МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В СЕМЬЕстатья по теме

 

Содержание

ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье

Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет место постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межличностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные семейные отношения между мужчиной и женщиной, которые проявляются на фоне постоянного общения их друг с другом. Заключение брака предполагает взятие на себя определенных обязательств во взаимоотношениях друг с другом. Семейные отношения начинаются с выбора супруга и расширяются и усложняются по мере роста семьи и необходимости воспитания детей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 12. Отношения в семье

Глава 12. Отношения в семье Меня часто спрашивают, как влияет Лиззи на наши семейные отношения. Что чувствуют ее отец, брат, сестра? Как воздействует такой ребенок на отношения мужа и жены?Эту беседу я записала, когда Нику было шесть, а Лиззи — восемь лет и девять месяцев.

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

11.1. Межличностные отношения и их классификация

11.1. Межличностные отношения и их классификация Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Межличностные отношения делятся на следующие

ГЛАВА 14 Межличностные отношения

ГЛАВА 14 Межличностные отношения К. А. Абульханова-Славская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать

ГЛАВА 18 Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными

ГЛАВА 18 Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными От того, как сложатся отношения между врачом и больным, во многом зависит эффективность лечения. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между медицинскими

24. Общение и межличностные отношения

24. Общение и межличностные отношения Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,

Подростковая психика и межличностные отношения

Подростковая психика и межличностные отношения Подростковый возраст обычно называют, и не без оснований, трудным, связывая его трудности с особой «подростковой психикой». Представители биогенетического универсализма конца XIX — начала XX в. понимали подростковый кризис

Глава 4 Межличностные отношения в различных этносах

Глава 4 Межличностные отношения в различных этносах В межличностных отношениях этнофоров реализуются все стороны этнического общения – перцептивная, коммуникативная, интерактивная и регулятивная.В научной литературе межэтнические отношения чаще анализируются как

ГЛАВА 3 ВАШИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВАШИХ РУКАХ

ГЛАВА 3 ВАШИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВАШИХ РУКАХ Если у вас имеются сложности в отношениях с каким-то близким человеком, то, возможно, истинная причина этого лежит в ваших собственных проблемах, в которых вы до конца не разобрались. Эти проблемы могут быть связаны

Общественные отношения — отношения межличностные

Общественные отношения — отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

Межличностные отношения

Межличностные отношения Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее

Межличностные отношения

Межличностные отношения Межличностное взаимодействие объединяет не только частные понятия, такие как взаимопонимание, взаимопомощь (взаимное содействие), сопереживание, взаимное влияние. В него включаются и противоположные категории – взаимное непонимание,

Межличностные отношения

Межличностные отношения Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах

2.3. Межличностные отношения и секс

2.3. Межличностные отношения и секс Еще немного теории, которая может весьма пригодиться на практике, избавить от разочарований, дать известную долю радости. Эти положения касаются межличностных отношений, любое из которых может привести к сексу. С точки зрения Э. Берна,

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В СЕМЬЕ
статья по теме

Влияние родительских установок на стратегию воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты межличностных отношений в семье

1 Влияние родительских установок на стратегию воспитания

Исследование механизмов выделения взрослого как значимого лица и формирования привязанности к близкому взрослому получило свое наибольшее развитие в теории объектных отношений и теории привязанности (А.Фрейд, 1995; Д. Винникотт, 1995; Дж. Боулби, 2003; М. Эйнсворт 1989; К. Е. Гроссман,1976 и др.). Родитель здесь выступает как объект привязанности, обеспечивающий защиту и безопасность ребенка. Качество привязанности к родителю отражается на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка. В рамках теории Дж. Боулби привязанность рассматривается как стратегия поведения ребенка сначала с близкими взрослыми, а затем и с более широким кругом окружающих людей.

По мнению Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».

Родители, которые хотели бы воспитать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа особенностей собственной личности.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой экологической системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, т. е. выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам.

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей — это основные факторы в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.

Читать статью  Если дошло до развода: как спасти отношения и сохранить семью

Родительские установки зарождаются задолго до появления на свет. Готовясь стать родителями, супруги всерьез задумываются о том, что же такое — правильное воспитание. Чаще всего превалирует особое чувство, ощущение, что воспитание ребенка — естественное для каждого человека дело. И это весьма правильное ощущение. Воспитание ребенка — это творческий процесс, творчество индивидуально и безгранично. В этой безграничности и заключено существо любви родителей к своим детям. Уметь любить ребенка — значит много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; быть родителем — значит любить и уважать самого себя.

