Формула любви: кому и когда вверять свое сердце? – совет священника

 

Святые отцы о семейных обязанностях христианина

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию» [3] «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой» [4] ..

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира» [5] .

Брак

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» [6] .

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» [7] .

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией» [8] .

«Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании венчания» [9] . Как говорит святитель Григорий Богослов, «лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему» [10] .

Святые отцы многократно подчеркивали высокое достоинство христианского брака, указывая, что он нисколько не закрывает возможности совершенствоваться в благочестии и что, соединенный верой и любовью, он много блага приносит человеку.

Так, святитель Григорий Богослов писал: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед… большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности» [11] .

А вот о том же предмете рассуждения святителя Иоанна Златоуста: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» [12] . «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение» [13] .

В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью» [14] .

Православная Церковь не только всегда признавала и благословляла брак, но также осуждала как еретиков тех, кто отрицал брак и гнушался им. «Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2–3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”» [15] .

Монашество

Церковь издревле почитает идеал девства ради Бога, воплощенный в монашеском пути. Безусловно, монашеский путь является более славным и достохвальным, чем брачный, однако это не служит поводом для уничижения брака. Церковное отношение к этому выразил святитель Амфилохий Иконийский: «Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его» [16] .

О причинах того, что монахи в числе трех главных обетов дают обет целомудрия, тем самым отказываясь от вступления в брак, пишет святитель Григорий Нисский: «Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко предаваться высочайшим упражнениям» [17] .

Более подробно это объясняет святитель Феофан Затворник: «Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совсем не вступают в семейные связи. На это есть указание у Самого Спасителя, именно о безбрачии и совершенном нестяжании» [18] .

Итак, отказ от семейной жизни у настоящего монаха продиктован не презрением к браку, а стремлением к цели, которую достигнуть для него много удобнее без брака.

Отношения в браке

Должный порядок отношений между мужем и женой описывается в Священном Писании, в частности у апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).

Достойно внимания то, как толкует эти слова святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной… Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена… при общении с мужем должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?» [19]

О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит и святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился» [20] .

О разделении обязанностей между мужем и женой свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного» [21] .

Однако уже давно, с прошлого века, в обществе все более устанавливается иная модель внутрисемейных отношений, чем указана у апостола. Подробнее об этом говорит святитель Лука Крымский: «“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены” (Еф. 5: 22–23).Это значит, что жена должна быть в любовном, тихом, свободном подчинении мужу. Когда мы говорим о подчинении, тотчас люди гордые, и в особенности гордые женщины, воспламеняются негодованием. Они не хотят слышать даже о повиновении в любви, требуют полного равенства между мужем и женой… [Но] у женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организаций, есть великое назначение, которого нету мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях и, прежде всего, на матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место… К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которойнекому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог» [22] .

Развод

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять» [23] . Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок» [24] .

Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность» [25] .

Из этих слов видно, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» [26] .

Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.

Второй брак

«Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака» [27] .

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго», – пишет святитель Иоанн Златоуст [28] . Православная Церковь никогда не считала второй брак полноценным браком, и для того чтобы отделить его от первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл.

Читать статью  Семья и брак: этапы становления

Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается» [29] .

Отношение к детям

«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения» [30] .

«Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар» [31] .

Но этот дар налагает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание» [32] . Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их» [33] . «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей» [34] .

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах» [35] . «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков» [36] .

Более же всего, как советует святитель Тихон Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова» [37] .

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте”» [38] .

«Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце» [39] .

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). А вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»; «надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?» [40]

Отношение к родителям

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)» [41] .

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания» [42] . Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)» [43] .

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)» [44] .

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

Формула любви: кому и когда вверять свое сердце? – совет священника

…Честно говоря, я не видел ни одной семейной пары, где бы супруги спустя какое-то время не пожалели, что они стали семьей. Ни одной такой пары. Что бы мы ни выбрали, мы всегда об этом хоть однажды пожалеем.

