Сущность саморазвития и самосовершенствования педагога

 

Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств

Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике. Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие обучающихся. Но полноценно развивать обучающегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.

Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности педагога — обязательной составляющей современного образования. Саморазвитие педагога — непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений. Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. Что же такое профессионализм? Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и в трудных ситуациях деятельности. Любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К. Д. Ушинский, «учитель живёт до тех пор, пока учится». Давайте разберёмся, что же это такое – самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Педагог готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей и быстрому моральному износу полученных преподавателем знаний. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. На занятиях всё чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний преподаватель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Саморазвитие педагога – важный процесс становления его профессиональных качеств. Как происходит саморазвитие педагога? Это: анализ собственных знаний, составление плана повышения уровня знаний, контроль изучения материала, выбор практических методик работы с обучающимися, разработка плана внедрения практических методик в свою работу, анализ применения новых методик в работе с обучающимися. Поэтому, саморазвитие и самообразование педагога – важный аспект, который в настоящий момент считается необходимым. Каждый педагог непременно должен заниматься вопросом изучения новых методик и повышения своих профессиональных качеств, как в области педагогики, так и в области возрастной психологии. При этом можно использовать как готовые планы саморазвития, так и создавать свои собственные. Анализ работ К. А. Абульхановой — Славской, В. В. Анисимовой, Н. М. Борытко, Н. К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог — специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально — педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога. Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально — личностного саморазвития. Сегодня активно развивается аспект повышения квалификации педагогов. Государство в полной мере осознало, что есть необходимость в правильной подготовке обучающихся к активизации их внутренних талантов и творческих данных. Очевидно, что самое значительное воздействие на подрастающее поколение имеют именно педагоги. Соответственно, в своей деятельности преподаватели непременно должны использовать проработанные методики, а также постепенно внедрять новые методики и анализировать их результаты. Участие педагогов в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в образовательном учреждении позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива техникума, так и для педагогического сообщества в целом. Важную роль в повышении научно – методического уровня педагогической деятельности каждого педагога играет методический совет. В методический совет входят наиболее опытные преподаватели, представляющие различные ступени образования, различные профили преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации педагога. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, разрабатывает программу методической работы. Таким образом, методический совет – это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально – педагогической культуры каждого педагога. К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в образовательном учреждении относятся: предметные методические объединения, проблемные семинары, школа молодого педагога, индивидуальная работа с преподавателями, проведение открытых уроков, научно – педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно – деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты педагогов и другое. Хочется отметить отдельно роль школы молодого педагога. Начинающие преподаватели объединяются под руководством одного опытного педагога. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение целей, содержания, средств, методов, деятельности по организации и управлению и все дидактические элементы занятия и многое другое. Занятия в школе молодого педагога предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт занятий с использованием различных инновационных технологий обучения. Общение молодых преподавателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. Для каждого педагога необходимы курсы повышения квалификации, позволяющие получить те знания, которые сразу же можно использовать на практике, постепенно внедряя их в свою систему образования, общения и воспитания обучающихся. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски. Именно такой подход позволит выбрать систему образования, которая смогла бы обеспечить предоставление обучающемуся всестороннего образования с индивидуальным подходом к личностным творческим аспектам.

Читать статью  10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Примерный перечень приложений-подтверждений к портфолио профессиональных достижений воспитателя Аттестация педагогов снова начнется с начала нового учебного года, и чтобы достойно пройти ее, нужно подготовиться заранее! Впереди лето.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: — Любить ребенка таким, какой он есть! — Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» «Речь — это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Сущность саморазвития и самосовершенствования педагога

Сущность профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах личных возможностей. Продуктами ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированном в будущее; в-третьих, развитая способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования [59, 228 – 229].

Работа над собой как способ самосовершенствования представляет собой основу профессионального саморазвития, которое предполагает осмысленную деятельность по развитию своей личности как профессионала: приспособление своих индивидуально-психологических характеристик к запросам педагогической деятельности, непрерывное увеличение профессиональной компетентности и вырабатывание морально-нравственных и других качеств личности.

Профессиональное саморазвитие располагает достаточно сложной организацией мотивов и источников активности. Движущим фактором саморазвития является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Такую потребность обычно стимулируют как внешние источники активности, так и внутренние.

Процесс профессионального саморазвития включает в себя три общих взаимосвязанных этапа:

Самообразование педагога.

