Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

 

Содержание

Критерии индивидуализации и построение многолетней тренировки в спортивном плавании

Современная система подготовки спортсменов высокого класса как многогранный комплексный процесс. Знакомство с особенностями разработки научно-обоснованной концепции индивидуального подхода к тренировке в возрастных группах по спортивному плаванию.

РубрикаСпорт и туризм
Виддиссертация
Языкрусский
Дата добавления27.02.2018
Размер файла9,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Критерии индивидуализации и построение многолетней тренировки в спортивном плавании

Введение

Рациональное построение и содержание многолетней тренировки в спортивном плавании определяет уровень результатов спортсменов высокого класса. Главной целью тренировочного процесса является достижение необходимого уровня развития ведущих функций на всех этапах многолетней подготовки, который в дальнейшем обеспечит достижение выдающихся спортивных результатов в зрелые годы. Большая часть многолетней подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития. Его характерной особенностью является гетерохронность созревания соматических и функциональных систем, что создает предпосылки для своевременного и направленного тренировочного воздействия в сенситивные периоды роста и развития ведущих качеств у юных пловцов (Н.Ж. Булгакова, 1978, 1986; Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, 1984; А.А. Гужаловский, 1984 и др.). При этом при планировании многолетней подготовки и оценке перспективности спортсмена необходим учет половых особенностей, индивидуальных темпов и сроков биологического созревания.

Основой определения спортивной пригодности, разработки программ подготовки и педагогического контроля за реализацией потенциальных резервов организма служат модельные и нормативные характеристики, которые позволяют вести более строгий количественный и качественный учет показателей спортивной подготовленности. (Т.М. Абсалямов, 1983; Г.В. Александрова, 1982; Н.Ж. Булгакова, 1983; М.Я. Набатникова, С.П. Конов, 1981; В.П. Озеров, 1979; В.Н. Платонов, 1977; Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1972, 1986).

Разработка комплексных модельных характеристик и нормативных требований для высококвалифицированных и юных спортсменов на основе соматических и функциональных показателей специальной работоспособности необходима для совершенствования многолетнего тренировочного процесса и достижения высоких спортивных результатов в зрелые годы.

Гипотеза: Эффективность применения педагогических воздействий в процессе многолетней тренировки может быть существенно повышена на основе учета типов биологического развития юных пловцов в пубертатном периоде. Коррекция способов оценки и методов спортивной тренировки, позволяет учитывать врожденные конституциональные и биоэнергетические особенности индивидуума.

У взрослых спортсменов высокого класса существуют индивидуальные различия в функциональных возможностях организма, которые определяют срочный тренировочный эффект. Внутри возрастных групп имеются соматические и функциональные различия, зависящие от пола и биологической зрелости юных пловцов.

Объект исследования. Процесс многолетней подготовки в спортивном плавании.

Предмет исследования. Индивидуальные особенности построения многолетней тренировки пловцов 11 — 18 лет.

Цель исследования. Обеспечение контроля за построением и содержанием многолетней тренировки в спортивном плавании на основе учета возрастных, половых, конституциональных и биоэнергетических критериев индивидуализации.

Научная новизна работы заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возрастных закономерностей соматического и функционального развития в процессе становления спортивного мастерства пловцов от новичка до мастера спорта.

Выявлены максимальные индивидуальные значения и нормативные величины конституциональных и биоэнергетических критериев специальной работоспособности высококвалифицированных пловцов.

Установлены особенности тренировочного воздействия плавания спортивными способами в полной координации и по элементам на различные показатели аэробной и анаэробной работоспособности пловцов высокого класса.

Выявлена зависимость срочного тренировочного эффекта от индивидуального уровня развития максимума аэробных и анаэробных возможностей пловцов высокого класса.

Установлены эргометрические и биоэнергетические критерии специальной работоспособности, определяющие спортивные результаты на дистанциях 50, 100, 200 и 400 м в четырех спортивных способах плавания.

Получены новые данные о возрастной динамике показателей соматического и функционального развития пловцов обоего пола 11-16 лет с различным типом биологического созревания, погодовых приростах и возрастных зонах наибольших приростов, гетерохронности и степени зрелости соматических и биоэнергетических показателей специальной работоспособности.

Выявлены особенности соматического и функционального развития пловцов обоего пола 11-16 лет различных типов биологического созревания: акселерированного, нормального, ретардированного.

Экспериментально доказано, что уровень развития соматических и функциональных показателей в пубертатном периоде связан с биологическим возрастом спортсменов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованной концепции индивидуального подхода к тренировке в возрастных группах по спортивному плаванию, базирующегося на основе учета половой, биологической, соматической и функциональной зрелости спортсменов. Индивидуальный подход позволяет повысить эффективность управления тренировочным процессом за счет применения объективных количественных критериев специальной работоспособности, полученных на юных пловцах трех типов развития, что в значительной мере дополняет их возможности энергообеспечения.

Практическая значимость. Разработанные модельные характеристики и нормативные требования, основанные на конституциональных и биоэнергетических критериях определяют морфо-функциональный статус пловцов — спортсменов высокого класса, отражают требования вида спорта и могут быть использованы в контроле за уровнем специальной работоспособности.

Разработаны нормативы для показателей аэробных и анаэробных способностей пловцов при выполнении специальных тренировочных упражнений в плавании спортивными способами. Характер и глубина тренировочного воздействия в зависимости от индивидуального уровня развития функциональных возможностей организма, двигательная деятельность пловцов различных возрастных групп и высокой квалификации могут быть использованы при создании унифицированной системы учета и контроля тренировочных нагрузок в плавании, создании тренировочных программ и иной плановой документации.

Предложенный индивидуальный подход может быть использован в выборе направленности тренировочных упражнений и комплектования учебно-тренировочных групп с учетом биологического развития юных пловцов.

Разработанные шкалы соматической и функциональной зрелости пловцов обоего пола 11-16 лет, с различным типом полового созревания, позволяют повысить надежность оценки биологической зрелости, оценить спортивную перспективность спортсменов, выявить слабые и сильные стороны физической подготовленности, а также определить готовность к выполнению планируемого результата.