Думаю, так происходит оттого, что при выборе мы часто руководствуемся нашими сиюминутными желаниями, страстями. Мы хотим постоянного счастья, вечной влюбленности. И нам нужен рядом человек, который будет вечным источником этого состояния. А так не бывает. Даже самая сильная влюбленность рано или поздно проходит. Для того чтобы она переросла в любовь, нужно прикладывать усилия, работать над собой, менять себя, трудиться ради другого человека. К этой работе мы далеко не всегда оказываемся готовы. Нам хочется, чтобы рядом был человек, который нам был бы во всем удобен: давал нам положительные эмоции и ничего не требовал взамен. Но если не научиться отдавать себя, жертвовать собой (конечно, не перегибая палку, не позволяя человеку рядом с нами становиться тираном), то отношения не смогут стать глубокими и прочными. На самом деле только через преодоление себя лежит путь к счастью, только так мы можем стать лучше. Именно поэтому в христианстве семья понимается как путь к Богу. Ну а источник счастья… он должен быть внутри нас, а не вне.

Зачем мне семья?

Конечно, ошибок на этапах построения отношений бывает очень много. Одна из распространенных связана с тем, что создание семьи очень часто рассматривается как самоцель. Люди стремятся любой ценой заполучить внимание того или иного человека, вступить с ним в брак, иметь его при себе в виде того самого вечного источника счастья. И весь смысл жизни начинает постепенно сводиться к тому, чтобы достичь этой цели. А так быть не должно. Во-первых, нельзя творить себе кумира из потенциальной второй половины, счастья на этом не построить. Во-вторых, так можно впасть в психологическую зависимость от человека, а любая зависимость — это проявление страха.

Страха одиночества, страха перед чем-то новым, страха потерять старое, лишиться комфорта… А где страх — там нет любви. В-третьих, отношения с человеком могут не сложиться, он уйдет — и с чем тогда вы останетесь? У вас просто рухнет целый мир, в создание которого было вложено столько усилий.

Формула любви: кому и когда вверять свое сердце? – совет священника

Фото: Наталия Федорова

Вообще, все, что мы себе сами придумываем, все, что мы создаем, имеет одно свойство — ограниченность. А ограниченное всегда имеет как период расцвета, так и период затухания, тления, со всеми вытекающими последствиями. Не нужно делать на это ставку. Целью для христианина всегда должен быть Христос. А наша вторая половина — не источник счастья, а лишь средство его достижения. Средство достижения Бога. И этим средством нужно правильно пользоваться.

В семье придется на многое закрывать глаза. Семейное счастье — это когда у тебя избирательный слух, избирательное зрение, короткий язык и постоянная улыбка на лице. И правильное отношение к трудностям. В семейных отношениях вообще нет никакой защиты от несчастья, кроме веры в Бога. Когда ты понимаешь, что проблемы твои не фатальны, что они, как и человек, который рядом, — это лишь средство достижения Христа, то ты не подвластен ранам. Испытаниям подвластен, а ранам — нет. И страху тоже.

Почему ничего не выходит?

В начале отношений мы часто совершаем ошибку, мечтая о том, как прекрасна будет жизнь вместе. В этих мечтах люди могут все уже для себя решить, прописать сценарий, определить роль для второй половины, сделать ей предложение и получить согласие… Иными словами, представлять себя единым целым с человеком, который ничего еще для себя не решил. В результате все эти мечты терпят полный крах. Ведь у другого человека тоже есть свобода выбора, он не обязан играть по вашему сценарию. Поэтому, пока все окончательно не решено, не вверяйте ему или ей свое сердце, не стройте мечты о совместном будущем. Он пока еще не ваш, вы — не его, и вы еще ни о чем не договорились. Влюбленность — это время присмотреться друг к другу, момент выбора, это возможность Бога соединить или не соединить вас вместе. Этот этап проходит, и если вдруг ваши дороги разошлись, пусть они разойдутся безболезненно, без душевных последствий.

По этой же причине Церковь предостерегает от физической близости до брака. Физическая близость — это не этап проверки партнера, а момент абсолютного доверия друг другу, завершающая стадия сближения. Если вы еще не женаты, не соединены Богом, то вы друг другу еще не принадлежите. Возможно, вы вообще решите, что вам не надо быть вместе, и тогда будет вдвойне тяжело расставаться. Зачем усугублять ситуацию?

А расставаться действительно бывает очень непросто, особенно если это решение не обоюдное. За время ухаживания люди присматриваются, видят друг в друге что-то особенное, но потом может наступить разочарование или просто понимание, что это не твой человек. Тогда нужно расходиться. Если же это стало понятно только одному из двоих, а другой или другая хочет сохранить отношения, то ему или ей придется с пониманием отнестись к такому решению и отпустить человека.

