Социальные проблемы семьи

 

«Московский государственный открытый университет» ________________________________________________________________________________________________

Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых в отечественном обществоведении. Семья — один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и др. Проявления кризиса наблюдаются в самых различных сферах семьи. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

Положение семьи в Российской Федерации в современ­ных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены.

Понятие семьи

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отно­шению друг к другу.

Прежде всего следует обратить вни­мание на различие понятий “семья” и “брак”. Часто пер­вое — более широкое понятие — сводят ко второму. Но семья-это не только супружеские отношения; при попытке дать определение семьи необходимо рассматривать и вертикальные свя­зи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т. е. отношения между братьями, сестра­ми, зятьями, невестками, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого оби­хода, что в принципе отражает реальность-обеднение семейных и разрушение родственных связей.

В семье человеческая индивидуальность присоединяет­ся к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культу­ре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра­щаются в личностные характеристики, формируют даль­нейшие жизненные поступки и поведение. Семье принад­лежат “монопольные” права и обязанности на приобще­ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

В то же время каждая семья создает собственную куль­турную среду в рамках общей культуры определенного на­рода, конфессии, государства. Семья придает своим чле­нам, причем не только новорожденным, но и тем, кто всту­пив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому “войти в семью” — означает принять и усвоить ее субкуль­туру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще все­го отторгает.

Семьей также называется “социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осущест­вляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные от­ношения, деторождение и первичная социализация детей, значитель­ная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслу­живания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого воз­раста”. 1

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жи­лища, одежды); создание культурной непрерывности, пе­редача новым поколениям общественного культурного на­следия; стабилизирование социальной структуры с помо­щью своих детей определенным социальным положением. Материальное состояние, образование родителей во мно­гом определяют будущую карьеру детей; создание эмоцио­нального комфорта и безопасности для своих членов, та­ким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.

Все семейные функции, собственно говоря, сводят­ся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного разви­тия человечества. Благодаря реализации семейных функ­ций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, со­храняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приори­тетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной яв­ляется биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

В своем единстве перечисленные функции представля­ют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодей­ствии как целого, приводит систему в аномальное состоя­ние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

Причины, вызывающие проблемы семейных отноше­ний

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отноше­ний, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивен­ческой нагрузки на одного работающего члена семьи (мно­годетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чер­той бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хрониче­ские инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, им­потенция.

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья — своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Социальное обслуживание — понятие в нашей жизни, совсем недавно вошедшее в обиход. На первый взгляд можно представить, что такое обслуживание заключается в оказании натуральной и материальной помощи. Однако под этим мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества.

Сущность социальных проблем современной семьи

Общие проблемы семей

Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха.

Можно сказать, что основной проблемой всех ти­пов семей является разрешение вопроса о предна­значении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредото­чивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фак­том, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид дея­тельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека не­возможно.

Читать статью  Уроки секса: самые частые проблемы в паре

Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что эконо­мически благополучные страны, не пережившие в последние годы та­кого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа раз­водов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соеди­ненных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число бра­ков, и в целом динамизм семейной жизни там выше.

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каж­дая страна, вступавшая в индустриальную эпоху, переживает так назы­ваемый первый демографический переход от нерегулируемой рождае­мости на уровне “естественной фертильности”, т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологичес­ки может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствования, в виде юридичес­ких или религиозных запретов, оказываются бессильны.

В настоящее время большинство развитых стран переживает (или уже осуществило) “второй демографический переход” от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не эконо­мическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущест­венно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запа­са впечатлений и предметов для адекватного функционирования в со­циальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подрост­ковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический пере­ход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереоти­пы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.

Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою воз­раста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и мате­ринские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.

Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связывав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неус­тойчивостью отношений Нередко рожающие вне брака женщины отно­сятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных

Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ре­сурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники уч­реждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ве­дущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности — общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни мож­но считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизнен­ного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде че­ловек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых стра­нах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни — детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различ­ным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексу­альные отношения с лицом своего пола.

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тен­денции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от созда­ния семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактичес­кого, а не юридического брака — симптомы внешнего социально-эко­номическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать при­вычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвер­дившимся стереотипом.

Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и про­ведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографи­ческое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых ре­зультатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформа­ции сложившейся демографической структуры, а вовсе не к измене­нию стратегии рождаемости.

Социальные проблемы семьи

В статье рассматривается социальные проблемы отдельных категорий семей. Сегодня в той или иной социальной помощи и поддержке нуждаются разные типы семей. Поэтому задача состоит в создании семье наиболее благоприятных условий для ее нормального функционирования.

Ключевые слова

Текст научной работы

Семья, являясь наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, которые существуют в обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [1; 2].

Семья осуществляет следующие функции:

  • воспитательную;
  • хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
  • эмоциональную: культурное и духовное общение;
  • первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
  • репродуктивную и сексуальную – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [3].

Социальная проблема семьи является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4].

Основные социальные проблемы семьи:

  • трудное материальное положение семьи;
  • ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
  • антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
  • социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения [5; 6].
Читать статью  Тема 5. Пожилой человек в семье и обществе

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

  • тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
  • сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

Существует несколько типов семей:

Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке [7; 8].

В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.

Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов [8;9].

Типы семейных взаимоотношений:

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.

По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить несколько типов брака:

  • доминирующий муж и пассивная жена;
  • доминирующая жена и пассивный муж;
  • открытая борьба или соперничество;
  • изоляция или эмоциональное отчуждение;
  • псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
  • неравные браки, муж намного старше жены или жена старше мужа.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

  • обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
  • успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
  • отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
  • чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
  • чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
  • паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность) [10].

Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.

Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:

  • эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
  • физический распад, прекращение интимных отношений;
  • фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание [11].

Дети – наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив – модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.

В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться не выявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем [12].

Семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [13].

Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества

Мясникова, И. С. Современная семья — зеркало противоречий и проблем общества / И. С. Мясникова, Е. Д. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38428/ (дата обращения: 02.11.2022).

Проблема семьи в современных условиях всестороннего реформирования российского общества, становления демократического, правового государства не только чрезвычайно актуальна, но и отличается определенной сложностью, как в теоретическом, так и практическом отношениях. Данная тематика носит комплексный и межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, включая в себя проблемы трансформации понятия, структуры, форм семьи, развития и изменения институтов родительства, супружества, проблему сиротства, а также вопросы демографической и семейной политики, социальной защиты и социальной работы с современными семьями, отношения молодежи к браку.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, уникальным значением семьи в воспроизводстве общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества. Исследователи подтверждают, что семейная жизнь является определяющей чертой человечества, а семья — приоритетной ценностью любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества.

Семья. В современном мире отношение к этому институту как основной единице общества неоднозначное. С наступлением третьего тысячелетия современная семья изменилась качественно. Всё чаще встречаются так называемые гражданские браки, увеличивается число детей, рожденных вне брака, с каждым годом уменьшается количество многодетных семей, достаточно велико еще число неполных и неблагополучных семей. Сегодня в семье, как в зеркале, видны все противоречия и проблемы общества [1].

Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого?

По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи [2].

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Читать статью  14 способов превратить жизнь жены в кошмар

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников [3].

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?

Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15 %), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические — такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда — являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей — трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер [4].

Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи — персоналитарную (от лат. persona — особа, личность) о означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика межпоколенных конфликтов, особенно в социально недозволенных формах проявления, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. Для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные. Государство и общество должны помогать молодым семьям в решении жилищных проблем, важность решения экономических проблем (низкая заработная плата, безработица, удорожание жизни). Необходимо участие государства в развитии социального обслуживании семьи, семейного консультирования [5]. Необходимыми условиями этого считаю стабильность в государстве, соответствующую законодательную базу, правоохранительные нормы. От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений, повышение культуры взаимоотношений в семье. Притом, что треть населения полагают, что в семье поколения могут самостоятельно урегулировать свои отношения, без постороннего вмешательства, некоторые обращаются за помощью к авторитетным членам семьи, старшим представителям рода. Многие обратились бы к специалистам: психологам, социальным работникам, юристам, педагогам, в отдельных случаях — к медицинским работникам и сотрудникам милиции. Это также указывает на важную роль социальных служб в оказании всесторонней помощи семьям, на необходимость укрепления семейной политики в целом.

Семейная политика государства признается не только одной из актуальных проблем современного общества, но и является предметом острых научных дискуссий.