Результаты исследования и разработанные на их основе методические рекомендации по контролю и управлению процессом спортивной тренировки пловцов различной квалификации могут быть использованы для разработки программно-нормативных документов в ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП и специализированных центрах по плаванию.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанные модели и нормативные шкалы физического развития и специальной работоспособности позволяют оценить уровень подготовленности пловцов высокого класса, выявить сильные и слабые стороны их морфологического и функционального развития. При определении спортивной перспективности следует ориентироваться на спортсменов, чьи показатели находятся выше средних значений. Выдающихся спортивных достижений смогут добиться те спортсмены, чей морфо-функциональный статус в дальнейшем будет равен или превысит максимальный уровень разработанных нами моделей.

2. Полученные количественные критерии морфо-функционального развития и биоэнергетического потенциала высококвалифицированных пловцов могут служить ориентирами для юных спортсменов, которых необходимо достичь в процессе многолетней тренировки. Уровень развития функциональных возможностей пловцов достаточно полно может быть оценен по показателям, характеризующим мощность, емкость и эффективность аэробных и анаэробных процессов.

3. Индивидуальный уровень развития максимума аэробных и анаэробных способностей пловцов высокого класса определяет срочный тренировочный эффект разных видов упражнений. Наибольшая глубина тренировочных воздействий достигается при плавании в полной координации движений, несколько меньшая — при плавании с помощью рук и ног.

4. При отборе детей для занятий плаванием, комплектовании учебно-тренировочных групп ДЮСШ и построении многолетней тренировки ориентировка на паспортный возраст и соматические показатели недостаточны. Различный уровень развития их морфофункциональных и биоэнергетических показателей требует также учета биологической и функциональной зрелости организма юных пловцов.

5. Возрастная динамика соматических и функциональных показателей (возрастные зоны наибольших темпов прироста и уровни матурации) юных пловцов обоего пола с 11 до 16 лет имеют достоверные различия в зависимости от типа биологического развития. Отставание юношей от девушек в возрастном развитии этих показателей составляет 1 — 2 года. Уровень развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания, тесно связан с баллом биологической зрелости.

6. Юные пловцы обоего пола с нормальными и замедленными типами полового созревания проходят стадии развития, аналогичные акселератам, с опозданием на 2 и более лет. Это дает тренеру дополнительный резерв времени в формировании базовой выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовленности. При этом дефинитивные значения их соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей превосходят аналогичные значения спортсменов акселерированного типа.

7. Необходим дифференцированный индивидуальный подход к построению и содержанию многолетней подготовки, применению тренировочных нагрузок различной направленности, их объему и интенсивности в зависимости от пола и типа биологического развития. Оценка биологической зрелости, максимальных темпов прироста, уровней матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важна в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

1. Проблема индивидуализации в становлении спортивного мастерства пловцов

научный спортсмен плавание

Современная система подготовки спортсменов высокого класса представляет собой многогранный комплексный процесс. Его организационно-методическую основу составляет органическое слияние тренировочного и научно-исследовательского процессов, постоянное совершенствование средств и методов подготовки спортсменов. Спортивный отбор и многолетняя тренировка в возрастных группах является основой подготовки высококвалифицированных спортсменов. Современная система физического воспитания рассматривает спортивный отбор как длительный многолетний процесс постепенного уточнения способностей (35, 75, 87, 219, 317, 537, 591). Данное положение основывается на признании диалектического единства биологического развития и спортивной тренировки, направленной на развитие ведущих качеств и достижения высоких спортивных результатов (291, 541, 612, 670). При этом особую ценность представляют исследования индивидуального пути становления спортивного мастерства на всем его протяжении (536, 541).

Спортивный потенциал индивидуумов формируется только в процессе и в результате тренировки из врожденных задатков (87, 278, 613, 813, 876). Без соответствующей тренировки даже очень высокие потенциальные способности не смогут достичь уровня развития, обеспечивающего демонстрацию высоких спортивных достижений (84, 95, 134, 142, 324, 505, 856). Только пройдя через многолетнее систематическое участие в тренировках и соревнованиях, юный спортсмен способен достичь высокого уровня развития специальных физических качеств, функциональных и психических возможностей, чтобы в “возрасте, оптимальном для высших достижений” (91, 114, 380-385), реализовать эти качества и возможности в высокие спортивные результаты. Поэтому целевой установкой процесса многолетней тренировки является максимальная реализация онтогенитического потенциала развития к возрасту высших спортивных достижений. Выполнение этой установки возможно при условии рационального построения многолетней тренировки, подбора оптимальных по величине и структуре тренировочных нагрузок на отдельных этапах подготовки (64, 65, 131, 195, 257, 343-345, 511, 512). Причем сроки и содержание каждого очередного этапа подготовки и стратегия отбора в ходе многолетней тренировки должны основываться на закономерностях возрастного развития физических качеств и функциональных систем организма (134, 141, 143, 221, 345, 536, 589, 608-611).

Установление характера взаимосвязи и взаимодействия двух процессов — биологического развития и становления спортивного мастерства — подтвердило целесообразность использования в спортивной практике показателя биологической зрелости: в целях отбора и контроля, определения перспективности, а также управления тренировочным процессом. Биологический возраст может служить четким ориентиром при определении места каждого этапа многолетней спортивной подготовки в процессе развития (541). Несоответствие тренировочных программ степени биологической зрелости систем организма, применение форсированных нагрузок, может привести к преждевременному исчерпанию адаптационных возможностей юных спортсменов (135, 205, 238, 239, 296, 474, 541, 579, 591, 597). Знание особенностей развития пловцов в разные фазы полового созревания позволяет определить и наиболее рациональную структуру тренировочных воздействий на каждом из этапов. Поэтому изучение возрастных закономерностей развития организма человека в процессе регулярных занятий спортом является основой для повышения эффективности отбора, индивидуализации и построения многолетней спортивной подготовки.