Иногда причиной непонимания и разрыва отношений становится непомерное вмешательство одного человека в жизнь другого, избыток контроля. Когда один фактически подминает другого под себя, лезет в то пространство, куда его еще не приглашали. Такой подход, насколько я вижу, бывает равно свойственен и женщинам, и мужчинам. На мой взгляд, это картинка из журнала про собачек и хомячков. Такой «заботливой» половине на самом деле не нужен рядом живой человек. Нужна собачка, которая преданно будет смотреть в глаза, исполнять любые команды хозяина и не вызывать неудобств и дискомфорта. Но то, что хорошо для животных, бывает очень пагубно для людей. Человеку, который вынужден принимать на себя такой огонь вмешательства, просто не оставляют воздуха, не оставляют свободы выбора. Естественно, он уходит.

Кого выбрать?

Очень важно понимать, кого и как мы выбираем в качестве потенциальной второй половины. Не буду оригинальничать, скажу, что для мужчины идеально, чтобы женщина чем-то напоминала ему маму. Но не «мамочку», которой можно будет плакать в жилетку и которая будет вытирать сопли, а ту, которая будет мудрой и заботливой, которая будет создавать в доме атмосферу, наполнять жизнь любовью… При этом, конечно, вкусно готовить, все понимать, быть готовой на компромисс — но это дома. А во внешней жизни она будет красивой, остроумной, привлекающей внимание других мужчин… Такой, которую придется ревновать и всегда добиваться. И еще такой, которая всегда будет стимулировать к росту. Вспомните, именно мамы учили нас, как держать вилку и ложку, сажали нас делать уроки, заставляли мыть посуду и так далее. Мамы задавали нам в детстве планку, а мы к ней тянулись.

Женщина должна быть заботливой. Но важно помнить, что забота должна быть деликатной. Не надо перекармливать пирожками, как в прямом смысле, так и в переносном. Например, если мужчина занят работой и не звонит, не устраивайте истерику, не теребите его вопросами: где ты, почему не пишешь, может, ты меня не любишь? Не загоняйте человека под колпак. Он должен просто чувствовать себя счастливым рядом с вами.

А женщины, в свою очередь, скорее доверят свое сердце тому, кто будет похож на отца: самому сильному, смелому, тому, кто способен принимать решения и нести ответственность за семью. Папа в семье — это еще и человек, который может творить удивительные вещи: вкручивать лампочки, забивать гвозди, плавать брасcом и так далее. Который все на свете знает и который при этом будет любить и баловать своих детей. Естественно, женщина ищет такого. Никому же не нужен в доме мужчина-тряпка. Хотя он, конечно, и рискует стать таким, если женщина будет ему «мамочкой».

Формула любви: кому и когда вверять свое сердце? – совет священника

Так вот, чтобы найти таких людей, такую жену и такого мужа, нужно во время ухаживания предаваться не только эмоциям, но и включать голову. Вместо того чтобы плыть за мечтами, обращайте внимание на реальность: подходите ли вы друг другу, можете ли вы вместе не только часами говорить, но и просто молчать, хорошо ли вам от этого? Если что-то не сходится, то не вверяйте свое сердце.

Читать статью  1. Понятие семейного права. Семейные отношения как предмет правового регулирования.

Как не остыть в отношениях?

Есть много примеров и того, как люди в отношениях утрачивают друг к другу интерес, остывают. Как здесь быть? Рецепт, мне кажется, простой и в то же время сложный. У каждого участника отношений есть свои тайники души, и открывать их нужно хоть и постепенно, но постоянно. Показывайте красоту свою — но не всю сразу. Сначала первый, потом второй, третий план глубины… Тогда человек рядом с вами будет готов к новым открытиям и, кроме того, поймет, что вы неисчерпаемы. Даже если в какой-то момент вы уже исчерпались, он этого уже не заметит, наоборот — поможет вам что-то в себе открыть. Но при этом, если у кого-то из пары есть свои принципы — например, вы против того, чтобы родители вмешивались в вашу семейную жизнь, — лучше озвучивать это именно в период ухаживания, чтобы потом не было недопонимания. Все, что вы не озвучили до свадьбы, для другого человека просто не существует. Он будет потом справедливо удивлен и обескуражен: готовился к одному, а на поверку выходит другое. Есть вещи, о которых надо договариваться на берегу. А все, что после свадьбы, вырабатывать вместе. Иначе лучше не ввязываться в семейную жизнь, потому что получится авантюра.

Как быть верующему?

