Технология организации саморазвития педагога – воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

 

Содержание

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx65.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Выполнила: Белова Татьяна Михайловна

преподаватель ГБОУ СПО

Самарский торгово-экономический колледж

« Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология . В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.

Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.

Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:

  • — общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  • — глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, — возрастной физиологии, гигиены;
  • — фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  • — владение методикой обучения и воспитания;
  • — любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
  • — творческое отношение к работе;
  • — знание студентов, умение понимать их внутренний мир, иметь педагогический оптимизм;
  • — владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  • — постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

— качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

— качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

— перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Цель программы саморазвития:

— Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.

Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

  1. Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
  2. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
  3. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
  4. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
  5. Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  6. Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире;
  7. Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
  8. Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
  9. Освоить приемы рефлексии;
  10. Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.

Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Систематизировать процесс саморазвития

Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы

Отбираю научно – методическую литературу

Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу

С 1.03 по 15.03.2014г.

Определить цели и задачи саморазвития

Использую те знания, которые получила в учебном заведении

Правильная формулировка учебной деятельности

Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития

Проектировать образовательный процесс

Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Умение планировать и реализовывать образовательный процесс

Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе

Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Методов и приемов работы со студентами

Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися

Систематизировать деятельность обучающихся в группах

Применение в практике

Установление отношений со студентами в образовательном процессе

Развитие познавательных процессов

Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

— умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

— умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

— умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Находить методы и приемы урегулирования отношений

проведение педсоветов, круглых столов, тестов

Создание атмосферы семейных отношений в группе

Общение с обучающимися, понимание каждого студента

нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении

использование эмоций, чувств в общении

вербальные средства общения

Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями

владение этическими и эстетическими нормами общения

Работа над дикцией, темпом речи, грамматически правильной формулировкой

Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)

Основные направления саморазвития преподавателя:
— непрерывное пополнение педагогических знаний;
— совершенствование педагогического мастерства;
— расширение общего кругозора;
— нравственное и физическое совершенствование;
— умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования — самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания — самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
— сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны;
— сопоставление себя с другими;
— анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
— самоубеждение;
— самоободрение;
— самоприказ;
— самоконтроль;
— самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации;
— самовнушение.
Совершенствование преподавательского мастерства .
Преподавательское мастерство предполагает:
— способности к педагогической деятельности;
— широкие профессиональные знания;
— культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
— познавательных;
— конструктивных;
— организаторских;
— коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
— умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
— способность анализировать собственную деятельность;
— наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
— способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы — постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
— умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации — справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения:
— формировать цели и задачи образовательного процесса процесса;
— планировать системы работ и последовательность действий студентов;
— отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий);
— составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
— знание своего предмета и методов его преподавания;
— знание педагогической теории и психологии;
— широкий научный и культурный кругозор;
— педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
— ставить цели перед собой и детьми;
— планировать деятельность;
— делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
— создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
— контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
— учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам, мимике;
— совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
— изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения

Читать статью  НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

Преподаватель Белова Т.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс.

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п.

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных .

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта «ConEct»

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов.

Педагогический проект «Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера». Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови.

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно — практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций

Методика преподавания дисциплин профессионального цикла художественного профиля.

Технология организации саморазвития педагога – воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизировать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех всё больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совер­шенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Оба процесса сложны по своей структуре и осуще­ствлению, однако овладение технологией профессиональ­ного саморазвития поможет будущему педагогу продук­тивно организовать самостоятельную подготовку к про­фессиональной деятельности и мастерству.

Что является компонентами саморазвития, составны­ми аастями профессионального самовоспитания? Како­вы пути, средства и методы овладения процессом само­воспитания?

Изучение жизни и деятельности великих людей убеж­дает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения и науке относил на огромную работоспособ­ность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с не­довольства собой, которое возникает в процессе сравне­ния своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психи­ческих состояний, переживаний (см. Приложение 4). Это­му способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом. Рефлексия— это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недо­статки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.

Следующим шагом самовоспитания является форму­лирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовос­питания. Ведь от выбора цели зависит эффективность та­кой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель «жить не по лжи» (Л.И Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизньчерез достижение рабочих целей — конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно, организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчи­вость, коммуникативные умения, организаторские спо­собности и пр.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализо­вать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития— самопоз­нания.

Самопознание и самооценка — изучение и оценка сво­их личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и исполь­зования специальных методов диагностики.

Следует отметить, что все три вышеназванных про­цесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облег­чает педагогу работу над собой» так как позволяет стро­ить программу саморазвития с учетом работоспособнос­ти, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных про­цессов. Знание своих личностных особенностей (экстра – версия — инграверсия, нейротизм), некоторых черт харак­тера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабиль­ность, социальная дистанция),уровня развития органи­заторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовос­питания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологи­ческий портрет — «Карту личности».