1.1 Периодизация и содержание многолетней спортивной подготовки

Спортивная тренировка — это многолетний и многогранный процесс, охватывающий ряд периодов возрастного развития спортсменов (329, 369, 370, 372, 374, 427, 432, 451, 454, 460, 463, 468, 471). Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования (117, 120, 121, 140, 202, 411, 412-418, 432, 433, 450, 451, 485, 510, 518, 541, 579, 582, 591). Л.П. Матвеев выделяет (369, 370, 372, 374) четыре этапа занятий спортом в процессе многолетней спортивной тренировки, каждый из которых имеет существенные особенности и решает специфические задачи:

— этап предварительной спортивной подготовки;

— этап начальной специализации (специализированной базовой полготовки);

— этап углубленного совершенствования;

— этап спортивного долголетия.

В специальной литературе по плаванию у современных специалистов утвердилось довольно четкое деление процесса многолетней спортивной тренировки на конкретные этапы (84, 88-91, 94, 115, 198, 200, 340-345, 411, 433, 455, 541, 577).

В табл. 1 представлена общепринятая периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании. Каждый этап имеет свои конкретные задачи и содержание. При этом необходимо подчеркнуть, что в плавании отбор и подготовка составляют единую учебно-методическую систему (433, 459).

На 1 этапе предварительной спортивной подготовки пловцов основными задачами являются: поиск детей и определение их пригодности на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности; формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям плаванием; обучение основам техники спортивных способов плавания, широкому кругу двигательных действий; укрепление здоровья, закаливание, всестороннее физическое развитие (84, 95, 115, 198, 200, 211, 475, 529, 572, 589).

Читать статью  Академия плавания для взрослых | EasyPool

Таблица 1. Периодизация многолетней подготовки в спортивном плавании (по обобщенным данным Н.Ж. Булгаковой (95), А.Р. Воронцова, В.Р. Соломатина (198, 200), М.Я. Набатниковой (433), Л.П. Макаренко (343, 344), Т.С. Тимаковой (541) и др.)

Начальный возраст (лет)

Продолжительность этапа (лет)

Организационная форма занятий

Группы спортивного совершенствования

ЦОР, ПГОР, ШВСМ, сборные команды

Основное содержание данного этапа составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно-тренировочных занятий может постепенно увеличиваться с 3 до 6 раз в неделю, что автоматически ведет к постепенному увеличению общего объема физической нагрузки (198, 200, 529). Как правило, выносливость развивается в аэробной зоне энергообеспечения (211). На этом этапе применяется программа тестов для спортивной ориентации ребенка (77, 81, 84, 85, 87, 95, 97, 192, 316, 317, 340, 423, 449, 576, 600).

На 2 этапе начальной спортивной специализации основными задачами являются: формирование разностороннего двигательного потенциала и функциональной базы, совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одном или двух способах плавания; воспитание мотивации, направленной на перенесение больших тренировочных нагрузок; проверка соответствия предварительно отобранного контингента детей требованиям избранной специализации; отбор наиболее одаренных юных пловцов с учетом морфологических критериев, предпосылок функциональных возможностей и специальной силы (81, 84, 95, 136, 198, 200, 211, 341, 343, 445, 529).

Этот этап считается наиболее важным для развития аэробных потенций юных спортсменов (84, 115, 116, 198, 200, 475, 529, 654). Для него характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП. Объем плавания за сезон на последнем году этапа может достигать для девочек 1200-1400 км, для мальчиков — 1000-1200 км. Наиболее рациональной структурой тренировочных нагрузок является та, при которой 60-65% общего объема составляют упражнения аэробной направленности, 25-30% — упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности и по 2-3% — упражнения гликолитической и алактатной направленности.

На данном этапе необходимо начинать обучение технике выполнения силовых упражнений на суше и в воде. Применение разнообразных упражнений с малыми отягощениями и с акцентом на темпе движений стимулирует рост силовой выносливости за счет экономизации энерготрат и совершенствования мышечной регуляции. К концу этапа можно периодически включать в занятия на суше упражнения со средними и большими отягощениями. Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки за счет обучения сознательному контролю темпа и шага движения и плавания с небольшим дополнительным сопротивлением (198, 200).

На 3 этапе углубленной специализации основными задачами являются: повышение общего функционального уровня; постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования; дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности; формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование (81, 84, 95, 115, 116, 198, 200, 211, 341, 342, 449, 450 454, 463, 475, 510).

На третьем этапе отбора заканчивается спортивная ориентация, т.е. окончательно определяется основной способ плавания и дистанционная специализация юных пловцов (81, 84, 95, 198, 200, 529).

В этот период особое значение приобретает индивидуализация специальной подготовки на основе учета индивидуальных темпов биологического развития и двигательных способностей (6-8, 73, 75, 82, 94, 198, 200, 529, 536, 539, 540, 543, 547, 548). Спортивная подготовка также должна осуществляться с учетом межполовой гетерохронности физического и функционального развития (девочки опережают мальчиков по темпам развития на 1-2 года). До 12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков применение нагрузок аэробного характера сопровождается улучшением спортивных результатов, как на длинных, так и на коротких дистанциях. В более старших возрастах аэробные нагрузки стимулируют рост достижений только на длинных дистанциях, а в плавание на короткие и средние дистанции факторами, лимитирующими результаты, становятся анаэробная производительность и силовые способности. Однако увеличение объема анаэробной и силовой работы на данном этапе многолетней подготовки будет положительно влиять на рост результатов в плавании только в том случае, если этому предшествовали значительные объемы аэробной тренировки. Суммарный объем плавания к завершению этапа может достигать для девочек 1800-2000 км, для мальчиков 1600-1900 км за сезон. Из них на долю аэробной и смешанной аэробно-анаэробной работы может приходиться 65-80%, на долю смешанной анаэробно-аэробной и гликолитической работы — от 11 до 30%, на долю алактатной работы 3-4% от общего объема плавания. Этап характеризуется снижением с возрастом положительного переноса тренированности с других видов физической деятельности на плавание. Наиболее эффективным средством повышения функциональной подготовленности становится плавание в полной координации движений.