Точно так же надо поступать и с религиозными взглядами. Если вы христианин или христианка, говорите об этом открыто и без стеснения: по-настоящему любящий человек примет это и отнесется с уважением, даже не разделяя ваших позиций. Если вам друг с другом хорошо, если есть взаимопонимание и уважение, то все может получиться. Христианство ведь — это не свод запретов «туда не ходи, того не делай», христианство — это религия любви. Сколько есть примеров семей, где один из супругов, чаще всего женщина, верит, другой — нет, но через верующего в нем что-то начинает меняться… Даже во времена апостола Павла такое встречалось, что уж о нас говорить. И Павел, между прочим, дает этому комментарий: откуда ты, верующая жена, знаешь, не освящается ли твой неверующий муж твоей верой?

Конечно, было бы идеально, если бы жених и невеста были равно глубоко верующими людьми. Но идеальные ситуации встречаются редко, и там тоже есть свои искушения. А чаще всего один человек в паре тащит другого наверх. Как правило, это очень тяжело. Легче вместе скатиться вниз, что порой и происходит. Но сердцу ведь не прикажешь. Поэтому, если Господь соединил, нужно тащить. Главное — опять же помнить, что создание семьи — это не способ достижения личного комфорта, а возможность дорасти до Христа. А человек, находящийся в азарте, как бы ему поскорее встретить девушку-христианку и жениться, отметающий при этом все другие варианты, — он редко найдет счастье…

Почему важна жертвенность?

При выборе второй половины нужно обязательно обращать внимание на желание человека жертвовать собой. Жертвенность бывает двух видов: направленная на себя и направленная на других. В первом случае человек вроде бы что-то и делает для вас, но не более того, что приятно лично ему. Это называется самолюбием. А жертвенность, направленная на других и конкретно на вас, называется любовью. Готов ли человек поступиться какой-то частью своего комфорта, времени, материальных средств, отказаться от привычных занятий, чтобы лишний час побыть рядом с вами, оказать вам помощь? Что для него важнее — вы или его привычки? Наблюдайте это и делайте выводы. Помните евангельскую мысль: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. То есть ради сокровища человек готов на все. Если вы для него — сокровище, он ни на что не поскупится. Как в притче о жемчужине: человек видит большую, красивую жемчужину, а у него уже целая коллекция других, но он берет все свои маленькие и продает, чтобы купить эту, одну-единственную. Если так, то он способен на жертвенность. Это, разумеется, не значит, что вы должны качать права и устраивать проверки: ты такой-сякой, согласен ли ты ради меня прыгнуть из окна или как минимум поменять работу, потому что та, которая сейчас, отнимает много времени? Речь не об этом. Просто держите глаза открытыми, помните о жемчужинах и не обольщайтесь раньше времени.

Как же найти любовь?

Есть два варианта: лежать на печи и ждать — и находиться в активном поиске. В первом случае, если вам это действительно необходимо, вас и на печи отыщут. Но тогда нужно лежать на печи и не думать о том, как бы создать семью, нужно заниматься другими делами. И не обвинять потом Бога и всех вокруг, если ничего не произошло. Другая, активная позиция — когда вы ищете, встречаете разных людей и спрашиваете благословения у Бога: тот ли это человек? И просите: если тот, то, Господи, дай мне знак. Не надо бояться такого общения с Богом. Он — любящий Отец, Который всегда поможет сделать правильный выбор. Возможно, этот выбор не будет соответствовать всем тем параметрам, которые вы себе представляли, но он всегда будет верным. Параметры правильности ведь выражаются не в красоте, не в денежном эквиваленте, не в ученых степенях и прочем. Они выражаются в том, чтобы мы были счастливы. А если мы будем счастливы, то какая разница как?

Православие — 14. мужчина и женщина, брак, семья

« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею …И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро : день шестой» (Быт.1.26-31).

Предания Ветхого Завета донесли до нас, что именно так был сотворен человек.

Бог сотворил человека мужчиной и женщиной.

Следовательно наличие двух полов предопределено как неотъемлемое качество человеческой природы, сотворённой по образу Божию.

Но изначально человек был создан бесполым и только потом Бог сотворил женщину, что и определило природу человека в двух ипостасях по разнице в полах.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего…и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2.21-24.)

Отсюда следует — как мужчина не может существовать без женщины, так и женщина не может существовать без мужчины, оба они есть «одна плоть».

Единая плоть предполагает совершенство и гармонию в духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.