А.С. Спиваковская (1981) рассматривает родительские установки, как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся и способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения A.С. Спиваковской, родительские установки представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. И характеризует родительские установки по следующим параметрам (А.С. Спиваковская, 2000):

1. Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

2. Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:

а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответвии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских установки.

5. Межличностные отношения в семье

В социологии семьи задача изучения семейных взаимоотноше­ний решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому анализу семьи как разновид­ности малой группы. Становление и разрушение семейного единства, общности, сплоченности на всех стадиях семейного цикла жизни, функционирование чувства семейного МЫ как центра семейного образа жизни, анализ специфики взаимоотношений родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, членов семьи с микросредой родства — вот основные направления микросоциологического исследования.

В основе социологического подхода к семейным отношениям находится интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации изменяет социальные роли и взаимосвязи между ними, и все это не может не затрагивать семейные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных отношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. В отличие от психологии, сосредоточенной в основном на структуре эмоциональных связей и на видоизменениях семейной структуры в связи с их воздействиями на формирование личности ребенка и на целостность семьи, социология семьи сфокусирована на ролевой структуре и на ее взаимодействии с межличностной структурой.

Психолога интересуют прежде всего межличностные роли, процессы межличностного восприятия и аттракции членов семьи, тогда как социолог относится к межличностным взаимоотношениям как фону, раскрывающему через специфику семейного лада и семейного конфликта особенности интеграции родительства-супружества-родства. Степень согласованности семейных ролей (родительских-супружеских-родственных) и степень их нормативной дистанцированности от внесемейных ролей — вот фокус социологического интереса.

Огромное количество методик и процедур, разработанных в социологии и психологии, посвящено тем или иным аспектам социологического измерения семьи, однако систематизация этой обширной исследовательской техники в пределах социологического подхода не завершена. Обычно взаимоотношения родства исследуются с помощью инструментария, ориентированного на фиксацию структуры родственного общения (вовлеченность в родственные интеракции, частота контактов, индексы родственной взаимосвязанности и расширенного фамилизма), родственной солидарности (индексы ориентированности на родство и расширенную семью, шкалы фамилизма, взаимопомощи и поддержки, предпочитаемой территориальной локализации родства), родственных норм и качества взаимоотношений (значение прародительства, индекс конфликтности, значимость расширенной семьи как референтной группы).

Приведем пример шкалы фамилизма:

1. Как Вы думаете, следует ли платить детям моложе 16 лет за их работу в семье?

2. Как Вы считаете, должны ли работающие дети моложе 21 года и живущие в семье отдавать всю зарплату родителям?

3. Кому следует ухаживать за престарелыми родителями — правительству или их детям?

4. Если Ваши родители не советуют жениться на девушке, которую Вы выбрали, женитесь ли Вы на ней?

5. Следует ли детям, создавшим собственную семью, жить вместе с их родителями?

6. Можно ли вступать в брак с человеком другой религиозной веры?

7. Можно ли заключать брак с человеком другой национальности ?

8. Могли бы Вы сделать своего сына партнером Вашей фирмы?

9. Понравится ли Вам намерение сына пойти по Вашим профессиональным стопам?

10. Следует ли советоваться по важным семейным вопросам с близкими родственниками (дядей, тетей, двоюродным братом или сестрой)?

Методики исследования взаимоотношений родителей и детей также необычайно многообразны и построены в основном на прямых вопросах и их комбинациях либо на суждениях проективного или прямого характера. Вот некоторые направления измерений нормативная и функциональная солидарность и интеграция, сходство и различие ценностей, межличностное восприятие потенциаль­ной поддержки со стороны членов семьи, воспринимаемое качество взаимодействий: чувств тесноты, близости, понимания, коммуника­ции, доверия и уважения к себе от других и к другим в семье, частота общения (ролевого и гендерного) между членами семьи.