Данный этап приходится на собственно пубертатную фазу развития организма юных пловцов, когда половое созревание сопровождается быстрым увеличением мышечной массы, запасов гликогена, повышением уровня секреции адреналина и половых желез. В это время создаются оптимальные биологические предпосылки для развития анаэробных возможностей, максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств. Наиболее быстрыми темпами должен увеличиваться объем нагрузок для развития силовой выносливости, который к концу этапа достигает своих максимальных значений. Постепенно в тренировку включаются упражнения с предельными усилиями, выполняемые в преодолевающем, уступающем и изокинетическом режимах (198, 200, 529).

Целью 4 этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства является выведение пловцов на результаты международного уровня. Задачи подготовки: освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений; поддержание высокого уровня функциональной подготовленности; совершенствование специальных физических качеств и технико-тактической подготовленности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации (198, 200, 529).

На этом этапе многолетней подготовки в силу завершения биологического созревания организма прирост физических качеств и функциональной производительности значительно замедляется. В связи с этим важно, чтобы пловцы-юноши 16-19 лет и девушки 15-16 лет имели бы определенный резерв увеличения суммарного объема плавания и специальной силовой работы. Именно на этом этапе спортивного совершенствования пловцы достигают максимального объема плавания — 2000-2200 км для спринтеров, 2400-2600 км для средневиков и 3000-3500 км в год для стайеров. По мере приближения к предельным величинам суммарного объема плавания дальнейшее совершенствование физического потенциала возможно лишь с повышением интенсификации тренировочных нагрузок на суше и в воде (88, 120, 198, 200, 411, 440, 453, 456, 458, 459, 469, 470, 472, 529). Объем плавания в аэробой зоне составляет 45 — 50%, в смешанной аэробно-анаэробной зоне может достигать 30-35%, в гликолитической зоне — 15-18%, в алактатной зоне — до 3-5%. Суммарный объем подготовки на суше к концу этапа может достигать 300 часов в год. Широкое использование находят нетрадиционные средства подготовки (применение специальных тренажеров, лидирующих устройств, гидроканала, эргогенических средств механического воздействия (гипоксикатора)), а также средства нетренировочного воздействия (фармакологические и физиологические средства восстановления, адаптогены и т.п.) (20, 198, 200, 529).

Наиболее тренируемым компонентом специальной работоспособности становятся силовые способности. Высокие объемы упражнений на максимальную силу для всех групп мышц позволяют создать запас силы. В тоже время прирост силы тяги при плавании отстает от прироста максимальной силы, что требует значительного увеличения объема работы по реализации силового потенциала мышц в технике гребковых движений. В процессе такой работы подбираются темп и шаг, соответствующие индивидуальным особенностям спортсменов и модельным требованиям соревновательной деятельности (198, 200, 529).

На четвертом этапе отбора продолжается углубленное изучение спортивных возможностей, оценивается степень соответствия индивидуальных особенностей всему комплексу требований, предъявляемых к спортсменам экстра-класса, при этом особое значение придается психологическим характеристикам (88, 89, 114, 292, 392). Здесь необходимо отметить, что при организации отбора на последних этапах, когда возрастает класс спортсменов, сужается разброс характеристик, непосредственно влияющих на достижение спортивного результата, а количество определяющих характеристик возрастает (433).

Таким образом, приводимая схема периодизации показывает, что многолетняя подготовка и отбор представляют собой единый непрерывный процесс постепенного уточнения соответствия индивидуальных возможностей требованиям спортивной практики. Однако, существующая периодизация, основанная на общебиологических закономерностях развития человека, требует ряда уточнений, связанных с накоплением знаний по индивидуализации тренировочного процесса, направленного на развитие и совершенствование физических качеств и функциональной подготовленности. В то же время, большинство исследований (409, 410, 419-421, 422, 429 и др.), проведенных на юных спортсменах носит частный, фрагментарный характер, не позволяющий в полной мере вскрыть возрастные особенности их развития. Поэтому, на сегодняшний день представляется необходимым детально изучить процесс возрастного развития юных спортсменов во всех его тонкостях, знать значения показателей, определяющих уровень спортивных достижений в каждом возрасте, изучить тенденции их развития, скорость прироста, периоды наиболее интенсивного развития и т. д.

Отчасти нерешенностью этих вопросов можно объяснить то, что как в плавании (3, 88, 89, 91, 539, 637), так и в других видах спорта (285, 490, 509, 531, 639), в среднем лишь от 10 до 30% чемпионов в возрастных группах впоследствии попадают в состав взрослых сборных команд. Опыт показывает, что на первых этапах многолетней подготовки из поля зрения тренеров часто выпадают одаренные спортсмены, а в тренировочных группах остаются дети средних способностей, в силу определенных причин показывающие относительно высокие результаты в детском и подростковом возрасте (91).

Признавая правильность приводимых выше теоретических концепций (219, 317, 402, 580, 639, 757, 906, 1005, 1006) можно считать, что для успешного построения многолетней подготовки, ее индивидуализации и проведения поэтапного отбора необходимы данные не только педагогических, но и медико-биологических, психологических, социальных исследований, выполненных на спортсменах. При этом надо подчеркнуть, что выявление медико-биологических критериев, являющихся функциональной основой специальной работоспособности, весьма актуально для плавания как циклического вида спорта (94, 194, 205, 420, 518). Несмотря на рост исследований в этом направлении (135, 419, 429, 538-540,542, 546-548, 614, 615, 965, 992, 993 и др.) закономерности возрастного развития функциональных систем организма детей в процессе регулярных занятий плаванием требуют своего дальнейшего, углубленного изучения.

