Стоимость газа (LPG) в Европе в октябре 2022 года
Бензин или газ? На чём выгоднее ездить зимой
Газомоторное топливо, по признаниям владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием, даёт двукратную экономию. Но есть ли смысл заправлять машину газом и что будет с двигателем на газу после суровой русской зимы?
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
С бензином всё проще, но газ может быть дешевле
Средние региональные цены на топливо продолжают расстраивать владельцев бензиновых авто и умеренно радовать тех, кто заправляет машины газом. Актуальные цены на ноябрь 2020 года на АИ-92 — 41 рубль за литр, а стоимость бензина АИ-95 приближается к 48 рублям за литр. Газ пропан при этом пока не дорожает, и цена за литр голубого топлива составляет 23–25 рублей.
Но такой подход будет выгоден не всем. Выбрать автомобиль на ГБО стоит лишь в том случае, когда соблюдаются два условия.
Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам
- Условие первое. Среднесуточный пробег превышает 150–200 километров. Именно поэтому машины на ГБО популярны у водителей такси. Высокие цены на бензин, особенно в 2020 году, нередко бьют по доходам таксистов, поэтому в целях экономии водители жёлтых автомобилей с шашечками массово ставят газобаллонное оборудование. Реальная экономия в два раза достижима только на больших пробегах. Если ежедневный маршрут не выходит за пределы «работа — дом», то никакого смысла в установке ГБО нет.
- Условие второе. Обслуживание машины нередко проводится с задержкой или не проводится в предписанные заводом интервалы. Газомоторное топливо в этом случае заметно полезнее для двигателя: смесь сгорает в цилиндрах равномерно, не оставляя нагара. Даже самый плохой газ для двигателя может оказаться полезнее бензина, поэтому если мысль о замене масла раз в 10 тыс. километров заканчивается сердечным приступом, то газ — идеальное топливо. К тому же ряд производителей, в том числе и российских, делают легковые автомобили для заправки газом и успешно их продают.
Битва с морозом. Есть ли особенности обслуживания двигателя современного автомобиля зимой?
Мифы и правда про установку ГБО
Популярные водительские страшилки, связанные с ГБО, частично правдивы. Установка газобаллонного оборудования связана с определёнными рисками. Адепты ГБО, напротив, уверяют в полной безопасности технологии.
Битая и крашеная. Как автоподборщики обманывают водителей
- Миф № 1. ГБО не взрывается. Популярное заблуждение в головах тех, кто никогда не видел, как взрывается газ. При неправильной установке оборудования газ не только взрывается, но и разносит автомобили любителей сэкономить в щепки прямо на заправке.
- Миф № 2. «Установить ГБО недорого можно почти везде». Разумеется, это не так. Продвинутая система с газобаллонным оборудованием на среднеразмерный кроссовер стоит примерно 40 тыс. рублей. Если у компании, которая ставила ГБО, нет сертификата на такие работы, после визита в МРЭО придётся всё снимать и «приводить автомобиль в заводское состояние». Сертифицированная система и правильная установка обойдётся примерно в 50 тыс. рублей. Эти деньги вполне можно было потратить на бензин.
- Миф № 3. Мощность машины на газомоторном топливе падает в два раза. Разумеется, это тоже заблуждение. Руководители сервисных центров отмечают, что потеря мощности автомобилей с ГБО составляет менее пяти процентов. Это связано с химическим составом смеси. Газ «взрывается» в цилиндрах медленнее, чем бензин. Отсюда потеря тяги и повышенный по сравнению с бензином расход.
Кредит на кредит. Почему не стоит покупать залоговые автомобили у банков и приставов
- Миф № 4. Газ гораздо выгоднее бензина зимой. Это правда и неправда одновременно. За счёт того что газ дешевле бензина почти в два раза, каждая заправка газом будет дешевле, чем бензином. Однако зимой двигатель на газу не будет работать без бензина. Холодный пуск на АИ-95 и последующее переключение на ГБО — только так работает любой автомобиль на газомоторном топливе. Кроме того, в зиму расход газа серьёзно возрастает: сказываются и пробки, и отрицательные температуры.