«Карта личности педагога» может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изу­чать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым по­черпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Однако одного желания изменить себя бывает недо­статочно, и потому после выдвижения целей личностно­го саморазвития очень важно наметить программу дей­ствий самовоспитания в рамках учебно-научной деятель­ности студента педвуза и выбрать методы ее осуществле­ния. Уровень интеллектуальногоразвития студентов пед­вуза является, как правило, достаточным для составле­ния такой программы.

Программа саморазвития будущего педагога — это про­грамма действий по достижению конкретных целей само­воспитания с учетом требований профессии к человеку.

Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании (см. подробно: Педагогика: Учеб­ное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мишенко, Е.П.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1987. С. 68-69).

При реализации программы используют специфичес­киеметоды: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения. Суть его в создании притягательных целей, рисовании в своём воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путём словесных инструкций, мысленно воспроизведения определённых ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач.

Все методы самовоспитания тесно связанны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него всё хорошо получиться, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определённую положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходиться остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания – метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания умение контролировать непроиз­вольную умственную активность с целью повышения эф­фективности значимой для человека деятельности. Назван­ные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с уче­том индивидуальных особенностей человека (при необ­ходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).

Самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состоя­ний, результатов продвижения в саморазвитии. Результа­том самоконтроля является коррекция программы по са­мовоспитанию.

Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона, Им может быть любимый учитель, но чаще всего это со­бирательный образ, в котором отражаются представле­ния о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть каче­ство эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления пе­дагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная ха­рактеристика). Все это мы стремились учесть при состав­лении программы саморазвития — «Карты личности педагога”.

Результатом работы по самовоспитанию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельно­сти, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, по­хвала педагогов, опенка сокурсников), тем сильнее по­требность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуально го развития служат определённые средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый пони­мает по-своему: одни стремятся узнать как можно боль­ше обо всем; другие предпочитают, как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессио­нальной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересом к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазви­тия является использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи. Остановимся на не­которых практических рекомендациях.

1 .Интеллектуальное развитие тесно связано с общим и культурным развитием, которое следует сочетать с эс­тетическим, физическим и нравственным самосовершен­ствованием.

2. Чтобы развить свою память, следует:

— заниматься систематически, постоянно нагружая память новой информацией, связывая знания с практи­кой;

— ставить четкие цели запоминания, знать, почему и

для чего нужен тот или иной материал, где его можно

— прежде чем запомнить, нужно понять;

— все, что надо запомнить, надо отобрать, осмыс­лить, систематизировать, связать с ранее пройденным;

— запоминать ведущие идеи и способы их доказа­тельств, тогда память воспроизведет в вашем сознании и детали (нельзя запомнить все!);

— создавать хорошее настроение при заучивании, учиться видеть в обычном новое и необычное, интерес­ное и необходимое.

3. Чтобы научиться мыслить, необходимо:

— стремиться видеть главное и доказывать, что важнее и почему;

— овладеть основными умственными операциями (сравнение, доказательство, анализ, синтез, обобщение, опровержение);

— критически относиться ко всему, что читаешь, изу­чаешь, иметь своюнестандартную точку зрения;

— совершенствовать склонность к остроумию, наход­чивость, инициативу в практической деятельности.

4.Искусство овладения речью требует постоянных тре­нировок, беспрестанной работы над собой.

Развитьэти умения помогут следующие рекоменда­ции.

1. Никогда не будьте бесстрастными. В любой разго­вор, выступление вкладывайте максимум заинтересован­ности, увлеченности, желания все объяснить, доказать, убедить.

2. Сила слова учителя в его знаниях и убеждениях. Нельзя говорить о том, чего не знаешь и в чем не убеж­дён сам. Необходимо научиться говорить естественно, просто, без сложных оборотов и казенных фраз.

3. Уделяйте вниманее технике речи. Голос должен ес­тественно и по смыслу нарастать по громкости и силе выразительности, снижаться, становиться легким и за­душевным. Голос не должен быть слишком громким или слишком тихим.

4. Ежедневные выразительные чтения помогут развить речевые способности.

К средствам управления своим психическим состоя­нием следует отнести создание в процессе убеждения, самовнушения и самоприказа определенных установок. Так, положительная, оптимистическая установка на пред­стоящее общение, на работу имеет огромное значение и нередко партнеры по общению заражаются увереннос­тью педагога в успехе. Ситуация успеха, переживаемая пе­дагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Таким образом, глав­ным средством саморазвития является профессиональная деятельность — теоретическая или практическая, реаль­ная или моделируемая. А все остальные средства: самообразование, специальные упражнения, тренинги, аутогенная тренировка как средство обучения управлять своими психическими состояниями, создание установки на предстоящую деятельность – стоят на службе такой подготовки, способствуя самосовершенствованию в процессе педагогической деятельности.