Исследования супружеской совместимости. Удовлетворенность браком как социально-психологический фактор стабильности се­мьи продолжает оставаться одной из самых популярных тем среди социологов, придерживающихся концепции модернизации семьи и расширения форм семьи. Чрезвычайно большое количество шкал, тестов и методик создано для фиксации состояния взаимоотноше­ний в супружеской диаде. Помимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности браком, имеются вопросники по вы­явлению степени супружеской адаптации и взаимного приспособ­ления. Одной из первых методик брачной совместимости являет­ся предложенная Эрнстом Берджессом и его ассистентами анкета, состоящая из 36 прямых вопросов и «паспортички». По итогам за­полнения подсчитывался балл приспособленности, и затем диада попадала в одну из девяти групп. За неимением места эту анкету нельзя привести в учебном пособии, но подобного типа вопросников сейчас много и у нас. Для всех этих опросов характерно комбинирование нескольких вопросов на одну тему и вычисление средних значений разного рода индексов супружеской удовлетворенности или адаптированности.

В зависимости от моды на те или иные теории в каждую исследовательскую эпоху меняются критерии брачной приспособленности и соответственно изменяется содержание задаваемых вопросов. Если же используются тесты, то смена теорий сказывается на интерпретации данных. В социальной психологии много интересных попыток создания принципиально новых подходов к измерению семейных и супружеских взаимоотношений, которые со временем смогут быть использованы в социологии семьи. Но эти новые тесты не решают задач, стоящих перед социологическим измерением степени совпадения ролевых и межличностных структур семейного общения.

Социологический подход к изучению супружеских взаимоотношений предложен в 1970 г. А.И. Антоновым на основе способа изучения совместимости супругов по сходству их взаимных представлений о выполнении каждым своих социокультурных семейных ролей. . Для измерения супружеских отношений методом опроса в связи с неизбежностью неконтролируемых взаимодействий лучше отказаться от прямых вопросов. Техника семантического дифференциала (СД) (см. гл. 13) наилучшим образом отвечает требованиям проективных процедур. Анализ включенности в Я различных социальных феноменов, играющий огромную роль в социологии семьи и в социальной психологии, находит в технике СД прекрасную возможность измерить степень идентификации Я с теми или иными символами социального мира.

Читать статью  О нас

Сопоставление с Я релевантных (уместных) семейному образу жизни объектов говорит о значении, придаваемом личностью данному аспекту семейного бытия. При изучении с помощью СД личностных смыслов вовсе не обязательно знать, что именно представляет собой Я и сопоставляемый с ним объект. Важно различие в оценках, оперирование этими различиями может говорить больше о личности и о характере отношений в семье, чем попытки непосредственного проникновения в глубинную суть ценностей.

Сопоставляя с Я семейные роли отца, жены, сестры, внука и т.д., можно получить самооценку собственного исполнительского мастерства в той или иной роли. Давая для оценки одни и те же объекты-роли всем членам семьи, можно получить характеристики межличностного восприятия этих ролей. Взаимные индикаторы межличностных восприятий оказываются показателями фактичес­кого исполнения тех или иных ролей членами семьи. Привлечение диспозиционного дискурса позволяет понять, что чем больше вклю­чена в Я какая-либо семейная роль, тем сильнее идентификация Я с этой ролью.

Это значит, что человек, решая задачу выбора действий, говорит себе «Я это сделаю потому, что как отец я не могу не сделать этого, иначе нельзя уважать себя, иначе я стану кем-то другим, не самим собой, т.е. Я буду уже не-Я». Сцепленность с Я роли отца делает уже невозможным для отдельного индивида представить свое Я вне этой роли. Отсюда все определения самых различных семейных ситуа­ций производятся не с позиции какого-либо абстрактного Я или красавца-холостяка, а с точки зрения отца. Описанный сейчас со­циально-психологический механизм раскрывает суть определения ситуаций, резко отличающуюся от рационального выбора лучшей из альтернатив. С тем уточнением, что Я идентифицирует себя с несколькими ролями и принимаемая стратегия поведения диктуется интегральным Я, каким-то особым образом соединяющим, согласу­ющим все свои наиболее значимые роли (семейные и внесемейные). Какие ключевые семейные роли определяют семейные взаимо­отношения и климат семьи? Прежде всего родительские «отец-мать» и супружеские «муж-жена». Поскольку по степени идентификации ролей с Я имеется возможность оценить фактическое исполнение семейных ролей супругами, требуется дополнить отобранные четыре роли другими. В языке и речевом обиходе утвердилась и существует прочно социальная роль «семьянина», не имеющего эквивалента женского рода. Это связано, по-видимому, с тем, что в культуре жен­ские роли не отделялись от материнских и семейных ролей.

