Куда жаловаться на незаконное подключение к водопроводу

 

Когда присоединение к системе ХВС дома в обход прибора учёта законно

В техпаспорте одного дома в Московской области было два техприсоединения к системе холодного водоснабжения МКД. Одно из них произведено до ОДПУ – для устройства пожаротушения. Читайте мнение ВС РФ, законно ли это или является самовольным подключением к сетям и УО должна оплатить рассчитанный объём ресурса.

Техническое присоединение к ВДИС водоснабжения до ОДПУ является самовольным подключением

Гарантирующий поставщик ХВС из Московской области обратился в суд с требованием взыскать с управляющей одним из МКД региона организации более 746 тысяч рублей задолженности и почти 25 тысяч рублей неустойки.

Между истцом и УО заключён договор ресурсоснабжения многоквартирного дома: на поставку холодной воды и отведение сточных вод. Согласно условиям такого договора компания обязана обеспечить учёт объёмов полученной воды с использованием приборов учёта.

В начале 2019 года управляющая организация взяла на обслуживание новый МКД и заключила соответствующее дополнительное соглашение с поставщиком холодной воды. РСО провела контрольное обследование дома и установила факт несанкционированного технологического присоединения к централизованным водопроводным сетям до прибора учёта.

Гарантирующий поставщик воды в присутствии представителя УО составил акт и потребовал устранить нарушения, но управляющая организация этого не сделала. Поэтому водоканал начислил компании дополнительную плату за ХВС и водоотведение за период самовольного пользования сетями водоснабжения. Но УО счёт не оплатила.

Компания заявила, что несанкционированное подключение на самом деле – присоединённая к ВДИС система пожаротушения. Она соответствует проектной документации на дом, которой предусмотрено отведение двух трубопроводов холодной воды к автоматической установке тушения пожара.

Должна ли УО платить за отключение дома от теплосети при аварии

В случае самовольного подключения к системе ХВС объём ресурса определяется расчётным методом

  1. В соответствии с п. 2 ПП РФ № 644, под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения подразумевается пользование ими при отсутствии договора, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учёта), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учёта.
  2. В соответствии с п. 4 ПП РФ № 776, подключение абонентов к централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учёта приборами учёта воды не допускается.
  3. Согласно письму Минстроя РФ от 12.03.2015 № 6637-ЛГ/04, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несёт абонент, в границах эксплуатационной ответственности которого находится соответствующее оборудование.

Суд установил, что в спорном доме есть два водопроводных ввода: первый учитывает объём ХВС на нужды потребителей, второй – системы пожаротушения. В соответствии с п. 2 ПП РФ № 644, пользование ответчиком централизованными сетями водоснабжения, когда один из вводов ХВС подключён до прибора учёта, является самовольным.

В п. 14 ПП РФ № 776 указано, что осуществление коммерческого учёта воды расчётным способом допускается при отсутствии прибора учёта, в том числе в случае самовольного присоединения. Согласно пп. «а» п. 15 ПП РФ № 776, при расчётном способе учёта воды используется метод учёта пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам ХВС.

При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение к централизованным системам водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения, до дня устранения самовольного присоединения.

Судья сделал вывод, что истец правомерно произвёл расчёт объёма холодного водоснабжения за период самовольного пользования сетями водоснабжения. Иск водоканала был полностью удовлетворён. Апелляционная инстанция, а за ней и кассационная, поддержали такое решение.

Договоры между УО и РСО: о чём мы говорили на онлайн-семинаре

На противопожарных водопроводах, подключённых к системе водоснабжения МКД, счётчики не устанавливаются

Дело № А41-74861/2019 переместилось в Верховный суд РФ. В жалобе управляющая организация отметила, что система водоснабжения многоквартирного дома не предусматривает установку прибора учёта на трубопроводе спринклерной системы пожаротушения. Это соответствует проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

В п. 7.2.9 СП «Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85», утверждённом приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 951/пр, указано, что на противопожарных водопроводах счётчики воды не устанавливают. При этом в отсутствие в МКД общедомового прибора учёта объём ресурса подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в соответствии с ПП РФ № 354, а не на основании п. 16 ПП РФ № 776.

