Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

Роль игровой деятельности в обучении младших школьников

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Выдающийся нидерландский мыслитель XX столетия Йохан Хейдинга (1872-1945) утверждал, что понятие “человек играющий” выражает такую же существенную функцию, как “человек созидающий”, что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению.

Многие педагоги сомневаются – играть или не играть на уроках? Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.

Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.

Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только правилами, которые он сам и придумал, или с охотой принял от других детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым способствовали самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе.

Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи, которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые, перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа. И не все из них обнаруживают новые способы самоутверждения. Активизировать учебный процесс, сделать его более интересным помогают проблемные задания, поисковые и лингвистические задачи, игры.

Эти трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус обучающегося, вполне можно сделать менее болезненными, если не утверждать, что игра есть занятие маленьких (дошкольников), а ввести в организацию урока специальные игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям – направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития.

Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении у обучающегося желания учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности. Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, — глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

Рассматривая игру дошкольника мы видим, что малыш, не ставя перед собой задачи овладеть теми или иными знаниями, тем не менее осваивает кое-какой учебный материал. Если бы мы попытались заставить дошкольника задуматься над “полезностью” его игры, она сразу перестала бы быть игрой и утратила бы свою привлекательность. Дошкольник играет для того, чтобы играть.

Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
  • осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.
Читать статью  Саморазвитие как межнаучная категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.

Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Учитель, освоивший принципы применения игровых приемов, должен проявлять инициативу. В частности, в целях обучения русскому языку с большей эффективностью могут быть использованы творческие игры, направленные на развитие фантазии и художественного вкуса у детей.

Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

Колеошкина, С. Н. Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников / С. Н. Колеошкина, В. В. Гращенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65726/ (дата обращения: 02.11.2022).

В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: игровая деятельность, личность ребенка, развитие, социализация младшего школьника.

Организация социализации младших школьников в коллективных играх и совместной трудовой и художественной деятельности способствует развитию их социального интеллекта, помогает учителю создавать в группе детей атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, отрытого общения, облегчает тем самым процесс совместного обучения.

В педагогических системах народной педагогики идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания проявлялись в традициях и правилах семейного воспитания, в воспитании в языковой и морально-нравственной культуре, при этом особый смысл придавался коллективному воспитанию в труде и творчестве. Конкретные цели народного воспитания отражались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица», «девица-искусница»), а воплощение народных добродетелей (ума, честности, порядочности, трудолюбия) происходит, согласно народным традициям, в своеобразных формах организации жизни и самодеятельности детей и подростков. Это: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями и маскарадом [4].

Научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях этнопедагогики, и чем полнее в педагогической практике отражался опыт народного воспитания, тем эффективнее оказывалась система.

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко построена на концепции перспективных линий: воспитывать человека –значит воспитывать у него перспективу. Главный инструмент –коллектив, закон жизни коллектива — движение вперед и развитие. Основные идеи — это включение детей в совместную деятельность, идея разновозрастных коллективов (отрядов) и использование игры и соревновательности в организации жизни детей. Принцип параллельного воздействия педагога (и на личность воспитанника, и на коллектив), принцип доверия и оптимистической веры в ребенка в системе А. С. Макаренко сочетаются с принципом высочайших требований и уважения. Сама методика имеет перспективу развития — включение коллектива в систему широких социальных связей [4].

Детский коллектив — единство организации и психологической общности, в лоне которой происходит развитие личности.

Виды школьных коллективов, представленных ниже, показывают перспективы социализации личности школьника:

 учебно-познавательное сообщество класса,

 сообщество классных друзей,

 сообщество по интересам,

 сообщество группы продленного дня,

 сообщество разновозрастное общественное объединение (отряд),

 сообщество участников детского движения,

Игра обладает свойством сложного, комплексного и многоуровневого воздействия на развивающуюся личность. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный метод «самосоздания» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с фантазией и творчеством.

Игра как средство социализации стимулирует исследовательскую активность, решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте используются в интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дети младшего школьного возраста легко входит в образы, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в игру, самостоятельно организуются в групповую игру.

Игра стимулирует учебно-познавательную деятельность младших школьников. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — это одно из самых сложных действий педагога. Развивающий потенциал заложен в самой природе игры. В ней одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, фантазия и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [2].

По мнению К. Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения [2].