Семейная политика как разновидность социальной политики по укреплению семьи с детьми и семейного образа жизни должна, разумеется, отличаться от политики в других сферах социальной жизни, и прежде всего по своим принципиальным целям, а не по тому, что эта политика действует в своеобразной сфере, непохожей на все остальные. Политика, направленная на повышение уровня жизни, остается таковой и среди одиночек, и среди семей. Точно также нельзя включать в семейную политику охрану здоровья матери и ребенка — это политика в области здравоохранения. Меры, регламентирующие режимы труда и отдыха, условия работы женщин матерей и беременных женщин, — это охрана материнства и детства в рамках социальной политики в области труда и занятости.

Рассматривая вопрос о сущности семейной политики, хотелось бы отнести к таковой все те социальные воздействия на семью, которые изменяют ее положение в обществе как социального института среди других социальных институтов. Конечно, для этого должны быть известны тенденции социальных процессов и изменений, их оценка с точки зрения общепринятых ценностей существовании человека и человечества. Во всяком случае, семейная политика должна быть направлена на успешное функционирование семьи, взятой в качестве социального института (а не массы отдельных семей). Социальный институт семьи на макроуровне характеризует само состояние общества и успех социальной системы в целом. Сохранение последней, ее адаптация к окружающим условиям происходит эффективнее, если жизнеспособны порожденные ее социальные институты, отвечающие за выполнения одной или нескольких из числа доставшихся им функций системы. Институт семьи представлен определенной семейной структурой населения, выражающей не просто пропорции состоящих и не состоящих в браке групп, но и направленность образа жизни людей на семью и семейность. Другими словами, то или иное функционирование института семьи в обществе, раскрывает, в какой мере образ жизни является семейным или внесемейным, в какой мере происходящее в социальной системе изменения укрепляют или ослабляют семейный образ жизни. Исходя из этого, и семейная политика в самых общих чертах должна содействовать сохранению семейного образа жизни и нейтрализовать тенденции, препятствующие этому [6].

К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране не способствует пониманию семейной политики как преобразования всего строя жизни, ценностных приоритетов. Но если общественное мнение иногда проявляет интерес к специальной семейной политике, то оно не выходит за пределы улучшения материальных условий жизни, т. е. за рамки тактических задач. Проведение просемейной политики предполагает также существенную корректировку других видов социальной политики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т. д. и т. п.).

Определение целей семейной политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение — не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во времени, затрагивающий всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, социальные и территориальные общности, партии, общественные движения, группы и объединения. Поэтому программы семейной политики государства — это всегда компромисс между устремлениями различных социальных групп и различными научными концепциями, взятыми за основу при их разработке.

Это компромисс, в конечном итоге, между двумя парадигмами общественной жизни — той, которая отстаивает сложившееся положение вещей (массовую малодетность и многоразводность) с позиций «здравого смысла», и парадигмой кризиса семьи, выступающей против общепринятых ценностей и практики малодетности [7]. Различие между этими парадигмами обнаруживается не только в научных теориях и концепциях, но и в массовой психологии, в поляризации общественного мнения, в противостоянии политических группировок. Это различие отношений задевает всех и никого не оставляет равнодушным — поэтому столь сильно научное противостояние в социологии семьи между фамилистами и всеми остальными интерпретаторами семейных изменений.

1. Антонова А. И. Социология семьи. Учебник для вузов М, 2005.

2. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс, 2005.

3. Лыткина Т. С. Трансформация семье и домашнее хозяйство // Социс, 2008. № 5.

4. Варламова С. Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему // Социс, 2008. № 1.

5. Шевченко И. О., Шевченко П. В. Большая семья — какая она? // Социс, 2005.

6. Ярмиева Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка // СОЦИС, 2008. № 5.

7. С. В. Ковалев — Психология семейных отношений, Москва, 1987 г.

Основные термины (генерируются автоматически): семейная политика, семья, общество, отношение, ребенок, семейная жизнь, семейный образ жизни, социальная политика, функция семьи, заработная плата.

Источник https://studfile.net/preview/1458448/

Источник https://novainfo.ru/article/6577

Источник https://moluch.ru/archive/137/38428/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Вклады Хоум Кредит Банка
Next post Эспандеры для плавания