ВС РФ отметил, что система водоснабжения МКД выполнена в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы в период действия п. 32 ПП РФ № 167. Этот пункт обязывал учитывать с помощью ПУ полученную в доме питьевую воду и не распространялся на сети и системы, используемые для целей пожаротушения. В таких системах водоснабжение может обеспечиваться, минуя средства измерения.

В период проведения водоканалом контрольного обследования системы водоснабжения спорного МКД действовал Перечень национальных стандартов и сводов правил для соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Такой перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521. В него в п. 18 включён СП «СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий».

Читать статью  Быстрый и дешевый способ проложить трубу под фундаментом. Личный опыт

Из пункта 7.2.9 СНиП 2.04.01-85 следует, что «на противопожарных водопроводах счётчики воды не устанавливают». При проведении проверки системы ХВС у гарантирующего поставщика отсутствовали основания для требования о подключении системы пожаротушения после ОДПУ, а в случае уклонения от этого – для взыскания платы за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения. ВС РФ отменил решения предыдущих судов и отклонил иск поставщика воды.

Должна ли УО оплатить ресурсы, поставленные в нежилое помещение МКД

Подключение систем пожаротушения к системе ХВС дома в обход ОДПУ законно

Верховный суд РФ, разрешая спор в деле № А41-74861/2019, отметил, что его выводы касаются только вопроса о том, может ли система пожаротушения быть подключена в обход общедомового прибора учёта воды и является ли такое подключение самовольным.

Он подтвердил позицию управляющей организации, что на противопожарных водопроводах не устанавливаются ПУ, и это не является самовольным техприсоединением, а следовательно, РСО не вправе требовать дополнительную плату. При этом такие выводы касаются отношений поставщика воды и УО, не связанных с применением системы пожаротушения по прямому назначению, и не затрагивают вопросы учёта и оплаты воды, израсходованной в целях ликвидации пожара.

Минстрой РФ в письме от 12.03.2015 № 6637-ЛГ/04 указал, что расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несёт абонент или иное лицо, в границах эксплуатационной ответственности которого находится оборудование. Такое лицо вправе взыскать понесённые расходы на оплату воды с собственника/иного законного владельца объекта, в отношении которого осуществлялось пожаротушение.

Куда жаловаться на незаконное подключение к водопроводу

Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.

Виды несанкционированного подключения

Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).

Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).

Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:

  1. Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
  2. Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
  3. Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
  4. Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
  5. Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).

Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта. Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех». Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.

Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения

Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.

Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:

  1. Составление акта о несанкционированном подключении.

При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:

— время и место составления акта;

— данные о лицах, присутствующих при составлении;

— описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.

Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.

  1. Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.

На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации. Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.

    за коммунальную услугу.

Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).

— исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);

— исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Читать статью  Летний водопровод: цена, конструкция, монтаж

Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).

Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.

Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО

Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.

Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.

Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения). Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к. не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).

Второе. В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.

Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей. Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.

В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:

— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;

— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).

В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Куда жаловаться на незаконное подключение к водопроводу

Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 21

1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

Читать статью  Как подключить частные дома к водопроводу в 2022 году

3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее — неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее — неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 — 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.

7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 — 3 части 1, пунктах 1, 5 — 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.

Источник https://portal.roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/12112-kogda-prisoedinenie-k-sisteme-hvs-doma-v-obhod-pribora-uchyeta-zakonno

Источник https://www.it-uk.ru/infoblock/nesanktsionirovannoye_podklyucheniye_potrebitelya/

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/018c76d39ac10ec567e2f9fbcfca7298f2e026ee/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Сервисный сбор за оформление авиабилетов — что это?
Next post Тестирование видеокарт, процессоров и игровых компьютеров в World Of Tanks в режиме Линия фронта – версия 1.4