1.2 Модельные характеристики и нормативные требования как критерии отбора и управления спортивной тренировкой

Эффективность управления и отбора связывается многими специалистами с разработкой модельных характеристик, определяющих специальную подготовленность спортсменов (9, 27, 81, 95, 205, 209, 259, 260, 261, 289, 323, 371, 373, 455, 488, 592, 615), которым должен соответствовать спортсмен экстра-класса в каждом конкретном виде спорта (9, 27, 84, 95, 259, 393, 401, 459)

В основе разработки модельных характеристик спортсменов высокого класса лежит выявление особенностей их телосложения, уровней развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности. При этом требуется всестороннее и достаточно глубокое обследование специальной подготовленности и соревновательной деятельности выдающихся спортсменов и родственных по морфо-функциональным и типологическим показателям групп спортсменов. Такое обследование должно включать не только двигательные тесты, но и физиологические, биомеханические, биохимические и другие исследования для изучения задатков, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, компенсаторных возможностей организма спортсменов высокого класса (84, 149, 168, 259, 325, 401, 455, 528, 592, 650).

Для циклических видов спорта, в том числе и плавания, связанных с проявлением выносливости и большим расходом энергии во время преодоления соревновательных дистанций, весьма актуальным предоставляется изучение функциональных (биоэнергетических) возможностей спортсменов (127, 131, 159, 161, 259, 267, 282, 283, 284 , 495, 513, 517, 565, 619, 630, 641, 825, 882).

Источниками энергии, используемой для выполнения мышечной работы, в организме являются макроэргические фосфатные соединения: аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) и креатинфосфат (КрФ). Запасы этих соединений в мышцах незначительны и поэтому должны постоянно восстанавливаться в ходе процессов клеточного метаболизма. Ресинтез АТФ во время работы происходит за счет трех видов биохимических преобразований: анаэробных креатинфосфатных, анаэробных гликолитических и аэробных (408).

Н.И. Волков (164, 411) предложил оценивать уровень энергетических возможностей организма с помощью критериев мощности, емкости и эффективности каждого механизма ресинтеза АТФ. Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно связав структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсмена.

В литературе имеется много работ, в которых изучались аэробные и анаэробные возможности спортсменов различного возраста, пола, квалификации, специализирующихся в разных видах спорта и на различных дистанциях (67, 113, 129, 192, 234, 376-378, 397, 513, 619, 622, 630, 685, 710, 733, 849, 853, 870, 907, 992, 993, 1010 и др.).

В таблице 2 представлены наиболее информативные показатели, применяемые для оценки специальной работоспособности в спортивном плавании (529).

Следует отметить, что к настоящему времени накоплено большое количество данных тестирования функциональных возможностей пловцов различного возраста и квалификации в неспецифических условиях: на велоэргометре, при беге на тредбане, степ-тесте и т. д. Но надо сказать, что даже такой интегральный показатель как МПК сильно зависит от процедуры тестирования, положения тела и объема мышечных групп, вовлеченных в работу (312, 517-519, 520, 684-686, 779, 851, 902).

Сопоставление МПК пловцов на велоэргометре и при плавании (517-519, 529, 889) показывает, что у квалифицированных спортсменов О2-потребление в обоих тестах почти идентично, а у пловцов экстра-класса при плавании оно даже выше, чем при педалировании. У пловцов более низкой квалификации, наоборот, потребление кислорода в неспецифических условиях выше, чем при плавании. Подобная картина наблюдается и для показателей анаэробных возможностей.

В силу этих причин нельзя рассматривать показатели, полученные при тестировании функциональных возможностей в наземных локомоциях, как модельные характеристики пловцов, поскольку они не отражают их реальных значений в специфических условия водной среды (308, 312, 429, 441, 968).

Таблица 2. Биоэнергетические и эргометрические критерии специальной работоспособности пловца (по В.Р. Соломатину)

Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ТИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ / YOUNG MALE SWIMMERS / TYPES OF BIOLOGICAL DEVELOPMENT / RATES OF INCREASE OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL INDICES / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS IN THE AGE GROUPS

Читать статью  Потрясающие фотографии пловчих-синхронисток, сделанные в идеальное время

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

В результате исследования было установлено, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического и функционального развития. Необходим дифференцированный подход к выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине в зависимости от типа биологического развития . Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

The organization of training programme for young swimmers according to their age and biological development

Учет возрастных особенностей биологического развития как основа индивидуального подхода и повышения эффективности построения многолетней тренировки у девушек-пловчих

Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов

Биологические особенности развития при построении многолетнего тренировочного процесса квалифицированных пловцов

Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания

Individual approach in elaborating the many-year training of young male swimmers

As a result of the research it was established that the young male swimmers with different type of sexual maturation had possessed reliable distinctions in the dynamics of age physical and functional development. We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) depending on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity fundamental morphofunctional and bioenergetics indices is of particular impotence in the middle age groups for defining the individual period of applying intensive functional and strengthening training.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Виктор Радиевич Соломатин, кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РГУФКСиТ) г. Москва

В результате исследования было установлено, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического и функционального развития. Необходим дифференцированный подход к выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

Ключевые слова: юные пловцы, типы биологического развития, темпы прироста морфологических и функциональных показателей, индивидуализация тренировки в возрастных группах.

INDIVIDUAL APPROACH IN ELABORATING THE MANY-YEAR TRAINING OF

YOUNG MALE SWIMMERS

Victor Radievich Solomatin, the candidate of pedagogical sciences, professor The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism

As a result of the research it was established that the young male swimmers with different type of sexual maturation had possessed reliable distinctions in the dynamics of age physical and functional development. We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) depending on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity fundamental morphofunctional and bioenergetics indices is of particular impotence in the middle age groups for defining the individual period of applying intensive functional and strengthening training.

Key words: young male swimmers, types of biological development, rates of increase of morphological and functional indices, individualization of training process in the age groups.

Направленное воздействие тренировочных нагрузок, рациональное построение и содержание многолетней подготовки, оценка перспективности юных спортсменов должны основываться на знании индивидуальных особенностей морфофункционального развития пловцов с различным типом биологической зрелости в разных фазах полового созревания [1, 2, 3, 4].

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении возрастных закономерностей физического и функционального развития в зависимости от типа биологической зрелости пловцов 11-16 лет.