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через проведение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Младшие школьники действуют по игровым правилам, по логике разыгрываемой роли. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, роль учителя балансирует между ролью организатора и ролью соучастника игры. Итоги игры также выступают в двойном плане — и как игровой, и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой (имитационной) модели и реальности [2].

Игра решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе. Каждому человеку присуще умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта», и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения [1].

Читать статью  Саморазвитие как высшая форма развития

Игры на развитие коммуникативности детей и игры на исполнение ролей в коллективе чрезвычайно важны в организации процесса социализации младшего школьника по двум причинам. Обе они связанны с низким уровнем психологической и личностной готовности к школе: дети до школы не научились общаться в игре (их ждут трудности общения со сверстниками и учителем) и не научились исполнять роли в игре, поэтому им сложно понять, что означает «исполнять роль ученика» в школе [4].

В современном мире агрессивной информационной среды и гаджетов, когда дети не становятся обладателями опыта игры в дошкольном детстве, поступившие в школу не готовы исполнять новые социальные роли. Учитель должен больше времени уделять дисциплине, поскольку им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, он устанавливает все более строгие порядки. Это, в свою очередь, подготовленным к школе и дружелюбным детям достается все меньше и внимания учителя, и свободы общения с ним. В результате даже беспроблемные дети ведут себя все хуже и хуже, а учитель все жестче, и жестче.

Таким образом, использование коллективных форм игры прекрасно осуществляют функции социализации. Игровая деятельность применима и в учебной, и во внеучебной работе.

  1. Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997. — 256 с.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т — 4. — М.: Генезис, 1999. — 160 с.
  3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 267 с.
  4. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьный возраст, игровая деятельность, исполнение ролей, ребенок, игровая ситуация, младший школьник, народное воспитание, проблемная ситуация, совместное обучение.

Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников
статья на тему

Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Свою значимость она сохраняет и в младшем школьном возрасте. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего».

Игры для детей отличаются большим разнообразием. Он различны о содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются и вносят в жизнь детей взрослыми.

Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивны и игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно подразделяются: на игры дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания, игры подвижные – в них совершенствуется движения, игры музыкальные – развивающие музыкальные способности. Каждому из вида игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих ценностей.

Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Характер целей в игре постепенно меняется. Н.К.Крупская указывала, что «по мере развития ребенка меняется характер целей, которые ставит себе ребенок в игре». В период более ранний цели носят подражательный характер. Позднее цели получают уже смысл обдуманных, мотивированных целей.

Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами. В творческих играх правила заключаются в самом содержании игры – в роли, в сюжете. Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются выполнения правил в интересах самого существования игры.

Дети в игре проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпения при выполнении правил игры, чем при выполнении требований обычной повседневной жизни.

Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала. Подлинна я игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысли и воображение, что связано с построение сюжета, отбором содержания, роли, с изобретательностью при создании игровой обстановки (творческие, ролевые игры), в быстрой мобилизации знаний и умений. В силу этого игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсорных, интеллектуальных, речевых.

Игра как деятельность детей не остается неизменной. По мере роста и развития дети переходят от игр со скрытыми правилами (творческих) к играм с открытыми правилами. Обе группы игр длительно существуют в жизни детей, меняется лишь их соотношение. У дошкольников преобладают творческие игры, у младших школьников игры с готовым содержанием.

Читать статью  Как найти себя в этом мире и полностью реализовать свой потенциал

В педагогике и психологии существует разное понимание дидактической игры. Ее рассматривают со следующих позиций:

— как деятельность, смысл и цель, которой, дать детям определенные знания и навыки; как игру, предназначенную для обучения (Гольцьюва О, Клиндова Л.);

— как игру имеющую дидактическую цель и требующую соответствующего дидактического материала (Тихеева Е.И.);

— как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний (Хачапуридзе);

— как единую систему воздействий, направленных на формирование потребностей в знаниях, активного интереса к тому, что может явится их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков умений, сенсорных, интеллектуальных, кинетических и др. (Богуславская З.М.);

— как ряд приготовленных операций, включенных в новую задачу (Леонтьев А.Н.).

Несмотря на некоторые различия все эти подходы объединяются общими моментами.

Общепризнано, что дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предлагает использовать дидактический материал. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что такая игра создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде. Кроме того, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее. Поэтому одна из главных ее характеристик единство игровой и дидактической задачи.

Впервые дидактические игры появляются в народной педагогике. Для них характерны образный характер, эмоциональная насыщенность, речевое богатство, динамика, емкость содержания.

Народные дидактические игры направлены на развитие всех сторон психики ребенка.

