Рабочая программа по плаванию для детей 3-7 летрабочая программа на тему

 

Учебная программа «Обучение плаванию детей 7–10 лет в условиях урока»

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Причины введения уроков плавания вытекают из существующего противоречия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.

Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.

Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучаю-щихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. (Приложение 5)

Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.

Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. (Приложение 3)

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, кото-рые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игро-вому фактору. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. (Приложение 4)

Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно. (Приложение 2)

Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

“Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

“Комплексная программа физического воспитания 1–11-х классов”, раздел Плавание. Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич, Москва.: “Просвещение”, 2004 г.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвариантную часть.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физическая культура, основы валеологии, ОБЖ.

Программа адресована учащимся 1–4-х классов, а также частично может быть использована в среднем звене.

  • Названия плавательных упражнений.
  • Способов плавания и предметов для обучения.
  • Влияние плавания на состояние здоровья.
  • Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.

Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 7–10 лет.

  • Раздел 1. Вхождение в воду
  • Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
  • Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
  • Раздел 4. Кроль на груди.
  • Раздел 5. Кроль на спине.
  • Раздел 6. Плавание стилем Брасс.
Читать статью  Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.

Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.

Курс обучения состоит из 26 учебных часов в 1 классе и 34 часов во 2 – 4 классах.

Содержание программы.

  • обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
  • обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
  • освоение комплексного плавания.

В программу 1–4-х классов по плаванию входят следующие типы.

Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.

Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.

Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.

Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.

Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.

Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.

Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. (Приложение 1)

Урок плавания продолжается 40 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.

Рабочая программа по плаванию для детей 3-7 лет
рабочая программа на тему

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования . Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

— Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

— Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655);

— СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.;

Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:

«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность программы в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

Читать статью  Кроль на груди

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основному способу плавания «Кроль»;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии — одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.

Два способа научить ребенка плавать в 6-10 лет и старше

Фото

В этой статье я напишу про два возможных варианта научить ребенка плаванию: “экспресс” (буквально за 1-2 занятия) и “академический” (более долгое и качественное обучение).

Внимание! Эта статья посвящена обучению детей в возрасте 6-9 лет и старше. Если Вас интересует обучение для более младшего возраста, этому вопросу у меня посвящена отдельная статья.

Особенности школьного возраста

В отличие от более младших ребят, начиная с 6-7 лет ребенок уже готов к обучающему процессу – готов осознанно выполнять упражнения, задания. Именно с этого возраста берут на учебу в спортшколу.

В этой связи, здесь уже нет необходимости проводить обучение через игры (как с маленькими) и при этом можно и нужно прививать ребенку правильный стиль плавания.

Тем не менее, и в отношении школьников задача родителя – добиться наличия у ребенка желания заниматься плаванием, то есть – заинтересовывать, а не заставлять его.

Также отмечу, что ни в коем случае не следует ругать ребенка, если он нахлебался воды – нужно относиться спокойно (почему – более подробно см. здесь). Задача – чтобы от занятий шел позитив. Почаще хвалите ребенка.

Основы правильного плавания

Я пишу об этом во многих статьях на этом сайте и на всякий случай повторю здесь еще раз (если вы уже читали или разбираетесь в вопросе – смело переходите к следующему разделу статьи).

Правильное плавание – это плавание с опущенной в воду головой. Вдох, разумеется, делается в результате подъема (в брассе) либо поворота (в кроле) головы, выдох – в воду носом или ртом. Учить нужно именно такому плаванию.

Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

  1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз.
  2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться, нарушает плавучесть.
  3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.

Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой, а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

Ваша задача – научить ребенка плаванию с опусканием головы в воду. Это не означает, что он в дальнейшем будет всё время так плавать. Напротив, научившиеся дети затем часто купаются, плавая кролем с поднятой головой. Но они уже умеют плавать, то есть задача научить – достигнута.

Методика обучения в бассейне

Алгоритм шагов – примерно тот же, который был описан в статье для детей 3-5 лет:

  1. Учимся опускать лицо в воду и делать выдох носом (затем – также и ртом).
  2. Учимся плавать за счет работы ног (руки – с плавательной доской или стрелочкой).
  3. После того, как предыдущие шаги пройдены, подключаем руки.

Где проводить занятия?

Оптимальный вариант – достаточно мелкий (чтобы можно быть встать), прозрачный и теплый бассейн.

Допустимы и занятия в открытых водоемах, но на море учебе будут мешать волны и соленая вода, а в реках и озерах вода будет непрозрачной, что нежелательно для самых первых шагов в обучении ребенка.

С чего начать? Экспресс-вариант

Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия.

Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

  1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно, лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
  2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
  3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую.

Если ребенок смог выполнить это упражнения (убрать обе руки и остаться лежать в воде) – он научился держаться на воде.

Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.

Фото 5

Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдоха Момент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).

Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Фото 9

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

    Если ноги работали брассом, то руки также подключаем в этом же стиле, то есть они из вытянутого положения одновременно должны делать гребок к себе и затем выбрасываться вперед. Подробнее про то, как делать такие гребки – в этой статье.

В этом случае нужно также следить, чтобы была координация движений ног и рук (ноги делают толчок во время выброса рук вперед).

Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс”. Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.

Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.

Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

Разнообразие в упражнениях

Выше была описана упрощенная схема – кратчайший путь в обучении ребенка плаванию.

При этом часто тренеры дают на занятиях разные задания:

  • чередование упражнений из кроля и брасса;
  • параллельно или даже с самого начала – обучение плаванию на спине.

Если Вы намерены основательно заниматься с ребенком – также разнообразьте занятия, чередуйте разные стили и упражнения. Если же задача – поскорее научиться, то допустимо пройти “коротким путем” к одному из трех вышеуказанных вариантов.

Дальнейшее развитие

Независимо от того, прошли ли вы “экспресс” вариант либо “академический” вариант, на этом этапе у ребенка еще не сформируется правильная спортивная техника – он просто научится плавать, но движения не будут оптимальными.

Дальше нужно уже серьезно осваивать кроль на груди и на спине, брасс, по желанию можно также и баттерфляй.

Фото 10

Четыре спортивных стиля

Я убежден, что правильную технику этих стилей может поставить только тренер или опытный пловец.

Если Вы изначально на них нацеливаетесь – то по возможности лучше с самого начала отдайте ребенка в секцию в бассейн или на индивидуальные занятия к тренеру.

Если же такой возможности нет, то в дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с моими статьями по этим стилям плавания:

Обучение подростков

В завершение хотел бы отметить, что всё вышесказанное подходит не только для детей 6-10 лет, но и для более старшего, подросткового возраста.

В 12-14 лет детям даже проще выполнить все те же самые упражнения, особенно в части дыхания в воду и способности держаться на воде.

Главное – чтобы к этому возрасту не был сформирован устойчивый страх воды. Если же такой страх успел сформироваться и стал причиной того, что к подростковому возрасту ребенок все еще не плавает, то вопросу избавления от такого страха я также посвятил отдельную статью.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/311117

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/12/rabochaya-programma-po-plavaniyu-dlya-detey-3-7-let

Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/rebenok/plavat-v-6-10-let.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Вклады в Ангарске
Next post Социализация как фактор развития личности