Для оценки физического развития пловцов измерялись продольные, поперечные, обхватные размеры тела, вес тела, фракционирование веса тела. Для определения функциональных возможностей организма пловцов применялся тест с возрастающей нагрузкой 5Х200 м. В результате тестирования фиксировались показатели, характеризующие механизмы энергообеспечения организма: уровни МПК, легочной вентиляции, ЕхсСО2 и др. Биологический возраст определялся с учетом выраженности вторичных половых признаков.

В эксперименте приняли участие 162 юноши, специализирующиеся в плавании

кролем на груди, со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных показал, что пловцы с нормальным и замедленным типами созревания развития проходят те же стадии развития, аналогичные акселератам, с опозданием на 1,5 — 2 года. Пубертатный период акселератов длится 4 года и практически завершается к 14 годам. Он характеризуется бурным развитием основных антропометрических и морфофункциональных показателей в 12 лет. В этом возрасте у них создаются благоприятные предпосылки для последующего развития аэробных и анаэробных способностей. К 13 годам наблюдается значительное повышение функциональных возможностей. Период с 13 до 14 лет является ключевым, или сенситивным в развитии антропометрических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Темпы прироста большинства из них достигают максимальных значений. После 14 лет продолжается развитие функциональных возможностей, особенно анаэробных, скоростно-силовых и силовых.

У пловцов-нормотипов более продолжительный период пубертата, который завершается к 16 годам. Развитие антропометрических и морфофункциональных показателей происходит относительно равномерно на протяжении всего пубертата. Пики прироста этих показателей в сенситивные периоды с 11 до 12 и с 13 до 14 лет менее выражены, чем у акселератов. С 13 до 14 лет происходит бурное развитие аэробных возможностей и силовой выносливости, которое продолжается с меньшими темпами прироста до 16 лет. После 15 лет начинается ускоренное развитие анаэробных возможностей организма.

Самый длительный период пубертата у пловцов-ретардантов, который продолжается после 16 лет. Развитие длиннотных размеров тела у ретардантов в целом совпадает с их развитием у акселератов, динамика показателей длины корпуса, ширины плеч, ширины таза, обхвата грудной клетки и морфофункциональных показателей схожа с их динамикой у нормотипов. С 11 до 13 лет у ретардантов наблюдается относительно равномерное развитие основных соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Период с 13 до 14 лет является сенситивным для большинства антропометрических, морфофункциональных и анаэробных показателей. После 14 лет наблюдается бурное развитие аэробных возможностей организма. С 15 до 16 лет отмечено замедление прироста длиннотных размеров тела и показателей аэробной производительности, наряду с параллельным увеличением анаэробных и силовых возможностей, показатель биологической зрелости достигает 7,7 балла. После 16 лет до завершения пубертата спортсмены ретардированного типа способны повысить свой уровень функциональной, силовой и скоростно-силовой подготовленности.

Сравнительный анализ темпов прироста балла биологической зрелости (ББЗ), соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей пловцов 1116 лет с различным типом полового созревания показал, что темпы прироста ББЗ у акселератов значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов на протяжении всего пубертата (особенно в сенситивные периоды с 11 до 12 лет и с 13 до 14 лет). Темпы прироста этого показателя у нормотипов менее выражены, чем у акселератов с пиками прироста также в 12 и 14 лет плюс в 16 лет. У ретардантов с 11 до 14 лет идет относительно равномерное половое созревание, после чего темпы прироста балла биологической зрелости резко возрастают до своих максимальных значений в 15 лет, заметно снижаясь (с 50% до 20%) к 16 годам (рис. 1).

При рассмотрении динамики темпов прироста длины тела картина у трех типов развития весьма схожая, однако, пики прироста в 12 и 14 лет значительно выше у акселератов, чем у ретардантов и нормотипов (рис. 1).

Очень похожую картину развития имеют показатели активной массы тела и мышечной массы. Темпы их прироста равномерно увеличиваются у спортсменов трех типов развития с 11 до 13 лет и резко возрастают к 14 годам, причем у акселератов они

значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов. В дальнейшем до 16 лет темпы прироста у нормотипов и ретардантов сохраняются на уровне 20% (рис. 1).

Динамика темпов прироста показателя ЖЕЛ у пловцов трех типов развития в целом совпадает с динамикой биологического созревания.

Во второй половине пубертата, начиная с 13 лет темпы прироста МПК аналогичны биологическому развитию, т. е. с максимальными пиками прироста у акселератов и нормотипов в 14 лет, у ретардантов в 15 лет.

Пики прироста показателя анаэробной мощности ЕхсСО2 у пловцов акселератов наблюдаются в 13 и 15 лет.

3. Организация работы по плаванию с детьми и учащимися.

Содержание физического воспитания в школе регламентировано программой. Программа по предмету “Физическая культура” включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формированию прочного фундамента двигательной активности человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению отводится в среднем всего по 14 часов. Несмотря на ограниченное количество часов отводимых на обучение, при правильной организации и эффективном использовании различных средств и методов обучения можно решать поставленные задачи.

Одной из форм организаций занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания и начальной тренирвки является урок.

Урок по плаванию и его отличительные особенности:

— высокие требования к оборудованию мест занятия;

— высокие требования к технике безопасности;

— преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

— относительно небольшое количество занимающихся в одной группе;

— эффективный индивидуальный подход;

— высокая моторная плотность (главная причина — значительная потеря тепла);

— широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;

— высокая эффективность игрового метода;

— быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;

— строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент.

В связи с основными и дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

1) комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они проводятся на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше — подготовительная, основная;, заключительная; на суше — заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план-график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план-конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план-конспект по описываемой ниже форме.

В первой графе план-конспекта последовательно указываются части урока и продолжительность каждой части. Во вторую графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В третьей графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В четвертой графе записываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники (Зернов В.И., Ярошевич В.Г., 1998 г.).

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально-гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определить длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок (Викулов А.Д., 2003 г.).

3.2. Плавание в дошкольных учреждениях.

Формирование умения плавать предусматривается программой дошкольного учреждения, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны , обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, хорошо адаптированны к условиям дошкольного учреждения.