Если экономить на всём, то газ выгоднее
Несколько лет назад, когда по всей России рассекали маршрутки с ГБО, на установке газобаллонного оборудования можно было «озолотиться». Сейчас, в век экономичных турбодизелей, установка ГБО может быть оправданной лишь в редких случаях, и дело касается в основном грузовых малотоннажных автомобилей отечественного производства. «Колхозить» как грузовик, так и иномарку с бензиновым двигателем почти никто не готов. У такого отношения к ГБО есть вполне логичное объяснение: продать машину с газобаллонным оборудованием гораздо сложнее.
Личное авто против каршеринга. Есть ли смысл покупать машину или аренда выгоднее?
Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto Денис Адоньев пояснил, что люди часто вполне справедливо опасаются таких автомобилей.
ГБО — это всегда вмешательство в конструкцию автомобиля. Никто не знает, кем, где и как оборудование установлено, никто не может знать наверняка, сколько такая топливная система ещё проработает. Некоторые избавляют себя от рисков и просто отказываются покупать машины с газобаллонным оборудованием, делают выбор в пользу автомобилей на классических ДВС
Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto»
Стоимость газа (LPG) в Европе в октябре 2022 года
Данные собираются из различных источников: официальные правительственные веб-сайты, сайты топливных компаний. Цены на газ внутри страны могут сильно различаться.
Таблица цен на газ (LPG) в Европе
В таблице приведены средние цены по Европе на газ (LPG) и их изменения по сравнению с предыдущим обновлением.
Данные в таблице можно отсортировать по возрастанию/убыванию, кликнув по заголовку столбца. Чтобы упростить сравнение, цены в таблице приведены как в евро, так и в местной валюте.
Здесь можно посмотреть текущую стоимость бензина в Европе.
№ | Страна | Цена (EUR) | Цена | Разъём | АЗС |
---|---|---|---|---|---|
1 | Австрия | 1.31 EUR (+ 0.07) | Acme, Dish | 50 | |
2 | Азербайджан | 0.39 EUR (+ 0.01) | 0.65 AZN | Dish | 5 |
3 | Албания | 0.65 EUR | 76.00 ALL | Dish | 121 |
4 | Армения | 0.61 EUR (+ 0.04) | 240.00 AMD | Dish | 10 |
5 | Беларусь | 0.53 EUR (+ 0.01) | 1.31 BYN | Dish | 273 |
6 | Бельгия | 0.78 EUR (+ 0.03) | Acme | 615 | |
7 | Болгария | 0.58 EUR (- 0.01) | 1.14 BGN (- 0.01) | Dish | 3000 |
8 | Босния и Герцеговина | 0.82 EUR | 1.60 BAM | Dish | 109 |
9 | Великобритания | 0.86 EUR (- 0.01) | 0.75 GBP (- 0.01) | Bayonet | 1660 |
10 | Венгрия | 0.91 EUR (- 0.08) | 394.10 HUF (- 5.90) | Dish | 441 |
11 | Германия | 1.08 EUR (- 0.02) | Acme | 7242 | |
12 | Греция | 1.02 EUR (+ 0.03) | Dish | 841 | |
13 | Грузия | 0.83 EUR (+ 0.03) | 2.25 GEL | Dish | 30 |
14 | Ирландия | 0.89 EUR | Acme | 60 | |
15 | Испания | 1.03 EUR (- 0.01) | Bayonet, Euronozzle | 512 | |
16 | Италия | 0.79 EUR | Dish | 3367 | |
17 | Латвия | 0.81 EUR | Dish | 169 | |
18 | Литва | 0.73 EUR (+ 0.01) | Dish | 328 | |
19 | Люксембург | 0.81 EUR (+ 0.06) | Acme | 27 | |
20 | Северная Македония | 0.81 EUR (+ 0.01) | 50.00 MKD (+ 0.50) | Dish | 84 |
21 | Молдавия | 0.89 EUR (+ 0.02) | 16.75 MDL | Dish | 245 |
22 | Нидерланды | 1.06 EUR (- 0.02) | Bayonet | 1945 | |
23 | Норвегия | 1.35 EUR (+ 0.03) | 14.07 NOK (+ 0.74) | Bayonet, Dish | 109 |
24 | Польша | 0.63 EUR (- 0.02) | 3.05 PLN (- 0.02) | Dish | 6800 |
25 | Португалия | 0.96 EUR | Dish | 356 | |
26 | Румыния | 0.79 EUR | 3.89 RON (- 0.02) | Dish | 1158 |
27 | Сербия | 0.92 EUR | 108.40 RSD | Dish | 564 |
28 | Словакия | 0.85 EUR (- 0.01) | Dish | 546 | |
29 | Словения | 1.00 EUR | Dish | 111 | |
