1 Предмет и особенности психологии семейных отношений как отрасль науки.

 

Психология семьи и семейных отношений

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Изменение демографической ситуации — падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей — приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Увеличение числа разводов — не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается — стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. 1

Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.

Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак — особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры, порождение (родители — дети, брачные отношения (муж — жена, супруги). Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи.

Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной перенасыщенностью отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений — статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) — уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т. д.).4

Читать статью  Как сохранить гармонию в семье

Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция — функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio — счастье).

Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Брак является основой формирования семьи.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность, реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Поэтому крайне важно учитывать эмоциональное состояние не только партнеров, но и детей.

Фестиваль семейных детских садов в преддверии Всероссийского дня семьи, любви и верности

Фестиваль семейных детских садов в преддверии Всероссийского дня семьи, любви и верности в Московской школе №41. В нашем образовательном учреждении в преддверии Всероссийского дня семьи, любви и верности прошло замечательное.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Фотоотчет о выставке семейных творческих работ «Герб моей семьи»

Фотоотчет о выставке семейных творческих работ «Герб моей семьи» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фото отчёт о выставке семейных творческих работ «Герб моей семьи». Эта выставка проводилась.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову — “деньги”. Однако.

«Талантейка». Конкурс-концерт семейных талантов, посвященный Всероссийскому Дню семьи, любви и верности Видео

«Талантейка». Конкурс-концерт семейных талантов, посвященный Всероссийскому Дню семьи, любви и верности Видео Цели и задачи: развитие взаимодействия с семьями воспитанников, проведение массового праздника с акцентом на семейные ценности, развитие.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

1 Предмет и особенности психологии семейных отношений как отрасль науки.

психология семьи — это относительно молодая отрасль психологического знания, которая находится на стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная психология – это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют своё совместное существование. В семейной психологии раскрывается состояние принадлежности индивида некоторому надындивидуальному семейному целому, которое охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Основные осбенности: Представление о мистическом характере происходящего в семье (Бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере.Молодость научной проблематики: вначале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования.Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области.

Труднодоступность изучения семейных отношений связана с: с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; с влияним самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

2 Актуальность изучения психологии семейных отношений За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи;росту числа неполных семей;снижению интереса к рождению детей;росту отчужденности детей от семьи;падению авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни; повышению уровня подростковой девиантности. ряд проблем, связанных с актуальностью изучения психологии семейных отношений. Одной из наиболее серьёзных проблем является дисгармоничность системы семейного воспитания. Данная проблема считается распространенным симптомом дисфункции современной российской семьи, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считать возрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания. Следующая, не менее серьёзная проблема, — увеличение числа разводов — не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается — стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье. Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности. Еще одна социальная проблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). Сегодня таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины социального сиротства — рост случаев лишения родительских прав (ок. 25%), отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав (60%), временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи (15%). В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей. Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки) и, тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка.

Читать статью  Как определить и снять порчу на разлад и развод семьи?

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления, которая появилась лишь во второй половине XX в. Наряду с психологией личности психология семьи является «дочерней» наукой социальной психологии. Но теоретической основой психологии семьи стали исследования не только социальной психологии и психологии личности, но и других наук и отраслей психологии: философии, антропологии, этнографии, социологии, культурологии, педагогики, педагогической психологии, клинической психологии, психологии развития и др.

Если истолковывать «семью» и «семейные отношения» как понятия, то их истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»), Плутарха («Наставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нравов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н. Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»), П. А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), В. В. Розанова («Семейный вопрос в России»).

Интерпретацией понятий семьи и семейных отношений занимались также разные школы психологической науки: психоанализ, ин- теракционизм, бихевиоризм, психосинтез, экзистенциальная психология и др.

В исследовательское поле психологии семьи включены психологические, социологические, антропологические, философские, биологические и культурологические точки зрения таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. А. Файнберг, Ю. И. Семенов, М. Мид,

Э. Берн, Э. Фромм, Д. Д. Фрэзер, Д. Аккерман, К. Г. Юнг, А. Адлер, Т. В. Андреева, И. С. Кон, М. С. Мацковский, А. С. Спиваковская,

A. М. Свядощ, В. В. Бойко, В. С. Торохтий, В. Владин, Д. Капустин,

B. Р. Дольник, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, В. В. Дружинин,

О. А. Карабанова, А. А. Кроник, А. И. Антонов, В. М. Медков,

Читать статью  Как вернуть чувства в отношения: советы психолога

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Г. Навайтис, М. Таргакова и другие известные специалисты.

Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений долгое время было делом несерьезным. Неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из процесса развития научного познания, семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. Нередким случаем было отношение к проблемам семейных отношений как к некоей «ненаучной» или «полуна- учной» области. Поэтому изучение психологии семьи идет через формирование практических запросов, а уже потом в эту сферу внедряются научные исследования.

Сложность и труднодоступность семейных отношений как предмета изучения связаны не только с сохраняющейся отсталостью психологической науки и терминологии в данной области. Это очень личная, интимная сфера, и от участников исследований требуется глубина раскрытия.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.

Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности:

  • • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
  • • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
  • • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;
  • • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
  • • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
  • • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;
  • • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
  • • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);
  • • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;
  • • психологическое сопровождение становления родительства.

Таким образом, очевидна необходимость концентрации усилий

на изучении семьи как объекта и семейных отношений как предмета психологического исследования.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи:

  • • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
  • • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
  • • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
  • • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
  • • изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
  • • изучение кризисов семьи и выработка стратегий их преодоления;
  • • интеграция системы научных знаний о семье и практического опыта оказания психологической помощи семье.

Междисциплинарные связи психологии семьи довольно разнообразны. Например, социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.

Психология личности — общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.

Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.

Семейное воспитание и педагогика всегда были одним из предметов педагогической психологии, рассматривающей психологические основы и формы практической работы с семьями обучающихся с целью оптимизации воспитания и образования ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития ребенка под невротизи- рующим влиянием семьи, изучает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.

В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения исследуются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений (например, алкогольной или наркотической зависимости или др.).

Итак, теоретическую основу современной семейной психологии создали научные знания, добытые в различных сферах психологического исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования.

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются сегодня актуальными задачами. И не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. Психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.

Молодость изучения семейной проблематики привела к тому, что пока стройной психологической теории, достаточной научной терминологии не сложилось.

Психология семейных отношений базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Поэтому данный курс состоит из двух основных частей: психологии семьи и семейного воспитания.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/statja-psihologija-semi-semeinyh-otnoshenii.html

Источник https://studfile.net/preview/7683007/page:15/

Источник https://studme.org/218060/psihologiya/psihologiya_semi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Чернение шин — 3 способа, какой самый оптимальный.
Next post 17% – в Банке Эсхата стартует выгодная акция по вкладам!