Задачи обучения плаванию дошкольников: укрепление здоровья, закаливание, привитие гигиенических навыков, адаптация к водной среде, развитие двигательных навыков и умений, обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.

Организация обучения детей осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Обучение проводится в форме групповых занятий. Для каждой группы не менее двух занятий в неделю. Группа может делиться на две подгруппы по 6-8 человек. В старшей группе число занимающихся в одной группе — 10-12 человек. Продолжительность занятий от 15-20 минут до 30 минут.

Читать статью  Необходимый инвентарь для занятий и плавания в бассейне

Основное содержание составляют физические упражнения и игры. Основной метод — игровой (Матвеенко С., 2002 г., Викулов А.Д., 2003 г., Осокина Т.И., 1991 г.).

3.3. Плавание в спортивом оздоровительном лагере.

Проведение занятий по плаванию в спортивно-оздоровительных лагерях способствует массовому обучению плаванию. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу начиная с оборудования мест занятий, комплектование учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую группу включают детей не умеющих плавать; во вторую — детей, которые могут держаться на воде и проплывать любым способом 10-15 метров; в третью — детей плавающих относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе — 10-12 человек.

Время занятий плаванием — ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для старших детей не должна быть ниже 18 С, для всех остальных — не ниже 20 С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5 С. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей 5-7 минут, для старших 10 минут. В дальнейшем в зависимости от температурных условий, закаленности детей, количество проведенных занятий продолжительность пребывания в воде достигает 30-40 минут.

Форма работы — групповые занятия.

Работа по плаванию проводится под руководством инструктора, его задача — организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты — инструкторы, тренеры, студенты педвузов (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция по плаванию.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.

3.4. Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

ДЮСШ осуществляет подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств.

В соответствии с требованием положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) группы начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортивного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства. Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи.

Основная форма проведения занятий — спортивная тренировка. Тренированность — результат тренировки. Это не что иное как степень приспособляемости организма спортсмена к выполняемой работе. Тренированность может быть общей и специальной. Общая тренированность пловца характеризуется приспособленностью к различным видам деятельности, а специальная — степенью приспособленности организма к специфическим требованиям плавания в условиях соревнований.

Тренировочная нагрузка — это суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, ускоряющих процессы восстановления (питание, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д.). Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, является ее объем, интенсивность, характер восстановления организма спортсменов.

Объем тренировочной нагрузки — это суммарное количество тренировочной работы. Он измеряется временем выполненной работы на суше и на воде, общей длиной преодолеваемых на тренировочных отрезков, количеством тренировок, тренировочных дней, стартов и т.д.

Объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде — в км.

Сама физическая нагрузка характеризуется:

— интенсивностью (скоростью) плавания;

— продолжительностью упражнения (длиной проплывания отрезков);

— продолжительностью интервалов отдыха между повторениями;

— характером отдыха между упражнениями;

Интенсивность тренировочной нагрузки заключается в степени утомляемости спортсменов, реакциях организма на выполняемую работу. Обычно она оценивается по пяти зонам мощности. Наиболее простым способом оценки интенсивности является оценка нагрузки по субъективному ощущению усилий:

1 1 3 силы, в полную силу, а также по изменению частоты пульса,

В годичном цикле тренировки большое внимание уделяется изменению работоспособности спортсменов. Объем и интенсивность чередуются таким образом, чтобы величина общей нагрузки периодически возрастала. При этом динамика работоспособности и спортивных результатов приобретает волнообразную форму, имеющую столько “вершин”, сколько основных волн имеет динамика нагрузок.

Общий объем нагрузок в соревновательном периоде меньше, чем в подготовительном. Однако он должен быть значительным, поскольку интенсивность нагрузок, не обеспеченная соответствующим объемом, дает лишь кратковременный прирост (Матвеев, 1960).

Тренировка не разделима с физической работоспособностью, которая определяется (общей) физической подготовленностью.

Работоспособность рассматривается как готовность к выполнению специфической работы заданного объема и интенсивности для достижения наивысшего результата. В общем виде величина спортивной работоспособности прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, которую человек способен выполнить с высокой интенсивностью.

Аэробные возможности достигают своих наивысших величин к 18-20 годам, а анаэробные — в более старшем возрасте.

Спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости.

Как известно мышцы человека состоят из различных типов мышечных волокон — быстрых (белых) медленных (красных). Так у спринтеров преобладает количество быстрых мышечных волокон, т.е. до 60-90% всего состава. В связи с этим особое внимание необходимо уделять изучению особенностей нервно-мышечного аппарата спортсменов, специализирующихся на дистанции различной длины.

Основное различие между белыми и красными мышцами обусловлено содержанием в них миоглобина. Миоглабин — это белковое вещество в мышечных волокнах, которое легко присоединяет к себе кислород, и придает волокну более интенсивную окраску.

Более высокий уровень содержания миоглобина в красных мышечных волокнах обуславливает их высокую способность к энергообразованию аэробным путем, что и позволяет им сокращаться более длительное время. Этот тип мышечных волокон несет основную нагрузку, когда спортсмен плавает на длинных дистанциях.

Белые мышечные волокна обладают способностью быстро трансформировать энергию, необходимую для мышечного сокращения. Этот тип мышечных волокн задействован в спринтерском плавании.

Соотношение этих двух типов волокн в мышцах отдельных индивидуумов обусловлен генетически. Количественное соотношение мышечных волокон обычно определяется методом биопсии — взятием кусочка мышечной ткани из мышцы ( мышц бедра, икроножной мышцы).

Используя метод биопсии, профессор Д. Костилл (США) определил соотношение в мышце бедра “медленных” и “быстрых” волокон 1:1. В процентном отношении количественные показатели спринтеров и стайеров различны.

Немецкий ученый Гутман утверждает, что некоторые мышечные волокна чувствительны к влиянию половых гормонов. Были отмечены случаи превращения быстро сокращающихся мышечных волокн в быстро сокращающиеся белые под воздействием гормонов. Практические аспекты использования этого феномена очевидны. Если в организм спортсменки ввести мужской половой гормон, например, тестостерон или анаболические стероиды, ее скоростно-силовые качества возрастут, но уровень выносливости понизится.