30 | Турция | 0.55 EUR (- 0.04) | 9.98 TRY (- 0.73) | Dish | 6853 |
31 | Украина | 0.76 EUR (+ 0.05) | 27.19 UAH (+ 1.15) | Dish | 1226 |
32 | Франция | 0.75 EUR | Dish | 1763 | |
33 | Хорватия | 0.94 EUR (- 0.04) | 7.06 HRK (- 0.29) | Dish | 410 |
34 | Черногория | 0.87 EUR (+ 0.01) | Dish | 24 | |
35 | Чехия | 0.71 EUR (- 0.07) | 17.45 CZK (- 1.63) | Dish | 1187 |
36 | Швейцария | 0.93 EUR (- 0.01) | 0.90 CHF | Acme, Dish | 47 |
37 | Швеция | 0.82 EUR (- 0.01) | 9.00 SEK | Dish | 23 |
38 | Эстония | 0.87 EUR (- 0.02) | Dish | 55 | |
39 | Россия | 0.36 EUR | 21.90 RUB | Dish | 4100 |
На тепловой карте ниже можно наглядно увидеть в какой стране газ дешевле. Зелёный цвет означает дешёвый газ, красный более дорогой.
Средняя цена на газ (LPG) по Европе
Средняя цена по Европе за последний месяц не изменилась и составляет € 0.83.
Самая большая цена наблюдается в Норвегии. В этой стране она на 50% больше, чем в среднем по Европе.
Самая низкая цена в России — на 50% меньше, чем в среднем по Европе.
Динамика изменения средних цен на топливо
Ниже представлена динамика изменения средних цен в Европе на газ (LPG) за последние годы.
Вы можете выбрать нужный временной диапазон на графике, выделив его мышью или включить/выключить соответствующий график, кликнув по его названию внизу.
Типы заправочных пистолетов
В Европе имеется четыре типа заправочных пистолетов и соответственно четыре типа разъёмов, в которые эти пистолеты вставляются. Пистолеты и разъёмы разных типов не совместимы между собой. В этом случае для заправки необходимы переходники.
В одной стране может использоваться несколько типов разъёмов.
Типы заправочных LPG разъёмов
Карта использования LPG адаптеров в Европе
Dish ACME Bayonet
Следует иметь в виду, что в Швейцарии, недалеко от границы Италии или Франции, можно встретить заправочные станции, на которых используется разъём Dish.
Точно также в Германии, вблизи с границей Польши, встречаются заправочные станции, использующие разъём Dish, а заправочные станции в Польше рядом с границей Германии — разъём Acme.
В Испании можно встретить заправочные станции, на которых используется разъём типа Euronozzle.
Газ по 40 рублей — есть ли смысл ставить ГБО? Вот полный расчет
Цены на пропан-бутан в этом году круто лихорадило. Стартовав с 16 рублей за литр в январе, они к концу лета достигли пика — 42 рубля. Правда, случился откат — сегодня газ отпускают в среднем по 33–34 рубля за литр.
Почему взлетели цены?
Сложилось воедино куча факторов: и пожар на заводе Газпрома в Новом Уренгое, и остановка поставок газа железнодорожным транспортом, и начавшийся сезон заполнения хранилищ к зимнему периоду в Европе и в России, и внешние российские обязательства по поставке газа с невозможностью отзыва для обеспечения внутреннего рынка, и паника трейдеров на бирже.
В результате мы имеем, что имеем: литр пропан-бутана на заправках в середине сентября стоит от 34 рублей. А как утверждают эксперты: перевод бензинового автомобиля на газ имеет экономический смысл только в том случае, если цена пропан-бутана ниже бензиновой вдвое. Так, кстати, и было на протяжении десятков лет.
Перепроверим эту утверждение в нынешней экономической ситуации.
Почем ГБО?
В интернете по запросу «Установка ГБО» все еще можно встретить лучезарные призывы немедленно это сделать с обещаниями чуть ли не до 90% экономии на топливе. Для автомобилей с карбюраторным 4-цилиндровым двигателем процедура обойдется в среднем от 20 000 рублей, с инжекторным — от 30 000 (каждые последующие +2 цилиндра увеличивают стоимость установки на 10 тысяч рублей и более).