Читать статью  Саморазвитие и самосовершенствование: с чего начать, личностный рост, работа над собой

Следует также отметить, что изменения в одной личностной сфере влекут за собой изменения в другой. Так, работа по культурному и интеллектуальному саморазвитию обязательно повлечёт за собой изменения в культуре поведения, проявится в стремлении следить за своим психическим состоянием. Культурный и грамотный человек не будет допускать несдержанности в эмоциях, будет стремиться организовывать свою деятельность так, чтобы не переутомляться, будет стремиться к рациональному распределению времени, что приведёт к изменениям в волевой сфере его деятельности.

Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. Психологическая наука предоставляет возможность изучить уровень развития ааких способностей, а педагогическая деятельность выступает основным средством их развития.

Все личностные изменения (интеллектуальное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целеустремлённость, культурное развитие, развитие педагогических способностей) сами становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самосовершенствовании.

Такова технология профессионального саморазвития. Следует помнить, что каждый входящий неё компонент является необходимым для успешного овладения процессом самовоспитания и что исключение хотя бы одного из них

повлечёт за собой ошибки, которые нелегко будет исправить. (см. рис. 14).

Так, процесс самовоспитания не даст положительных сдвигов, и педагог не сможет создать объективную картину развития своих личностные качеств, если не 6удут предварительно осуществляться самопознание, само­оценка. Программа самовоспитаний в таком случае не бу­дет адекватной личности, а самовоспитание — результативным. Отсутствие процесса целеполагания в техноло­гии саморазвития также сделает процесс самовоспита­ния неэффективным, так как программа профессиональ­ного саморазвития будет не мотивирована, а отсутствие осознанных целей самовоспитания сделает ее нереальной.

Не менее важны и процессы самоконтроля и коррек­ции, которые позволяют осознать свое продвижение, срав­нить достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий, выбрать методы и средства самовоспитания.

При организации профессионального самовоспита­ния необходимо придерживаться следующей последова­тельности действий.

1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.

2. Планирование, выбор действий, создание програм­мы самовоспитания.

3. Выбор методов и средств самовоспитания.

4.Реализация в учебно-научной деятельности пелен и задач программы профессионального самовоспитания.

5.Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

6.Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Результаты профессионального самовоспитания в свою очередь становятся стимулом профессионального са­мовоспитания.

Самопознание и самовоспитание студента педагогического вуза

В статье раскрывается понятие самовоспитания будущего учителя; место самопознания студента в самовоспитании; необходимость самопознания и его функции; понимание самовоспитания как целостного явления; основные этапы самовоспитания студента и их характеристика; взаимосвязь этапов самовоспитания; методы самовоспитания; трудности в самовоспитании и рекомендации студенту педагогического вуза.

Молодой человек, который пришел в педагогический вуз, ставит перед собой целью стать педагогом (учителем). Быть учителем – это высокая честь и высочайшая ответственность. «Прежде чем стать учителем, – подчеркивал А.С. Калабалин, сын воспитанника А.С. Макаренко, – надо понять, что ты будешь делать. Физика – это само по себе. Медведя за два года можно научить кататься на коньках, поэтому за пять лет физике любого можно научить, если только интеллект у него нормальный, но этого очень мало, чтобы войти в контакт с ребенком и с ним общаться» [3, с. 247]. О том, что учитель должен хорошо знать предмет, которому учит, речь даже не идет. Первое, что необходимо – это научиться входить в контакт с ребенком, общаться с ним, а для этого важно, чтобы учитель был интересен ученикам чем-либо и уметь многое.

Время обучения в вузе и является периодом становления личности учителя. Оно требует не только овладеть предметом и методикой его преподавания, но и сформировать качества, необходимые учителю, что диктует потребность в целенаправленном самосовершенствовании. Студент, посредством целенаправленной работы над собой, меняет свои привычки, личностные качества, расширяет кругозор в соответствии с поставленной целью, таким образом, добивается изменений в своем характере, в отношении к окружающей его действительности.

Изучение отношения студентов к самовоспитанию показало, что часть из них не способна объективно оценить свои возможности и недостатки. Они нередко свои слабые стороны могут недооценивать или представлять позитивными, в следствие чего негативно относиться к самовоспитанию. Отдельные студенты достаточно полно представляют свои достоинства, иногда мнимые, но в то же время склонны преувеличивать личные возможности. Они не очень хотят выявить свои недостатки и не стремятся к самосовершенствованию. Опыт работы свидетельствует, что многие из студентов нуждаются в том, чтобы их побудили и помогли в самопознании, а в дальнейшем в организации работы над собой, особенно на начальном этапе их становления как учителя.