В профессиональном саморазвитии большое значение имеет самообразование педагога (самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, знаний, технологий обучения и воспитания). Процесс развития у будущих специалистов самообразовательной деятельности весьма сложный и довольно длительный. Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа: ситуативное самообразование > ситуативно-инициативное самообразование > инициативно-зрелое самообразование.

Последнее характеризуется сознательным обращением их к самообразовательной работе. И наблюдается оно далеко не у всех получающих диплом специалиста по окончании вуза.

Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности можно представить в следующем виде:

№ п/пКомпоненты самообразованияРешаемые задачи
Создание эмоционально-личностного аппарата1.1. Научиться целеполаганию в самообразовании; 1.2. Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи; 1.3. Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования.
Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого; 2.2. Сформировать понимание роли изучаемого отражении объективной картины мира; 2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности.
Овладение методикой работы с источниками информации3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источником информации; 3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников; 3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.
Овладение организационно-управленческими умениями4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования; 4.2. Научиться обязательности выполнения плана самообразования; 4.3. Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи.
Читать статью  САМОПОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ

Источники самообразования педагога:

· Научная, научно-методическая, научно-популярная и психолого-педагогическая литература, периодическая печать, СМИ, Интернет

· Обучение на курсах (освоение различных образовательных программ)

· Работа по основной и/или сопутствующим специальностям

· Хобби (занятия спортом, искусством, туризмом и т.п.)

Содержание самообразования: психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, спроецированная в сферу профессиональной деятельности и т.п.

Таким образом, саморазвитие, самообразование и самосовершенствование – важное условие самосовершенствования и достижения педагогического мастерства.

Вопросы и задания:

1. Завершите фразу: «Самообразование – это…»

2. Чем обусловлена необходимость непрерывного самообразования современного педагога?

3. Какова взаимосвязь между самообразованием и обучением в учебных заведениях?

4.Каковы внутренние и внешние условия для формирования готовности к самообразованию у школьников в процессе преподавания вашего учебного предмета?

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса ( учителями , магистрантами, обучающимися ), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся : элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся . Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя . Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

Организация педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия

Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся»

Чудина Елена Ефимовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета echudina@mail .ru Elena E. Chudina

сandidat of Pedagogical Sciences, аssociate рrofessor, Volgograd State Social-Pedagogical University echudina@mail .ru

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся

Professional self-development of the teacher as basis of the organization of research activity of the being trained

Аннотация. В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса (учителями, магистрантами, обучающимися), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся: элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся. Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя. Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, готовность к саморазвитию, обучающийся, учитель, исследовательская деятельность, научное общество учащихся.

Abstract. Forms and work methods with different categories of participants of educational process (teachers, the undergraduates who are training), the promoting organizations and to development of research activity of the being trained are presented: elective course for the undergraduates, training seminars for teachers organizers of NOU, scientific organization of pupils. It is shown that as a basis for the effective organization of occupations professional and personal self-development of the teacher acts. Value offunctions of self-development of the teacher in the effective organization of research activity of the being trained is marked out.

Keywords: professional and personal self-development, readiness for the self-development, being trained, the teacher, research activity, scientific organization of pupils.

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предполагает формирование

готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Однако формирование готовности обучающихся к саморазвитию невозможно вне саморазвития учителя. Этот вывод убедительно доказали в своих исследованиях Н.К.Сергеев, Н. М. Борытко, В. А. Сластенин, В. И. Андреев, В. В. Сериков. Проведенное собственное исследование показало, что профессионально-личностное саморазвитие является фактором профессионального роста педагога, обязательным условием индивидуально-личностного развития ученика, и системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Педагог не может обеспечить саморазвитие ученика, не демонстрируя ему собственное саморазвитие в поведении, деятельности, поступках. Главный же механизм саморазвития, как целенаправленного воздействия человека на самого себя, В. И. Андреев определяет в разрешении противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач. [1, с. 65]. Противоречие в философии — взаимодействие противопоставленных взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития. Исходное, движущее противоречие саморазвития, по мнению Б. С. Братуся, неразрешимо до конца, подчеркивает бесконечный характер процесса саморазвития как жизненного процесса.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие современного учителя обеспечивает его готовность к принятию нововведений, к профессиональному реагированию на происходящие изменения как пространству для творчества и самосовершенствования и способствует формированию готовности к саморазвитию обучающихся.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (общего) образования согласно положениям ФГОС должна быть направлена на формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования [3]. С учетом вышеизложенного, учебно — исследовательская деятельность обучающихся предполагает серьезную и целенаправленную работу педагога — руководителя. Поэтому существенное значение в процессе подготовки учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся приобретает разработанный и апробированный нами элективный курс для магистрантов кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета: «Руководство научно-исследовательской работой школьников». Основная цель курса ориентирована на образование магистра, который способен развивать основы исследовательской деятельности обучающихся, проявляющих к ней интерес, а также на подготовку руководителя школьного научного общества учащихся.