Божий дар – существовать человеку в двух полах: мужском и женском, означает различие в образе их существования.

Это вытекает из того, что Сын и святой Дух – различные «образы существования» в Боге Отце – едином Боге.

Именно таким образом и совершено решение Бога «сотворить человека по образу Нашему».

Разница между мужским и женским полом — в их различном призвании.

Мужчина и женщина призваны быть отцом и матерью «всего живущего», всего мироздания, тем самым воплощая изначальную волю Божью «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» над всем живым ( Быт. 1.28).

При этом, мужчине было доверено носить в себе «начало» жизни, а женщине носить в себе зачатого ребенка, а затем его родить.

Муж и жена являются родоначальниками новой жизни, тем самым олицетворяют образ Бога в рождении человека на земле.

Различия в своем предназначении не должны быть причиной разногласий между мужчиной и женщиной.

Тирания мужчины, как носителя «начала» жизни, над женщиной – совершенно недопустимы.

Точно также, недопустимы и стремления женщин сделаться «мужчинами», занять их позицию в жизни.

Напротив, именно в этих природных различиях, хранится гармония и единство, дополнение друг друга в общем бытие.

Подобно тому, как в Божестве Самой Святой Троицы, изначальное единство природы и бытия сочетается с реальными различиями между Отцом и Сыном и Святым Духом, то же сочетание сохраняется и в человеческих парах.

В Боге сохраняется некая «иерархия» — порядок, в котором Божественные Личности как бы находятся по отношению друг к другу, к человеку, к миру: только один Отец есть «источник Божества».

Сын является выражением Отца и «подчинён Ему», Святой Дух является «третьим» Лицом, исполняющим волю Отца и Сына.

Но все три Божественных Лица совершенно равны.

Такой порядок соотношения друг с другом, при совершенном равенстве, должен служить божественным примером для жизни мужчины и женщины в мире.

Половая природа человека имеет огромное влияние на его духовную жизнь.

Отношения между мужчиной и женщиной должны согласовываться с волей Божьей и вдохновляться Духом Святым.

Но, как и всё в этом падшем мире, эти отношения тоже могут извратиться и стать орудием греха: вместо выражения Божьей любви, превратиться в проявление любви к себе.

Вот что говорится в послании апостола Павла об этом:

«Все мне позволительно, но не все полезно ; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною …Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющиеся с блудницею становятся одно тело нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6.12-20).

В этом послании апостол Павел говорит о принципах отношений между полами, что они были даны Богом с духовными целями, чтобы использовать их как единое целое для Его прославления, что сами по себе они святы и чисты.

Апостол говорит, что другие отношения между полами, половые извращения происходят от восстания человека против Бога.

«…предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонились и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилосердны. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти ; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» ( Рим. 1.24-32).

В апостольском послании перечислено двадцать три признака «превратного ума», направленного на восстание против Бога.

Только Библия может дать в таком сконцентрированном виде блуждание человеческого ума вокруг зла против Бога и греха.

Современным людям, прочитав эту библейскую выдержку, будет легче ориентироваться в том потоке информации, сгущенной подробностями о «сексе» ( в переводе с английского означает просто «пол»), сдобренные намеками на всякое «непотребство».

Можно сказать, что особенно в конце 2000 летия , в средствах массовой информации прямо разгул непотребства, на который с жалостью взирают христиане, понимая, что он конечно же подогревается бесовскими силами.

Здесь к месту будет указать, что Иисус Христос, простил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8. 7-11) и раскаявшуюся блудницу, которая, в благодарность, отерла Его ноги своими волосами (Лк.7.36-50) и пророчествует в Нагорной Проповеди:

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам : кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, то подает ей повод прелюбодействовать ; и кто женится на разведенной, то прелюбодействует.» (Мф. 5. 27-32).

Итак, согласно Божиему откровению, отношения полов святы и чисты только в таинстве брака, который в идеале должен быть единственным, так как принадлежит к вечности Царства Божьего.

Те, кто волей Божьей принимают решение никогда не вступать в брак, должны воздерживаться от всяких интимных отношений, потому что это было бы изменой Богу и дарованной Им жизненной задаче.

Духовная жизнь холостых людей, конечно же не лишается особых черт, свойственных мужественности или женственности.

Апостол Павел таким людям дает совет и наставления:

«Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. .. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а Мне вас жаль.» (1.Кор.7.25-28).

Безбрачный человек, призывается Церковью к девственности, чтобы свидетельствовать в нашем мире о Царстве Божьем, где «ни женятся и ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).