Частота пульса, частота и характер дыхания как показатели аэробной и анаэробной направленности работы.

С целью помочь тренеру и спортсмену оценивать тренировочную направленность применяемую упражненийй по величине пульса можно использовать следующие данные:

частота пульса (уд/мин) Направленность упражнений

120 и ниже Аэробная направленность состав-

ляет почти 100% (развивать анаэ-

робные возможности при таком

120-150 90-95% аэробная; 5-10% анаэробная,

65-85% аэробная; 15-35% анаэробная,

165-180 50-65% аэробная; 35-50% анаэробная,

180 и выше более 50% анаэробная

Помимо частоты пульса показателем для оценки направленности тренировочных упражннеий могут служить частота и характер дыхания, отмечаемые тотчас после окончания упражнения, а также наличие затруднений в дыхании непосредственно в процессе выполнения упражнения:

1. спортсмен во время упражнения не испытывает никаких затруднений в дыхании, у него нет желания дышать сильнее — это значит, что характер плавания аэробный;

2. у пловца желание дышать чаще или сильнее, но больших затруднений не испытывает — характер аэробно-анаэробный;

3. пловец испытывает острую потребность дышать чаще, правильный характер дыхания нарушается — характер плавания преимущественно анаэробный (Иванченко Е.И., 1993 г.).

Подобным образом можно оценить направленность тренировочной нагрузки, наблюдая за характером дыхания пловца в восстановительном периоде, тотчас после окончания упражнения.

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на пять основных этапов: 1 — этап начальной подготовки;

2 — этап предварительной базовой подготовки;

3 — этап специализированной базовой подготовки (этап спортивного мастерства);

4 — этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (этап высшего спортивного мастерства);

5 — этап сохранения достижений.

Задачи этапа начальной подготовки: овладение основами техники спортивных способов плавания, стартов, поворотов; привитие любви к спортивному плаванию и спортивному режиму; создание фундамента общеплавательной подготовки; разносторонне физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание.

Основные средства: подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения способов плавания; упражнения общей плавательной подготовки, упражнения на суше общей и специальной направленности.

Дети, прошедшие курс начального обучения плаванию, участвуют в конкурсных испытаниях и в соревнованиях по плаванию.

Продолжительность этапа 2-4 года, возраст детей от 5-6 до 12 лет.

Задачами этапа предварительной базовой подготовки является: совершенствование техники спортивных способов плавания; расширения базы общеплавательной подготовки; повышение работоспособности за счет постепенного увеличения объема умеренных нагрузок; направленое развитие физических качеств; воспитание воли и целеустремленности, организованности; достижение высоких результатов на соревнованиях.

Основные средства: упражнения по совершенствованию технике плавания, стартов и поворотов; упражнения общей и специальной физической подготовки на суше и в воде, направленных на развитие физических, волевых качеств и тактического мастерства; участие в соревнованиях.

Задачами этапа специализированной базовой подготовки является создание препосылок для исключительно напряженной тренировки на последующем этапе — этапе подготовки к высшим достижениям: вначале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомагательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется техника многообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной, определяется будущая спортивная специализация, причем пловцы приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы.

Основные средства: все многобразие средств технической, физической, тактической, волевой и теоретической подготовки характерны для современного спортивного плавания. Систематическое участие в соревнованиях избранным и дополнительными способами плавания, а также в соревнованиях по ОФП на суше.

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки, возрастает соревновательная практика.

Основная задача: достижение наивысших результатов. Максимально используются тренировочные средства, способные вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки: количество занятий в недельных микроциклах может достичь 15-20 и более, широко планируются занятия с большими нагрузками, резко возрастает соревновательная практика.

В данный период подготовки к высшим достижениям, является создание условий при которых период максимальной предрасположенности пловцов к достижению наивысших результатов совпадают с периодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. Такое совпадение позволяет достичь максимальных результатов.

Тренировка на этапе сохранения достижений (тренировка пловцов осуществляется в спортивных клубах, сборных командах городов и республик) в большей мере характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Большой тренировочный опыт подготовки конкретного пловца помагает всесторонне изучить его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные средства и методы, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей обусловленные как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удеражние их на ранее достигнутом уровне.

На этом этапе подготовки следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению компдлексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий (Платонов В.Н., Вайцеховский С.М., 1985).

Каждая отдельная тренировка является основной структурной единицей тренировочного процесса. Хоменков Л.С. отмечает, что тренировку надо уметь построить так, чтобы не смтря на большой объем или интенсивность, она не истощала организм и особенно нервную систему спортсмена, а оказывала все нарастающее положительное влияние. Однако, несмотря на многочисленные усилия исследователей, задача качественного формирования работоспособности и ее удержание, особенно на этапе высшего спортивного мастерства, остается не решенной.

Подготовительная часть тренировки предусматривает организационные мероприятия и непосредственную подготовку п. к выполнению основной программы занятий. Применение в этой части разминки способствует оптимальной подготовке с. к предстоящей работе. Разминку делят на общую и специальную.

В основной части тренировки решается главная задача. Подбор упражнений, их количество, средства и методы определяют направленность занятия и его нагрузку. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочных занятий на организм спортсмена, является величина нагрузки.

В заключительной части постепенно снижают интенсивность работы. Это благоприятствует созданию условий для интенсивного протекания восстановительных процессов. Средства восстановления планируются параллельно с нагрузками. Педагогические средства восстановления определяют необходимое сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах:

— рациональное планирование подготовки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макро- циклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха;

— качественное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления;

— варьировать интервал отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями.

Спортивная тренировка понимается как процесс целенаправленного использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих уровень достижений в конкретной мышечной деятельности.

Источник https://revolution.allbest.ru/sport/00896983_0.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-podhod-v-postroenii-mnogoletney-trenirovki-yunyh-plovtsov

Источник https://studfile.net/preview/2491351/page:13/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Почему не дают автокредит?
Next post Смартфон vertex impress u too gold обзор