Обучающемуся необходимо усвоить следующее. Человек по своей природе саморазвивающееся существо. Источником саморазвития выступают природные данные человека, среда, в которой он находится, и личная активность в работе над собой. Целенаправленное самовоспитание позволяет человеку сознательно влиять на саморазвитие, формировать у себя необходимые ему качества личности, овладеть искусством управления самосовершенствованием. «Правильно говорят, – писал великий чешский педагог Я.Корчак (1878-1942), – тот, кто не умеет сам себе приказать – «Перестань!», у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведет его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. ». [4, с. 388]

Самовоспитание студента – это его целеустремленная, активная деятельность над собой по закреплению, формированию и развитию, при необходимости, изжитию у себя, определенных качеств личности и привычек поведения под воздействием личных потребностей и требований среды. Это прежде всего осознанная деятельность человека над собой в интересах самосовершенствования.

Процесс самовоспитания представляет из себя глубоко внутреннее (интимное) явление. Он далеко скрыт от постороннего взгляда и изучать его протекание на примере конкретного человека представляется достаточно затруднительным. Исследования показывает, что практически каждый человек в той или иной степени, периодически занимается работой над собой для достижения частных целей. По стечению обстоятельств перед человеком возникает необходимость что-то сформировать, развить у себя, что-то преодолеть, заставить чего-то добиться своим отношением, поведением или деятельностью и он старается реализовать замысел. Практическая сторона такой работы над собой может не требовать от человека больших усилий, но определенный след она обязательно оставляет в зависимости от достигаемого результата. Постепенно, если человек получает положительный результат, то у него формируется уверенность в себе, свои силы, способности, решительность, настойчивость и, наоборот, если отрицательный – то неуверенность в себе, неустойчивость, отсутствие интереса и желания работать над собой. В данном случае речь идет не о системе самовоспитания человека, а о способности его решать частные задачи работы над собой.

Изучение проблемы самовоспитания показывает, что ее можно представить как взаимосвязанные циклы, блоки целенаправленной педагогической деятельности человека над собой по достижению определенной цели (совокупности целей) личностного развития, качественного изменения в себе как в содержательном, так и в поведенческом плане.

Начальному циклу самовоспитания студента предшествует определенный период, формирования элементарного интереса к себе как к человеку, своим достоинствам и недостаткам, возможностям по самосовершенствованию и, на основе этого, потребность в методах и методиках самопознания. Затем следует целенаправленная деятельность по удовлетворению этого интереса. Именно в этот период студенту следует овладеть элементарными основами работы над собой: внимательности к себе, что и как он делает, говорит; уважительному отношению к мнению других людей по оценке тебя; самокритичности. Далее начинается собственно педагогический цикл работы человека над собой, состоявший из последовательных этапов и включающий:

  1. Самопознание и принятие решения на самовоспитание (принятие решения).
  2. Самопрогнозирование и определение цели и задач работы над собой (определение цели и задач).
  3. Самопроектирование и разработка перспективы работы над собой (планирование работы).
  4. Реализация плана работы по самосовершенствованию и рефлексия (реализация плана).
  5. Итоговый – оценка достигнутого результата и определение дальнейшей перспективы самосовершенствования (оценочный).

Каждый этап включает определенные подэтапы.

Педагогический цикл самосовершенствования во взаимосвязи с основными элементами можно представить в виде схемы 1.

Схема 1. Педагогический цикл самосовершенствования

Педагогический цикл самосовершенствования

Условия обстановки, стимулирующие или тормозящие процесс самовоспитания

На этапе предшествующим принятию решения студентом на самовоспитание, он на основе сформированного видения возможностей человека, накопленного личного опыта, под воздействием среды (личных устремлений, рекомендаций по овладению профессией, видения реальных примеров поведения и деятельности педагогов, настроя в учебной группе по отношению к самовоспитанию и других факторов) выбирает себе идеал или пример, иногда создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы стать. Такой идеал, пример может быть достаточно четко представляемым студентом в лице конкретного педагога, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.). Он побуждает будущего учителя к самосовершенствованию и помогает ему определиться, в общих чертах либо в конкретном образе, к чему стремиться в работе над собой.

Нельзя исключать, что пример для студента мог быть у него сформирован еще до поступления в университет и он к нему стремится. О таких людях писал известный русский критик В.Г. Белинский (1811-1848) «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить к опасному, хотя и весьма непродолжительному пути по трудной дороге жизни. Но стократ счастливее, если они, чувствуя пользу доброго воспитания, своим стремлением к усовершенствованию, своею ревностию приблизиться к предложенной цели облегчают труды своих наставников» [2, с. 18].