Семейная пара должна заботиться друг о друге, вызывая тем самым чувства любви, добра и гармонии, служа тем самым Богу.

Ко всем людям женатым и неженатым, мужчинам и женщинам Священное Писание словами апостола Павла обращается так:

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (т.е. безбрачным) ; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения… выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7. 7-40).

Смысл этих наставлений апостола Павла, которые более обширнее чем приведено, заключается в том, что люди могут служить Богу и жить духовной жизнью, как в браке, так и вне его, но ни то, ни другое состояние не гарантирует от греха.

Духовное Предание Церкви во всем согласуется с апостолом.

Это не значит, что брак при этом принижается, наоборот, брак является таинством Церкви.

Просто надо понимать, что легче стать рабом Божьим, если человек отказывается от всего в этом мире, продает что имеет, и следует за Христом в совершенной бедности.

Взаимоотношения полов, мужчины и женщины, остается очень важным до сего времени.

Сколько трагедий, слез, обид, злобы и ненависти вокруг этого, казалось бы совершенно ясного вопроса – мужчина и женщина, суть члены одного тела, сотворенного Богом, и только Ему они призваны служить.

Вопрос взаимоотношения полов в Священном Писании проходит отдельной нитью наставлений, правил, запрещений, советов, о чем мы будем говорить ниже.

Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они в браке соединили свои жизни, как «плоть едина».

Этот союз не должен расторгаться.

Иисус Христос на вопрос фарисеев «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф.19.3) свой ответ пророчествовал такими словами:

«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводится с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, то прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» ( Мф.19.3-12).

Читать статью  ГЛАВА I ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ

Союз мужчины и женщины в единстве брака наставляется в Библии «подражайте Богу, как чада возлюбленные живите в любви», при этом точно указывается чему подражать:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти и от костей Его. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5.22-32).

Эти слова, читаемые во время таинства венчания в Церкви, содержат целую программу духовной жизни в семье.

Муж должен любить свою жену, даже больше жизни, как Сам Иисус Христос любит Церковь. Жена должна любить своего мужа и быть ему совершенно предана, как предан Церкви Христос. Единство любви у семейной пары должно быть совершенным, полным и вечным.

Именно в этом единстве, интимные отношения любви есть мистическое запечатление его полноты, когда двое едины в уме, сердце, душе и теле в Господе.

Брак мужчины и женщины становится совершенным только во Христе и в Церкви.

Но, к большому прискорбию надо сказать, совсем не обязательно, что такой брак будет совершенен.

Церковное таинство, не волшебство и не магия, его сущность, его дары могут быть отвергнуты и загрязнены.

Но когда двое венчаются в Церкви Христовой, им во всей полноте даётся Богом возможность совершенства их барака.

Если мужчина и женщина любят друг друга по настоящему, они естественно будут стремиться к тому, чтобы их отношения были исполнены добродетели и всех плодов Духа Святого, что бы любовь их длилась вечно.

Брак заключаемый в Церкви Христовой не кончается со смертью, но осуществляется и находит своё совершенство в Царствии Небесном.

Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божьем о человеческой жизни : «…и сказал им Бог : плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт. 1. 28).

Поэтому такая близость не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия и страстей.

Оно всегда должно быть связано с полной отдачей себя и верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радостью для любящих.

Неудовлетворенность в браке никогда не бывает просто физической или биологической проблемой, чтобы не утверждали современные сексопатологи.

Эта неудовлетворенность, почти всегда происходит в результате какого-либо недостатка сердца или души.

Но в самой своей основе – это недостаток любви.

Этот недостаток часто связан с излишне развитым чувством эгоизма у одного или у обоих, самоутверждение за счет другого, не желания дать больше чем получаешь.

Лекарство здесь только одно – человек должен думать только о благе другого не требуя для себя ничего.

Только такая жизненная установка сердцу и душе, может привести к гармонии в браке, полного духовного и телесного единения, тогда супружеская близость может приносить глубокую радость мужу и жене.

Если же главное место занимает другое: удовлетворение страсти тела и ума, тогда всё теряется, путается, извращается, а это приводит к скорби и смерти единству.

К сожалению, молодым людям дают плохие примеры выбора пары для супружеской жизни.

Со страниц газет, журналов, ради и телевидения всячески пропагандируется тщательно замаскированный лозунг эгоизма для любящих пар.

