рейтинг для студента не будет превышать 150-200 единиц.
Мы считаем, что рейтинг студентов на основании портфолио может подводиться по итогам учебного года и в целом за все годы учебы. В зависимости от профессиональной ориентации, направления будущей деловой активности вес оценок может быть пересчитан.

Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования , самопознания, мотивации достижений студентов.

Читать статью  Разрешите себе ошибаться — и все получится. С чего начать саморазвитие прямо сейчас?

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возвышаева И. П.

Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной компетенции будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Текст научной работы на тему «Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности»

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И

Автор рассматривает портфолио как средство самообразования, самопознания, мотивации достижений студентов.

The author considers a portfolio as means of self-education, self-knowledge, motivation of achievements of students.

Функциональная неграмотность выпускников колледжей, будущих специалистов является серьезным препятствием для их успешной профессиональной адаптации. По мнению многих экспертов, в частности экспертов ЮНЕСКО, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации. Она оборачивается большими потерями для общества. Под функциональной неграмотностью понимают неумение гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные, жизненные обязанности. Важным условием для успешного освоения профессиональных функций является, в том числе, стремление личности к саморазвитию и самоорганизации.

В этой связи в нашем колледже уделяется большое внимание созданию таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания личности, а также способствовали формированию мотивации достижения.

Портфолио мы рассматриваем как одно из таких средств. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Философия учебного портфолио предполагает:

— смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

— основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».

Концепция портфолио рассматривается нами как перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Наш опыт взаимодействия с потенциальными работодателями показывает, что важным требованием к нашим студентам с их стороны является наличие опыта работы и подтверждение глубокого интереса будущего специалиста к выбранной специальности. При этом сформированное к моменту окончания колледжа портфолио трудоустройства выпускника демонстрирует его готовность к выходу на рынок труда.

В нашем колледже в зависимости от целей, поставленных перед студентом практикуется создание портфолио нескольких типов:

— «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости учащегося и отражающая его успехи в колледже (награды за участие в конкурсах профессионального мастерства, похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, благодарственные письма родителям и т.п.);

— «рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития учащегося помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все творческие работы учащегося: презентации, образцы оформленных документов, эссе, рисунки, зачетные работы, и т.д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, периода обучения в колледже или одного учебного года);

— «проблемно-исследовательское», связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой подборку материалов по определенным разделам, например: варианты названий доклада (статьи, реферата); список литературы для изучения; план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; аудио-, видео записи выступления учащегося по данной теме на уроке (конференции, семинаре и т.д.); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; результаты исследования; выводы;

— «тематическое», создаваемое в процессе изучения какой-либо дисциплины или большой темы. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает название изучаемой темы, а также форму контроля по ней — защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

К формируемому портфолио предъявляются следующие требования: системность и регуля-тивность самомониторинга, достоверность, объективность, нацеленность автора на самосовершенствование, структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность, тематическая завершенность представленных материалов, наглядность результатов работы, технологичность.

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента: сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание портфолио с перечислением его основных разделов; самоанализ и взгляд в будущее. Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы преподавателя и учащихся. Единственное требование — удобность в хранении.

После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Учащиеся выступают перед своей группой, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки данному портфолио.

После публичной защиты преподаватель должен побеседовать с учащимся по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этой беседы может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса учащегося или, напротив, смена темы, а соответственно и познавательного интереса. Преподаватель в данной ситуации предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а учащийся выбирает.

Из всего вышесказанного видно, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных спо-

собностей учащихся, проверки уровня усвоения учебного материала, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Портфолио — это «вещдок» профессионализма.

Ключевые слова: колледж, портфолио, самообразование, мотивация достижений.

Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности

И.Р. Калмыкова
заведующая кафедрой
теории и методики преподавания
гуманитарных дисциплин ЯИРО,
кандидат педагогических наук

Читать статью  С чего начать саморазвитие: подробная инструкция для тех, кто хочет меняться к лучшему

Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио. Это слово в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).

Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).

Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и “поднимает” их познавательные интересы до высот научных образцов.

Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней — защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются 25 заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

По иерархии целей эти задания располагаются следующим образом:
1) на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил). Цель считается достигнутой, если ученик правильно воспроизводит и использует термины, знает конкретные факты, понятия, правила;
2) на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование;
3) на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях;
4) на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи. Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между причинами и следствиями;
5) на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. Цель считается достигнутой, если учащиеся пишут творческие работы, используют знания из разных областей при работе над проблемой (например при создании обзорного реферата), разрабатывают план эксперимента и т. п.;
6) на оценку каких-либо явлений по определенным критериям. Цель считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.

Данная классификация заданий построена нами на основе таксономии Б. Блума, известного американского психолога. Ответы на эти задания и составят содержание портфолио. Каждый вид задания в зависимости от степени сложности оценивается заранее определенным баллом, который доводится до сведения учащихся. Подобная система оценки позволяет сформировать у детей мотивацию достижения успеха, задать им некую планку мастерства. Из данных 25 заданий ученики могли выбрать любое и в любом количестве, но не менее десяти, выделенных жирным шрифтом или звездочкой, которые они должны были выполнить обязательно, чтобы получить зачет.

Существует и другой, более демократичный вариант выбора: дети имеют право отобрать любое количество заданий любой степени сложности. В этом случае выставляется суммарный балл, который позволяет им получить ту или иную рейтинговую “отметку”. При этом учеников не упрекают за выбор минимального количества простейших заданий, а подчеркивают, что это их право свободного выбора, что рейтинговый балл — это объективное зеркало их результатов.

Одним из 25 заданий для учащихся было и такое: “Предложите собственный способ оценки портфолио на основе определенных критериев”. Это задание оценивалось наивысшим баллом, так как его выполнение свидетельствовало о развитых рефлексивных способностях ученика и о высоком уровне его мышления. Дети предлагали разные критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, и по уровню самостоятельности учащихся, по степени использования дополнительной литературы и другие.

После проверки преподавателем портфолио необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Одним из способов оценивания является модель “ИТОГ”* * .
Данная таблица может заполняться как индивидуально, так и в группе.

Другим способом оценивания может быть заполнение таблицы* * * .
Параметры оценки задаются самим учеником

Источник https://proza.ru/2005/03/23-57

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-portfolio-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samoorganizatsii-lichnosti

Источник http://uroki.ru/ur_rus/k_metodkopilka/portfolio.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Посадка семян и рассады огурцов в теплицу: сроки, правила, схемы
Next post Как купить авиабилет за мили