Но есть нюансы, связанные с конструкцией двигателей. От 30 тысяч — это расценки для моторов попроще, с распределенным впрыском топлива. Установка оборудования на более продвинутые двигатели с непосредственным впрыском обойдется почти вдвое дороже — в среднем от 50 000 рублей.
Добавим сюда затраты на подготовку документов для регистрации в ГИБДД и получения диагностической карты, а также на некоторые популярные опции вроде установки плоского баллона или объемом более 60 л, евромультиклапана, подкапотного огнетушителя, более быстрых форсунок — итого плюс 10 тысяч рублей (минимум!).
Что берем в расчет?
- Первая вводная: установка ГБО «под ключ» на автомобиль с 4-цилиндровым мотором с распределенным впрыском обойдется в 40+ тысяч, с непосредственным — от 60 тысяч рублей (карбюраторные все-таки отправим в архив).
- Вторая вводная: средняя цена пропана составляет 34 рубля за литр, бензина АИ-95 — 50 рублей.
- Третья вводная: двигатель потребляет пропан-бутана в 1,15 раза больше, чем бензина.
- Четвертая вводная: среднегодовой пробег легкового автомобиля составляет 17 500 км (по данным аналитического агентства «Автостат»).
- Пятая вводная: реальные данные расхода топлива в среднем на 20% выше тех, что объявляет производитель. Естественно, реальные мы и возьмем для расчета (но заводские тоже укажем).
С калькулятором в руках
Для чистоты эксперимента возьмем популярные седан и внедорожник с распределенным впрыском и кроссовер с непосредственным.
- Lada Vesta 1,6 л 106 л.с., 5МТ, 6,9 л/100 км
- UAZ Patriot 2,7 л 150 л.с., 5МТ, 12 л/100 км
- Kia Sportage 2,4 184 л.с., 6АТ, 7,9 л/100 км.
UAZ Patriot
Kia Sportage
Фактический средний расход бензина, л/100 км
Средний расход газа, л/100 км
Расходы на бензин за год, руб. (расход в л)
Расходы на газ за год, руб. ( расход в л)
Экономия на топливе в год, руб.
Срок окупаемости установки ГБО, г.
Разница в окупаемости между этими автомобилями закономерна и легко объяснима. Патриот потребляет намного больше топлива, чем Веста. Именно поэтому его владелец быстрее отобьет потраченные на установку ГБО деньги.
Газ на Kia Sportage будет окупаться дольше остальных (дольше даже, чем на Весте, которая меньше всех расходует топлива). Причина — более дорогое газовое оборудование, поскольку на кроссовере установлен двигатель с непосредственным впрыском топлива.
Исходя из этих данных и алгоритмов вычисления, вы сможете легко прикинуть, как быстро окупится установка ГБО на вашей машине. Хотя бы просто ради спортивного интереса.
Ездим больше — платим меньше
А что, если увеличить годовые пробеги всех трех автомобилей до «комтрансовских» 30 000 км? Картина будет более оптимистичной: отбивать установку ГБО на Весте придется полтора года, на Патриоте можно выйти в ноль в тот же год, на Киа — за пару лет.
Подорожание же СУГ (сжиженных углеводородных газов) даже на пару рублей, естественно, снижает шансы быстро вернуть вложенные деньги. На это потребуется уже 3,1 года для Весты, 1,8 года для Патриота и 4,1 года для Sportage.
А если стоимость литра пропана поднимется до августовского абсурда — 40 рублей за литр пропана, но при стандартных 17 500 км годового пробега? И при этом цены на бензин останутся на прежнем уровне? Оставив в стороне подсчеты в столбик, получим: 6,7 года, 4 года и 8,7 года соответственно.
Так ставить или нет?
В условиях мегаполиса реальный расход может быть еще выше, но и расстановка сил все равно останется прежней. Средняя продолжительность владения автомобилем до первой продажи давно перевалила за 6 лет, поэтому при нынешнем раскладе еще есть возможность прилично сэкономить, перейдя с бензина на газ. Даже если пропан еще немного подорожает.
Источник https://life.ru/p/1355135
Источник https://autotraveler.ru/spravka/lpg-in-europe.html
Источник https://www.zr.ru/content/articles/931095-gaz-40-rublej-za-litr-est/