В нынешние времена женщина уже не так жестко соединена с миром семьи, тем не менее это обстоятельство еще не нашло своего лингвистического воплощения. Можно воспользоваться словом «хозяйка» для обозначения социокультурной роли женщины, ана­логичной роли «семьянина». Словосочетание «домашняя хозяйка» не подходит для этого, так как слишком близко к негативно оцени­ваемому в общественном мнении домашнему труду, к слову «домра­ботница» — хозяйка в этом смысле более широкое понятие, удален­ное от нежелательной негативной оценки.

Важна также роль «главы семьи», раскрывающая специфику лидерства в семье и тип взаимоотношений супругов. Кстати говоря, эта роль включалась во все переписи населения в нашей стране (кроме последней) и потому население имеет опыт интерпретации главенства в семье. Поскольку для супружеских взаимоотношений важен аспект, относящийся к сексуальному поведению, в методику были включены роли «мужчины-женщины». Внимание к этимI ролям в семье позволяет определить, в какой мере муж и жена[ идентифицируют себя и своего супруга с этой половой ролью, в какой мере сохраняют привлекательность друг для друга. С другой стороны, перевес значимости этих гендерных ролей над родительскими (или наоборот) может служить интересной характеристикой брачного альянса. Ниже в качестве примера будут приведены данные исследований того, как супруги воспринимают эти основные социокультурные роли в семье.

В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примеривать на себя роль «муж-жена», вступать в ролевое общение. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого исполнение семейных ролей может существенно отличаться от подобающего образца. Однако сценарий ролевой игры супругов на первой и последующих стадиях семейного цикла как бы предопределен режиссером — культурой, жизнью. Стиль исполнения ролей по форме и по содержанию может видоизменяться актерами супружеской драмы, но не бесконечно,а в пределах пьесы, давно написанной предшествующими семейными поколениями. Интернализация собственных ролей и ролей супруга, степень идентификации каждого из супругов с этими ролями является важной характеристикой ролевого поведения личности и супружеской пары в целом.

Степень принятия своих семейных ролей — индикатор не только эффективности усвоения их, но и показатель успеха в ролевой игре, ролевого поведения индивида. Сумеешь справиться со своей ролью — значит найдешь общий язык с другим, также успешно интернализующим свои роли. Первое условие осуществления ролевых игр в семье — четко усвоить свою роль. Но это условие непременно включает в себя и учет реакции других людей на собственное ролевое поведение. А это, в свою очередь, активизирует механизм ролевого общения и взаимодействия по тем правилам, которые описываются в теории ролей. Играние ролей предполагает принятие ролей другого, т.е. у каждого участника есть образ другого, представление о его ролях. При непосредственном общении включается механизм межличностного восприятия, индивидуального определения семейных ситуаций взаимодействия, и тут важно совпадение представлений супругов о выполняемых ими ролях. Чем больше зона совпадения, чем больше «поле» согласованного в этом смысле взаимодействия, тем больше взаимопонимания и совместимости.

На этой основе (принятой во многих социально-психологичес­ких концепциях) и строится методика супружеской совместимости. Каждый супруг должен оценить свои роли по степени включения их в Я и должен оценить роли своего сотоварища по браку. Самооценки мужей и жен о собственном исполнении ролей определяются по сопоставлению Я с каждой из ролей в отдельности. Например, Я — муж, Я — отец, Я — семьянин и т.д. Точно также следует поступить с самооценками жен. Таким образом, формируется два набора само­оценок — 5 мужа и 5 жены. Для психологического анализа ограни­чиваются рассмотрением величин Д по отдельной супружеской паре. При социологическом исследовании интерес сосредоточен на дан­ных по группе опрошенных пар в целом. В одном из пилотажных ис­следований сорока молодых семей студентов и аспирантов МГУ со стажем брака 1,5 года и при среднем возрасте мужей 26,9 и жен 23,6 лет самооценки ролевого поведения в семье распределились так:

САМООЦЕНКИ МУЖЕЙ САМООЦЕНКИ ЖЕН

Я—глава семьи 1,77 П. Я —женщина 2,07

Я —мужчина 1,78 12. Я — жена 2,14

Я —семьянин 1,81 13. Я —хозяйка 2,21

Я —муж 1,94 14. Я —глава семьи 2,28

Я —отец 2,20 15.Я —мать 2,36

Для социолога важно отметить, что родительские роли оказа­лись в иерархии семейных ролей на последнем месте и у жен, и у мужей. Идентификация с ролями отца и матери в только что создан­ных семьях, как видно, еще низка и связана с отсутствием детей в большинстве опрошенных семей. Только в 20 из них имеется ребе­нок и только в половине семей он живет вместе со своими родите­лями. Судя по величинам Д, все самооценки и мужей, и жен не являются завышенными, они достаточно реалистичны, т.е. далеки от 0 — границы полной включенности в Я семейных ролей и чрез­вычайно далеки от 14,0 — границы полной отстраненности от них. Далее, работа с самооценками позволяет не только их проранжи-ровать, но и увидеть, например, большую в сравнении с мужьями самокритичность жен, так как у них величины Д колеблются от 2,07 до 2,36, а у мужей только одна самооценка отца выше 2,0, остальные 1,77—1,94. Бросается в глаза особая значимость для мужей роли главы семьи и безразличие к этому у женщин.

Читать статью  Молитвы о сохранении семьи и любви

Однако методика супружеской совместимости для полноты картины не может ограничиться самооценками исполнения ролей (кстати говоря, слово «самооценка» здесь употребляется не для характеристики Я, а для самооценки себя в какой-то семейной роли). Необходимо знать, как оценивается каждым из супругов брачный партнер.

ОЦЕНКИ МУЖЬЯМИ ЖЕН ОЦЕНКИ ЖЕНАМИ МУЖЕЙ

6. Моя жена –жена 1,41 16. Мой муж — муж ……….1,25

7. Моя жена- женщина 1,80 17. Мой муж — мужчина 1,82

8. Моя жена — хозяйка 1,94 18. Мой муж —отец………….1,82

9. Моя жена —мать ….1,99 19. Мой муж — семьянин …1,92 10. Моя жена-глава семьи 2,32 20. Мой муж — глава семьи …2,13

Оценки другого супруга также интересны для анализа сами по себе. Во-первых, сразу видно по величинам Д, что жены менее критично относятся к мужьям, чем к себе: у них четыре оценки ниже 2,0. Во-вторых, при сравнении с оценками жен со стороны мужей оценки мужей опять же выглядят менее критично. Оценки жен мужьями в сравнении с их самооценками почти такие же по трем ролям, по роли жены они менее суровы, чем их самооценки роли мужа, и по роли главы мужья чрезвычайно придирчивы к своим женам. Другими словами, мужья не считают жену главой и видят в этой роли только себя, хотя жена им очень нравится как жена, даже больше, чем женщина. Жены также не видят в мужьях главу семьи, но еще больше — себя, они вовсе не притязают на лидерство.

Введем еще один элемент в анализ 20 оценок — степень подтверждения самооценки какой-либо роли со стороны другого супруга.

1. Совершенно конвенционально примем следующее положение как аксиому: при сопоставлении самооценки одного супруга с оценкой его в этой роли другим супругом будем считать оценку другого единственным и непреложным критерием фактического исполнения роли. В данной методике нет ничего «объективного», она вся построена на «субъективных» оценках, поэтому единственная возможность как-то определить, насколько прав человек в самооценке самого себя, заключается в оценке, даваемой другим супругом, пусть даже неверной и неправильной.

Социологическое измерение зиждется на выявлении различий в оценках респондента. Для социолога важно различие, обнаруженное, измеренное по всем правилам профессии. Поэтому при анализе взаимных представлений супругов следует сосредоточиться опять же на поиске различий в их восприятии друг друга. И если при одновременном опросе супругов искомое различие фиксируется, то не важно, кто из супругов заблуждается, а кто нет. Может быть, они оба заблуждаются — пусть, ведь значение имеет лишь факт самого различия или его отсутствия.

Если различие налицо и оно существенно, тогда можно констатировать неподтверждение самооценки одного другим. И наоборот, если нет никакого различия, самооценка подтверждается полностью -значит есть сходство представлений, восприятий, есть одинаковое определение семейных ситуаций. Какая разница при этом, что взаимопонимание базируется на иллюзиях — важно, что оно существует и реально влияет на благополучный «климат» супружеского союза. Устранить эти иллюзии часто означает убить брак, хотя искусство психотерапевта в том и состоит, чтобы приблизить сконструированную супругами реальность семьи к адаптивному взаимодействию с окружающей средой.