Взаимодействие с магистрантами в рамках изучения данного курса показало, что основой эффективной организации и проведения занятий со слушателями является ориентир на профессионально-личностное саморазвитие учителя, как процесс целенаправленного, качественного самоизменения личностной

сферы педагога, обеспечивающего саморазвитие личности ученика, через реализацию целеобразующей, рефлексивной, нормативной, активного взаимодействия функций в развитии педагога.

Ориентируясь на развитие функций профессионального саморазвития учителя, в организации учебной деятельности магистрантов мы предлагали задания, способствующие выработке навыков критического оценивания различных видов работ школьников, определению специфики деятельности научного общества учащихся, творческой деятельности магистрантов со школьниками, способными к исследовательской деятельности. Уточнение специфики учебно-исследовательской деятельности школьников начальной, основной, старшей ступеней обучения, представление возможных видов работ школьников для каждой ступени обучения, указание типа и состава формируемых исследовательских умений запускает механизмы развития рефлексивной и нормативной функций профессионального саморазвития учителя. Анализ тезисов участников конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского г. Волгограда и подготовка рецензии на указанные тезисы способствуют развитию функции целеобразования, которая задает направления исследовательской деятельности современного учителя, формирует его собственную методологическую культуру, а также развивает исследовательские умения учеников, что обеспечивает реализацию требований федерального стандарта среднего образования как творческого процесса. В рецензии магистранты отразили корректность определения актуальности, объекта, предмета, цели, задач участников конкурса. Ориентир на развитие рефлексивной и активного взаимодействия функций выявил целесообразность определения задания к зачету по данной дисциплине. Будущим организаторам учебно-исследовательской деятельности предстояло разработать программу деятельности научного общества учащихся с последующим обсуждением на занятии. Подготовка такого зачетного задания позволила проанализировать опыт деятельности школ Волгограда и области по организации исследовательской деятельности учащихся, собственный опыт магистрантов по работе со школьниками и выстроить логику деятельности научного общества учащихся, способствующего развитию исследовательских умений.

Читать статью  Портфолио как средство саморазвития личности

Также для педагогов — руководителей исследовательских работ старшеклассников МОУ СОШ 37, 21, Гимназии №11 нами были проведены обучающие семинары по организации исследовательской деятельности обучающихся. Рефлексивная функция профессионально-личностного саморазвития позволяет учителю выявлять причинно-следственные связи, актуализирует развитие его способности к самосовершенствованию, самореализации и применению этой способности к современным ситуациям педагогической деятельности и обстоятельствам профессиональной жизни. Поэтому мы вместе с педагогами анализировали логику конкурсных работ школьников, их содержание, типичные ошибки при формулировке методологических характеристик учебно-исследовательских работ, составлении презентаций конкурсных работ. Также мы рассматривали требования к формулировке тем учебно-исследовательских работ обучающихся и анализировали различные темы выполненных конкурс-

ных работ. Функция активного взаимодействия связана с тем, что профессионально-личностное саморазвитие, как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между «Я» реальным и идеальным, определяет потребность в деятельности и активности учителя. Именно взаимодействие со значимым другим запускает механизмы саморазвития [4, с. 157]. По мере развертывания саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем более значимыми для человека становятся контакты с окружением, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов »[2, с. 44]. В связи с этим, взаимодействие учителя с коллегами, с преподавателями вуза во время семинара способствует актуализации имеющегося у него внутреннего потенциала, пополнению его в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане. Такая совместная деятельность учителей способствует обмену знаниями, опытом и открывает направления совершенствования деятельности учителей в рамках научного общества учащихся.

Также обращение к требованиям программы по развитию универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с положениями федерального стандарта, показывает необходимость формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Наиболее эффективными формами, как показала опытно-экспериментальная работа, реализующими данные требования, являются совместные формы работы учителей с учащимися в проектной деятельности, участие в открытых олимпиадах, различных конкурсах, которые используются в рамках научного общества учащихся в лицее №8 «Олимпия» г. Волгограда.