Как отмечал А.С. Калабалин: «Мне повезло, что я видел человека, на которого хотел быть похожим. Я не стал на него похожим, но я у него очень много взял для того, чтобы быть полезным в своей профессии детям. Я очень многому научился, прежде чем придти к детям. Я их брал не физикой, не математикой, я их брал тем, что и в футбол играю, и в волейбол, и мастер спорта по тяжёлой атлетике, и на руках пойду, и кашу сварю, и траву скошу» [3, с. 51].

На этом этапе студент, в соответствии с выбранным примером и накопленным знанием о человеке, должен стремиться познать себя, используя самодиагностику. «Познай самого себя» – эта мысль записана на храме Аполлона в Дельфах (6-4 века до н.э.). Платон (древне-греческий философ 427-347 гг. до н.э.) подчеркивал, что эта мысль как абсолютная истина пришла семи мудрецам Древней Греции (Фалесу, Питтаку, Бианту, Солону, Клеобулу, Мисоне и Хилону (VI в. до н.э.), которую они и написали на стене храма В Дельфах. В ней они увидели «начаток мудрости», который всякий может усвоить [См.: 6, т. 1, с. 455]. Существо этой мудрости раскрыл древне-греческий философ Сократа (470-399 до н.э.), которое представлено древне-греческим писателем и историком Ксенофонтом (примерно 444-356 до н.э.). Он подчеркивал, что для человека познание себя – дело первостепенной важности. В процессе него человек узнает свои способности, наблюдая над собой, выявляет какими он обладает качествами, свои слабости.

«Кто не знает своих слабостей, не знает себя». Сократ подчеркивал: «Знание себя дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя – очень много несчастий. Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и распознает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей. » [5, с. 158].

Анализ представленного существа позволяет выделить в нем, что познание себя дает возможность человеку:

  • овладеть искусством самопознания;
  • знать себя, свои возможности, сильные и слабые стороны, что позволяет человеку, управлять собой при принятии решений, наиболее полно реализовать себя в жизни и предупредить от действий, которые могут сказаться на его авторитете, способности добиться результата, а также видеть перспективы самосовершенствования;
  • познавать других людей их возможности, сильные и слабые стороны, что исключительно важно в процессе взаимодействия, но главное при совместной деятельности и при организации какой-либо деятельности.

Для самопознания необходимо самоосознание его важности. До этого студенту необходимо дойти самому, почувствовать особую нужду в самопознании, самоизучении. По существу начинается первый этап самовоспитания. В этом случае возникает новая проблема: что изучать в себе? Студенту, несомненно, поможет знание Государственного образовательного стандарта, где излагаются требования к профессиональной подготовленности педагога и совет наставника.

Изучение литературы и личный опыт свидетельствуют о том, что к общим базовым качествам личности педагога относятся: нравственность в поведении и поступках; образованность (подготовленность как преподавателя); культура внешнего вида и общения (интеллигентность – как проявление внутренней культуры); разносторонность знаний (эрудиция) и другие. В курсе «Введение в специальность» студентам излагаются требования, предъявляемые к личности преподавателя, обращают внимание на необходимость развития профессионально-важных качеств педагога (педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт и др.) даются рекомендации по их формированию и развитию.

Самоизучение, самопознание позволяют студенту провести самодиагностику и принять решение для себя: будет ли он заниматься самовоспитанием или нет. При положительном решении завершается первый этап самовоспитания – у студента возникает следующая проблема: что формировать, развивать и как это делать? Для этого нужны специальные знания и требуется дальнейшее изучение специальной литературы. На данном подэтапе могут быть полезны советы компетентного человека, преподавателя. Здесь же происходит дальнейшее предметное (в тех областях, которые в первую очередь интересуют студента) изучение возможностей человека и путей их самореализации в интересах самосовершенствования.

Познание себя, своих возможностей, соотнесенные их с требованиями к выпускнику, позволяет студенту достаточно компетентно провести самопрогнозирование, т.е. определить к чему он может стремиться и как этого можно добиться путем самосовершенствования. Необходимо учесть, что на данном этапе определяются перспективные и ближайшие цели, задачи самовоспитания и пути их решения.

Читать статью  Общество как динамическая само­развивающаяся система

Он определяет: цели, задачи, этапы работы и сроки – что необходимо делать, чтобы добиться достижения планируемого – второй этап самовоспитания. Цели и задачи самовоспитания должны быть реальными и доступными. Они подразделяются на ближние, средние и дальние. Предметом особого внимания должны бать ближайшие цели, они позволяют получить опыт работы по самосовершенствованию, сформировать уверенность в работе над собой и в последующем скорректировать средние и дальние перспективы. Практика работы со студентами убедительно свидетельствует, что слишком примитивные цели превращают идею самосовершенствования в игру, которая быстро надоедает, а слишком высокие, достичь которые бывает очень сложно, вызывают разочарование и потери смысла. Достижение целей в работе над собой формирует уверенность в своих силах, опыт, показывает перспективы, что способствует формированию конструктивной работы над собой по самосовершенствованию.