Игры с дидактическими игрушками по характеру дидактических задач и содержанию близко стоят к предметной деятельности и игровым упражнениям Специфика проведения рассматриваемых игр определяется их структурой, содержанием, возрастом играющих.

Длительное время роль дидактической игры педагоги видели лишь в уточнении и закреплении знаний, полученных на занятиях. (Удальцова Е., Клиндова Л. И др.).

Действительно она представляет богатые возможности для закрепления и обобщения, уточнения знаний. Важно подчеркнуть, что благодаря соединению двух начал игрового и познавательного, дети легко усваивают и новые знания.

Дидактическим играм принадлежит немаловажная роль в знакомстве с предметами, с трудом взрослых, а также с теми сферами действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию малыша.

Дидактическая игра позволяет реализовать принцип, заложенный в концепции воспитания, когда знания усваиваются попутно с развитием познавательных процессов. В играх с игрушками, предметами, картинками у ребенка накапливается чувственный опыт. Восприятие становится дифференцированным, точным, разносторонним.

Развитию памяти способствуют дидактические игры, требующие активизации опыта детей, а также выполнения мыслительной деятельности в плане представлений. Создаются благоприятные условия для оформления произвольной памяти, когда задача запомнить и припомнить опосредуется игровым мотивом, имеют близкую и понятную ребенку цель и включены в воображаемую ситуацию.

Дидактические игры представляют возможность для формирования понятий, развития, мыслительных операций, становления способности к суждениям и умозаключениям. Ребенок учится анализировать предметы по представлению, мышление становится внеситуационным. Формируется его самостоятельность, гибкости, критичность, пытливость.

В дидактической игре развивается воображение, когда малыш учится создавать новые образы, выражать их разными способами, творчески подходит к решению проблемных ситуаций.

Формируется особая позиция, выражающая стремление не только познать, но и преобразить окружающий мир.

Развитие речи неразрывно связано с развитием психических процессов, поскольку она является средством познания, выполняя функцию орудия мышления.

Внимание, выступая условием практической и умственной деятельности формируется во всех дидактических играх.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных интересов и познавательной активности, появляется новый способ усвоения знаний, перестраивается аналитико-синтетическая деятельность.

Таким образом, в дидактических играх складывается общий способ умственной деятельности, интеллектуализируются все познавательные процессы и начинает формироваться внутренний план действий.

Познавательное развитие – главная цель обучающих игр, но они оказывают влияние на личную сферу, формирование которой всегда включено в контекст определенной деятельности. В воспитательном процессе используются дидактические игры, основной задачей которых является усвоение знаний о нравственных нормах и формирование нравственных представлений. Развитие нравственно-волевых качеств личности связано прежде всего с выполнением правил игры. Происходит усвоение общественно одобряемых форм поведения, которые начинают регулировать взаимоотношения детей в других ситуациях.

Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью.

Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.

Одно из важных образований формирующихся в дидактических играх, — произвольность поведения.

Она возникает раньше, чем произвольность психических процессов, так как имеет внешне практическое проявление. Следовательно, ее протекание легче конролируется. Произвольность поведения во многом определяет произвольность психологических процессов. Особое влияние на неё оказывают запрещающие правила. В процессе дидактической игры осуществляется борьба мотивов, их соподчинений, особенно в играх соревновательного типа, когда ребенок хочет выиграть, но должен действовать так, как требуют правила. Формируется структура волевого действия.

Особое место дидактической игры имеют в развитии самосознания и самооценки. Игры с пальчиками формируют представление о собственном теле, с дидактическими игрушками – позволяют увидеть результат своих действий (собрал пирамидку и т.д.), отделить действия от предмета, а себя от своих действий.

На основе осознания результата складывается «гордость за собственные достижения». Подобные игры построены так, что позволяют ребенку самостоятельно понять: достигнута цель или нет, насколько эффективной была деятельность. На этой основе формируется самооценка и самоконтроль. Сначала последний носит предметный характер: если неправильно выбрал матрешку она не помещается в другую. Позднее возникает самоконтроль за правилами и действиями.

Таким образом, обеспечивается становление важнейших личностных образований: усвоение норм и правил поведения, соподчинения мотивов, произвольность поведения, самооценка.

Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/314587

Источник https://moluch.ru/archive/290/65726/

Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/01/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-i-razvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Разводка водопровода в квартире: типовые схемы нюансы проектрирования
Next post Как сделать семью счастливой?