При проектировании учебно- исследовательской деятельности учащихся в НОУ лицея №8 «Олимпия» нами за основу взята модель и методология исследования, разработанная в современной науке. Эта модель включает в себя стандартные этапы, присутствующие в научном исследовании независимо от предметной области: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический, прогностический. Для организации исследования обучающимися совместно с учителями во введении определяются методологические характеристики: актуальность, исследовательская проблема, тема исследования, цель исследования, задачи исследования, теоретическое и практическое значение. Такая деятельность позволяет развивать методологическую культуру участников образовательного процесса и способствует их саморазвитию. Обучающиеся — члены НОУ — для решения исследовательских задач используют следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование. Продвижение учащихся по исследовательским этапам способствует развитию их компетенций в области учебно-исследовательской деятельности. Эффективная учебно-исследовательская деятельность обучающихся в научном обществе основывается на педагогическом взаимодействии друг с другом, с учителем и научным консультантом.

Проблематика работ старшеклассников связана непосредственно с педагогической практикой и представляет интерес для педагогов, студентов, самих

учащихся и их родителей. Так, предметом изучения лицеистов явились: деловое общение подростков, экологическая культура подростков, коммуникативные умения подростков, социализация подростков в центре дистанционного образования лицея.

В процессе работы над исследованием у учащихся появляется возможность расширить взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса. Все члены научного общества учащихся по педагогике лицея №8 «Олимпия» г. Волгограда с удовольствием проводили диагностическое обследование с учениками младших классов, со своими одноклассниками, и учащимися классов разного профиля и оценивали свои возможности с учетом выбранной педагогической проблемы. Также в процессе решения задач работы по темам «Педагогическая диагностика в современном учебно-воспитательном процессе», «Специфика мотивов учения подростков лицея» авторы интервьюировали педагогов лицея. В работе по теме «Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках химии», авторы совместно с учителем выделили наиболее интересную форму — работа в парах на уроках химии при изучении отдельных тем, которая представляет интерес для учащихся, студентов, будущих учителей в процессе развития коммуникативных умений. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие учителя в организации исследовательской деятельности позволяет лицеистам овладевать новыми способами деятельности, что находит выражение в их непрерывном саморазвитии, культуре мышления и поведения и повышает интерес лицеистов к занятиям в НОУ.

Функция активного взаимодействия профессионального саморазвития учителя наиболее ярко проявляется в процессе совместной подготовки учащихся лицея к районному и городскому конкурсу «Я и Земля» и стимулирует навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования [3], а также позволяет систематизировать материал работы и выделить ключевые аспекты для подготовки презентации.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что при отборе содержания организационных форм обучения с разными категориями участников образовательного процесса: учителями, магистрантами, обучающимися, ориентир на модель профессионально-личностного саморазвития учителя позволяет успешно реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта по формированию готовности обучающихся к саморазвитию, по формированию компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентноспособности. Казань: Центр информационных технологий, 2009. — 468 с.

2. Борытко Н. М. Воспитательная деятельность в контексте культуры //Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб. тр. по итогам междунар. науч. конф. Волгоград. 8-9 окт.2013г. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.- 275с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413). Режим досту-па:http://минобрнауки.рф/документы/2365

4. Чудина Е. Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе /Е. Е. Чудина// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013.- Т.13. №9(112). С. 155-158.

1 . Andreyev of V. I. Konkurentologiya. Training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center of information technologies, 2009. -468 pages.

2 . Borytko N. M. Educational activity in a culture context//Pedagogical activity and pedagogical education in innovative society: сб. тр. following the results of междунар. науч. конф. Volgograd. 8-9 окт.2013г. Volgograd: VGSPUpublishing house «Change», 2013. — 275с.

3 . Federal state educational standard of the secondary (full) general education [Electronic resource] (утв. the order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of May 17, 2012 of N413). Mode dostu-pa:http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365

4 .Tchudina E. E. Professional and personal self-development offuture teacher in higher education institution / E. E. Tchudina//News of the Volgograd state technical university. 2013 . — T.13. No. 9(112). Page 155-158.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/rol-samorazvitija-i-samobrazovanija-pedagoga-v-stanovleni-ego-profesionalnyh-kachestv.html

Источник https://allrefrs.ru/3-4653.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-uchitelya-kak-osnova-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Irbis TZ70
Next post Как открыть счёт в Германии для физ лиц, бизнеса или если нерезидент