На основании целей и задач разрабатываются программа и план работы над собой (чаще – только план) – третий этап самовоспитания. Они составляются на определенные периоды жизни (перспективные планы): на год, семестр, месяц, и уточняются на неделю, день (текущий план). В них, как правило, отражаются: по каким направлениям студент предполагает работать над собой; какие качества личности он будет развивать и совершенствовать; какие недостатки устранять (изживать); посредством чего планируется практически осуществить намеченное (что именно планирует делать для достижения намеченного); примерные сроки выполнения.

На этом этапе, начинается разработка необходимых саморекомендаций, которые могут помочь студенту обеспечить достижение определенных целей самовоспитания. Эти рекомендации в последствие будут уточняться, корректироваться и дополняться. Со временем они становятся основой саморегламентации и самоуправления человека, его качественной характеристикой. К таким рекомендациям, например, можно отнести личные правила (принципы) поведения. В жизни каждого человека, на основе личного опыта, складываются свои правила и/или принципы, которые становятся для него нормой. Они определяют наиболее характерные проявления человека в его отношениях, манере общения, поведения, деятельности в различных условиях обстановки.

У каждого студента, как свидетельствует жизненный и педагогический опыт, тоже есть такие правила (принципы), которые находят отражение в его повседневном поведении, общении, отношении, деятельности. Важно выделить их, изложить на бумаге, проанализировать, уточнить, что-то вычеркнуть и чем-то дополнить. В последующем чрезвычайно важно повседневно придерживаться их, анализировать свои действия и поступки, сравнивая с ними, добиваться превращения их в определенную норму личного поведения.

С такими правилами можно познакомиться по дневникам многих выдающихся людей прошлого. Приведу один из примеров личных правил выдающегося польского педагога-гуманиста, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака (1878-1942):

«А вот мои проверенные на опыте правила:

  1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.
  2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним.
  3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.
  4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть.
  5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься – избавиться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

Делая то, что не любишь, и не делая того, к чему привык, ты закаляешь волю. А это самое главное.

Стань хозяином своих рук, ног, языка, мыслей. » [4, с. 388]

Определяя личные правила, следует помнить рекомендацию мыслителей Древней Греции, которые учили в работе над собой «ничего сверх меры» [6, т. 1, с. 455]. Всякая деятельность должна планироваться с учетом личных возможностей студента. При этом важно не допускать надрыва и слабой нагрузки возможностей, что способствует их наиболее полному проявлению и развитию. Чувство меры выступает определенным критерием уровня напряженности работы студента над собой.

Изложенные правила являются важным средством самовоспитания студента: самоизучения, самоконтроля, самоуправления и т.д.

Следующий этап самовоспитания – непосредственная работа студента над собой по самовоспитанию, формированию новых, совершенствованию и развитию положительных и устранению (изжитию) отрицательных качеств личности и привычек.

В литературе сложились определенные методы работы студента над собой. О некоторых из них уже речь выше в соответствие с потребностями текста. Наиболее важными из них следует выделить следующие:

Самообязательство – это сознательное обязывание себя заниматься самовоспитанием, руководствоваться определенными (выработанными для себя) правилами (принципами), обеспечить достижение, стоящих перед студентом (поставленных перед собой) целей. Непосредственно с ним связано самонапоминание. Раз взял на себя обязательство, то надо его неукоснительно выполнять! Самонапоминание выступает и средством самовнушения: раз надо, раз определил себе, что надо делать, то необходимо выполнить.

Самоорганизация состоит в личной организации своего поведения и деятельности в соответствии с выработанными правилами. Главное здесь заключается в умении студента управлять собой, продумывать последовательность и необходимые условия обеспечения качества деятельности и добиваться осуществления поставленной цели, реализацией личных правил (принципов).

Самовнушение – это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями, своим состоянием. Умение произвольно владеть собой, приказывать себе имеет исключительно большое значение для педагога. Такое умение вырабатывается посредством тренировок. Ими можно овладеть каждому, кто занимается. Педагогическая практика убедительно подтверждает важность самоуправления. Оно позволяет сдерживать себя в неблагоприятной ситуации, не допускать необдуманных действий, сохранять бодрость духа в кризисных педагогических ситуациях. В этом особая роль принадлежит самовнушению.