Рассмотрим, как в вышеприведенном примере обстоит дело с подтверждением самооценок (для упрощения изложения буду: употребляться номера самооценок и оценок другого). Итак, три первые самооценки мужей (№ 1, 2, 3) меньше по величине Д оценок этих ролей женами (№ 20,17,19). Однако неподтвержденными оказываются лишь самооценки № 1 и 3, тогда как самооценка № 2, хотя и меньше на 0,04 (1,78 < 1,82), но это различие статистически не значимо (значимость определяется по отношению к среднему значению разности величин Д, рассчитываемых отдельно по подтвержденным и неподтвержденным самооценкам в соответствии с процедурой установления доверительных границ значений Д) Самооценки Я — муж 1,94 и Я — отец 2,20 подтверждены, так как оценки, данные женой, арифметически еще ниже (1,25 и 1,82 соот­ветственно).

Все самооценки жены оказались подтвержденными, даже роль главы семьи. В целом по выборке молодых семей только 2 из 10 са­мооценок супругов не подтверждены, и можно думать, что процесс адаптации к семейным ролям происходит достаточно успешно, хотя опасность таится в притязаниях мужей на роль главы семьи и в их неготовности к роли семьянина. Вот данные по одной из семей (первая цифра — самооценка, вторая — оценка супругом, знак «+» означает подтверждение самооценки):

Я — женщина 6,8 6,0 + Я — мужчина 3,6 5,5 —

Я —жена 3,6 6,0 – Я —муж 3,5 5,1 —

Я —мать 3,2 4,2 – Я —отец 3,9 5,9 —

Я — хозяйка 3,2 3,3 + Я — семьянин 2,5 5,4 —

Я — глава семьи 3,5 4,4 – Я — глава семьи 3,8 5,7 —

Все самооценки мужа не подтверждены и больше половины самооценок жены также завышены; на стадии формирования семьи после рождения первенца это часто встречается. Повторные замеры через 3 и 5 месяцев обнаружили подтверждение 3 самооценок жены, в том числе по роли матери, и 4 самооценок мужа. По величине Д, далеко отстоящей от нулевой границы полной идентификации с ролями и прекрасного исполнения семейных ролей, — данная семья далека от идеала. Но в ней привлекает самокритичность и здоровый критицизм в отношении супруга: семья в стадии становления, еще не все идет гладко и низкие оценки исполнения ролей, (но высокие величины Д) реалистичны. Последующие исследования продемонстрировали повышение оценок приспособленности супругов к семейным ролям (диапазон оценок женой мужа варьирует рже от 2,5 до 5,0 и оценок мужем жены от 1,7 до 4,8).

Проведенные затем такого же рода испытания, но в широких выборочных исследованиях, показали преобладание подтверждения самооценок лишь одного из супругов, взаимное подтверждение всех самооценок практически не встречается, очень редко 9 и 8, чаще всего 5 и 6. В соответствии с принятой традицией такой алгоритм отношений можно именовать формулой взаимной и односторонней любви, особенно если подтверждаются роли мужчины-женщины и мужа-жены.

Таким образом, формула взаимной любви по одной или по нескольким ролям выражается тенденцией занижать собственные самооценки и завышать оценки своего партнера по супружеству. Формула односторонней любви (когда Адам любит Еву больше, чем она его, и наоборот) описывает ситуацию большинства семей, когдa занижение самооценок и завышение другого свойственно лишь кому-то одному из супружеской пары и в принципе этого оказыва­ется достаточно для устойчивости семейного корабля. Вышеописанная методика позволяет по числу подтвержденных самооценок из 10 выделить пять групп семей по степени сплоченности-конфликтности взаимоотношений.

1. Явно сплоченные = 10 подтвержденных самооценок

и 0 — неподтвержденных

2. Сплоченные =9-8 : 1-2 _______ : ________

3. Устойчивые =7-6 : 3-4 _____ :_________

4. Конфликтные = 5-3_____:______ 5-7 __________:_________

5. Сверхконфликтные =2-0_____ :______8-10 ________:_________

Однако семейная сплоченность, в строгом смысле слова, может выявляться также при изучении взаимоотношений родителей и детей, а не только одних супругов. К сожалению, в отечественной и зарубежной социологии семьи таких исследований крайне мало.

Источник https://psy.wikireading.ru/9984

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/25/mezhlichnostnoe-otnoshenie-v-seme

Источник https://studfile.net/preview/7272387/page:5/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Обзор планшета Samsung Galaxy Tab 4 10.1
Next post Что такое акустические свойства строительных материалов