Этот лозунг «Полюби меня, я хочу твоей любви», маскирует суть будущего краха мужа и жены, любящей пары.

Требовать к себе проявления любви, без взаимной отдачи, это потребление, это значит давать уму и сердцу установку на разрушение брачного и любого другого союза в будущем.

Рано или поздно, так и происходит, наступает смерть единству.

Любовная энергия пары без взаимной подпитки, иссякает.

Наоборот, супружеской паре, любящим мужчине и женщине, надо следовать заповеди Иисуса Христа «…да любите друга ; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34-35).

Любить как Сам Христос, пример божественной, совершенной, самопустошающей любви.

Обыкновенно от брачного союза ожидаются плоды – рождение детей.

Но интимные отношения супругов не ограничиваются этим, в не меньшей степени они существую для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов.

Кроме того современная наука отмечает взаимное оздоровление супругов в результате многолетнего сожительства, что есть несомненное проявление Божьей любви к своим творениям и их поощрение.

Апостол Павел дает супругам такой совет:

«Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.» ( 1 Кор. 7.2-6).

Апостол Павел говорит, что супруги не должны воздерживаться друг от друга и сходится вместе только для зачатия ребёнка, наоборот они должны «быть вместе», воздерживаясь только «по согласию на время» и то только для поста и молитвы.

Ключевыми словами являются те, что каждый из супругов «не властен» над своим телом и должен жить принадлежа другому.

Единственное воздержание на время служения Богу в посте и молитве.

Слова «позволительно», но не «повелевается», относится к семейной паре в смысле собственного выбора когда и как вести интимную жизнь, не ограниченного никакими строгими указаниями.

К сожалению, не все люди, хотя они и повенчаны, могут быть безбожны и нечисты.

Супружеская пара «юридически» или даже «церковно», находящаяся в браке, не защищена от того, что их супружеская жизнь автоматически свободна от греховной страсти, извращения, вожделения.

И, напротив, даже никак не зарегистрированный брак, бывает свят и чист, если в нём присутствует подлинная любовь и мужчина и женщина навечно отданы друг другу в верности и взаимном поклонении и уважении.

Где присутствует такая любовь, там присутствует Бог.

Естественным плодом любви мужа и жены, по обряду венчания, является рождение детей, наибольшим залогом их союза.

В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви.

Люди не любящие детей и отказыващие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своём браке.

Конечно бывают пары, чье супружество остается бездетным по какой-либо причине болезни одного из супругов.

В этом случае их подлинная христианская жизнь и взаимная преданность может принять другие формы, например, в усыновлении, или в каком-либо ином служении ближним.

Бездетный же брак, осознанно превращенный в самоублажение и самоудовлетворение супругов, не может считаться христианским духовным союзом.

Такой брак не совместим с библейским, нравственным и богослужебным учением Православной Церкви о смысле жизни в любви.

Добровольное ограничение рождаемости в браке позволительно только тогда, когда рождение ребёнка связано с определенными опасностями как для женщины, так и для будущего ребенка.

Живущие духовной жизнью супруги могут решиться на это лишь с молитвой к Господу о руководстве и милосердии.

Если подобное решение принято перед Господом, средства для его осуществления произвольные, но с православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого и одинаково безрадостны для истинно любящих.

Аборты безоговорочно осуждается и запрещаются Церковью.

Искусственное прекращение беременности ни в коем случае невозможно приравнять к «противозачаточным средствам», и поэтому всякий совершающий его, независимо от причины, как исполнитель, так и пациент совершают большой грех перед Богом, как убийство зарожденной жизни.

В самых крайних случаях, как непоправимый вред или смертельная опасность родов для матери, решение о жизни или смерти ребёнка должно быть принято ею самой, после совета с семьёй и с духовными руководителями.

К какому бы решению они не пришли, в его основании должны лежать непрестанные молитвы о Божьем милосердии.

Святая же мать, отдающая свою жизнь для жизни ребенка, будет много прославлена Богом, ибо нет большего деяния любви, чем отдать свою жизнь за другого. ( Ин. 15.13).

Современное общество, стыдливо замалчивает рост абортов.

Медицина разработала «вакуумное, бескровное» удаление плода у беременной женщины.

Совершение страшного греха сдобрено врачебными обещаниями физически безболезненного нанесения душевной травмы!

Отговаривают, правда, но не очень настойчиво, уступая решению женщины.

Общество не находит в себе сил восстать против этого.