К самопринуждению в процессе самовоспитания прибегают тогда, когда требуется устоять перед соблазном, удержать себя от какого-либо вредного влияния, а также проявлению самодисциплины: «сказал (обещал) – надо выполнить». Оно требует развитости волевых качеств и способствует их развитию. Происходит мобилизация своих сил на принуждение себя к действию. Важным условием самопринуждения является высокая требовательность человека к самому себе. Самопринуждение может выступать в форме самоприказа, самоограничения, самозапрещения и др.

Положительно может сказываться на самовоспитание самопоощрение. Суть его заключается в том, что человек ставит себя в условия: если я сделаю (добьюсь определенного уровня в деятельности), то . (каждый сам определяет, что для него может быть поощрением: театр, кино, книга, конфета, какая-либо игра и пр.).

Работа над собой требует повседневного самоконтроля, самонаблюдения над собственной деятельностью, ее текущей результативностью, рефлексии и самокорректирования. Под рефлексией (от позднелатинского reflexio – обращение назад) понимается самонаблюдение, самопознание, осмысление той динамики, которая происходит в самом человеке.

Самоконтроль, самонаблюдение осуществляются в процессе работы студента над собой. При этом они могут выступать в двух видах: непреднамеренные, происходящие самопроизвольно, и преднамеренные, осуществляемые в соответствии с поставленной целью. В начальный период самовоспитания на первый план выступает преднамеренный самоконтроль, самонаблюдение. Человек сам заставляет себя контролировать, что и как он делает, анализировать свою деятельность и ее результативность. В соответствии с получаемыми данными, в зависимости от того, удовлетворяют они этого человека или нет, он вносит коррективы в сам процесс своей деятельности, определяет перспективы на будущее. Постоянно присутствуя в процессе деятельности человека, они (самоконтроль, самонаблюдение) постепенно превращаются в непреднамеренные, становятся для него нормой.

Самокритика является действенным средством, если она используется разумно и при этом не теряется чувство меры. Здоровая самокритика одна из положительных черт характера, позволяющая студенту быть скромным, не зазнаваться, не успокаиваться на достигнутом результате, внимательно относиться к критическим замечаниям товарищей.

В самовоспитании важен также самоотчет о проделанной работе над собой. Наибольший эффект он дает, когда выработана определенная система, состоящая из ежедневных, ежемесячных самоотчетов, а также самоотчетов за конкретные этапы самовоспитания.

Самоотчет сопровождается анализом результатов работы студентов над собой, что объединяет его с заключительным этапом самовоспитания, который можно назвать результативным. Он определяет, что удалось и что не удалось в реализации намеченного. На этом этапе происходит самодиагностика, критический анализ достигнутого и принимается решение на дальнейшее самовоспитание, что является началом качественно нового цикла. Он является прямым продолжением предыдущего. Заключительный этап самовоспитания подводит итог работы студента над собой. Он же – начало первого этапа качественно нового уровня (цикла) самовоспитания, что делает процесс непрерывным.

Самовоспитание студентов проходит в определенной среде, которая стимулирует или тормозит процесс его протекания. Это прежде всего относится к нравственной обстановке в учебном коллективе, в котором находится данный студент, наличии положительного примера и пр.

Изучение особенностей самовоспитания студентов позволяет выделить в нем качественные характеристики такие, как: направленность, компетентность, активность, систематичность.

Направленность характеризует цели самовоспитания. Среди них особое место занимают те, которые способствуют формированию и развитию профессионально важных качеств, всестороннему развитию личности.

Компетентность – студента со стороны того, насколько он грамотно, со знанием дела организует и осуществляет работу по самосовершенствованию. В ней проявляется подготовленность студента к осуществлению задуманного им в работе над собой. Она может формироваться у него посредством метода «проб и ошибок», либо овладением научно обоснованными методиками, описанными в учебных пособиях или рекомендованных методически подготовленными людьми. От компетентности, в значительной степени, зависит способность студента достигать значимого результата при реализации целей самовоспитания. По уровню ее проявления в самовоспитании можно выделять студентов, имеющих общую эрудицию – на уровне знаний о методах самовоспитания, владеющих основами самовоспитания, обладающими искусством в работе над собой по достижению целей самовоспитания.

Активность во многом определяет интенсивность в целенаправленной работе студента над собой. Она сказывается на эффективности его самостоятельной работы. Один человек может ставить перед собой высокие общественно важные цели, но при этом проявляет пассивность и не достигает их. Другой – больше говорит о недостатках, но мало проявляет конкретности в деятельности по их устранению.

Третий – постоянно, целенаправленно и интенсивно работает над собой, добивается в этом конкретных результатов.