Аборт в большинстве стран разрешен законодательно гражданскими властями и женщины, особенно молодые, совершают огромный грех, разрешая убить жизнь в своем теле, данную им от Бога.

Конечно в душе таких женщин образуется кровоточащая рана, которая остается в памяти на всю жизнь.

Это и есть кара Божия за совершенный тяжкий грех.

Спасение их только в молитвенной просьбе о снисхождении милосердия Божьего.

Если, в браке, один из супругов не верующий, то по учению апостола Павла, верующий супруг должен быть примером духовной жизни и любви для неверующего, но без насилия и принуждения по отношению к вере, без обвинений и осуждений.

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится ; брат или сестра в таких случаях не связаны ; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7.13-16).

Развод позволителен ради мира, но не поощряется Церковью.

Конечно, в случае, например, духовной или физической опасности Церковь разрешает развод, как наименьшее зло.

После развода, разведенным христианам советуется «оставаться безбрачными.

Второй брак, даже для вдовых разрешается и благословляется если, есть надежда, что он будет чист и свят в любви.

Вот, что говорит апостол Павел по этому поводу:

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (т.е. безбрачным). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7.8-12).

Духовная жизнь в любви должна осуществляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно.

Каждый член семьи должен жить для блага другого, неся «бремена друг друга» и исполняя таким образом «закон Христов» (Гал. 6.2).

В семье должно быть милосердие, прощение и взаимное обогащение, а также все возможное проявление истинной любви.

Еще раз напомним как истинная любовь понимается в Библейском Новом Завете:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит »( 1 Кор. 13.4-7).

Семейная жизнь основанная на такой любви, будет радостной и счастливой.

Когда в семье появляются дети, это еще больше скрепляет мужа и жену вокруг их воспитания, новых жизненных целей.

Детям с раннего возраста надо прививать основы христианской морали, смысла человеческой жизни в православном ее понимании.

Молящимся радостно видеть в Церкви детей с родителями, их радостное восприятие церковных таинств.

Вместе с этим на семью ложится воспитание детей.

По этому вопросу в Священном писании есть такие заповеди:

«Дети повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием : да будет тебе благо и будешь долголетен на земле» (Еф.6.1-3).

Родительская любовь, заключается в том, чтобы воспитать в своих детях необходимость любви и почитания родителей.

Человек не имеющий такого чувства, кроме горя которое он принесет родителям, не может и Богу служить.

Таким образом воспитание у детей любви к родителям, это воспитание в них чувства любви к Богу.

Для достижения этой цели иногда надо и строгость проявить.

В Притчах Соломона еще в Ветхом завете так говорилось об этом:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, то с детства наказывает его…Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него когда и состарится…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.» (Притч. 13.25;22.6,15;23,13) .

В этих притчах родителям строго указывается на необходимость воспитывать в детях дисциплину.

Конечно же, делать это надо строго, но с любовью.

Правильно говориться, что родительское воспитание сохраняется в человеке до старости.

Роль родительского воспитания детей является обязанностью семьи.

Кроме строгости, нравоучений, главным здесь является личный пример, взаимоотношения взрослых друг с другом.

Эти отношения между папой и мамой списываются детьми «под копирку».

Можно с уверенностью сказать, что дети эти отношения будут выстраивать и в своем будущем браке.

Семья та же церковь, а отец ее глава.

Как действительный пастырь, отец семейства должен быть «непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, учителен, не пьяница, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью…»(1 Тим.3.2-3).

По примеру притчи Христовой, отец должен быть готов с радостью принять в дом своих блудных детей, а не отвергать их.

Жёны и матери семейств должны быть беззаветно преданы своим мужьям и детям, реально воплощая в себе плоды Духа Святого, ибо матери дают жизнь физическую и духовную.

В Притчах Соломона про добродетельную жену сказано:

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. …Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся …Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» Притч. 31. 10-30).

Притчи о добродетельных женах Ветхого Завета перекликаются с писанием апостолов в Новом Завете.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда хвалят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.» ( 1 Петр. 3.1-7).

Таковы должны быть построения отношений в семье между ее членами, где каждый живет согласно воле Божьей.

Источник https://pravoslavie.ru/28265.html

Источник https://foma.ru/formula-lyubvi-komu-i-kogda-vveryat-svoe-serdcze.html

Источник https://proza.ru/2011/12/01/1682

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как видеокарта взаимодействует с процессором
Next post Обзор телефона Philips Xenium X588