Систематичность свидетельствует о том, в какой степени самовоспитание стало некой системой, привычкой постоянной самостоятельной работы студента над собой по самосовершенствованию или играет эпизодическую, случайную роль. В зависимости от отношения к самовоспитанию оно может быть частным (стремление добиться какой-либо цели), эпизодическим (от случая к случаю) или системным (студент постоянно работает над собой, для него это стало нормой повседневной жизни и деятельности).

Таким образом, направленность показывает над чем и для чего студент занимается самовоспитанием; компетентность – уровень владения им методами и методиками самосовершенствования; активность – энергичность в работе по достижению целей самовоспитания; системность – в какой степени работа студента над собой носит частный характер или является качественной характеристикой, нормой его отношения к себе, своим возможностям.

При позитивной (положительной) направленности, в зависимости от компетентности, активности и систематичности в отношении студентов к самовоспитанию среди них можно выделить группы, для которых характерны определенные уровни овладения им.

Начальный (эпизодический) – выражается в самостоятельной работе студента по отдельным вопросам в зависимости от обстановки или появившегося желания при активности, обеспечивающей достижение определенных положительных результатов. Компетентность для этих студентов часто определяется деятельностью методом проб и ошибок и характеризуется частной эрудицией (кое-что знает). Примером проявления студентом данного уровня может быть его решение и практическая деятельность, направленные на избавление от сложившейся отрицательной привычки, формирование (развитие) у себя отдельные волевые, нравственные или другие качества личности. Чаще всего именно такие задачи и ставят себе молодые люди. При отсутствии у них конкретных результатов в работе над собой речь, в лучшем случае, может идти о их желании, чем о самовоспитании.

Достижение студентом определенных положительных результатов в работе над собой свидетельствует о сформированности у него начального уровня самовоспитания. Именно от него следует желание дальше работать над собой. Постепенно у человека повышается компетентность до уровня общей эрудиции, владения некоторыми основами самовоспитания, он втягивается в работу над собой, получая удовлетворение достигнутыми положительными результатами и, таким образом, достигает следующего уровня.

Переходный – присущ человеку, который начинает планировать самовоспитание, ставит перед собой конкретные цели на более длительный период времени. Характерными особенностями этого уровня являются: сформированность у студентов определенных навыков самосовершенствования, владение ими основами самовоспитания; проявление достаточной активности, позволяющей достигать положительных результатов в работе. В то же время от студента требуется проявление воли для обеспечения настойчивости в работе над собой и достижении целей самовоспитания.

Системное самовоспитание – высший уровень самостоятельной работы студента над собой. Такой уровень свидетельствует о том, что самовоспитание превратилось у человека в привычку, сложившуюся систему самосовершенствования, которая дает положительные результаты. Он четко представляет к чему может стремиться и как этого добиться. Считается, что у студента на этом уровне сформировано индивидуальное искусство в работе над собой, постоянная требовательность к себе, своему самосовершенствованию и высокая целенаправленная активность в самосовершенствовании.

Самовоспитание человека носит исключительно индивидуальный характер. В основе его лежит развитие потребности к работе над собой. Это еще не деятельность, а лишь предпосылка к ней. Непосредственная работа, достижение результата, удовлетворение от самосовершенствования, способствуют развитию потребности в нем. Превращение самовоспитания в систему свидетельствует о том, что потребность в нем превратилась в побудительную силу. Позитивной побудительной силой в самовоспитании человека выступает нравственный идеал. Он позволяет утвердить студента в мысли о благородности достижения целей самосовершенствования. В начале – это может быть реальный пример. Он стимулирует у студента самооценку, самоанализ, сравнение, помогает увидеть свои недостатки, определить цель, к чему стремиться и способствует мобилизации внутренних усилий на самосовершенствование по ее достижению.

Некоторые студенты, не занимающиеся самовоспитанием, одной из причин этого они видят в большой загруженности, отсутствии времени и условий для работы над собой. Практика убедительно показывает, что для работы над собой по формированию и развитию многих волевых и других качеств (ответственности, организованности, целеустремленности, решительности и др.), как правило, не требуется специального времени. Практическая реализация этого достигается посредством постоянного целенаправленного самоконтроля, самовнушения, самоубеждения и других методов. Однако развитие профессиональных, физических качеств, расширение кругозора, а также некоторых волевых качеств требует специальных условий и времени.

Таковы наиболее важные основы самопознания и самовоспитания студентов педагогического вуза.

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/10/07/proekt-programmy-samorazvitiya-professionalnykh

Источник https://studopedia.ru/18_49416_tehnologiya-organizatsii-samorazvitiya-pedagoga—vospitatelya-metodi-sredstva-prakticheskie-rekomendatsii.html

Источник https://articlekz.com/article/19676

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post 5 самых распространенных бактериальных болезней растений
Next post Программа тренировок по плаванию на увеличение скорости кролем