Социализация как фактор развития личности

 

Социализация личности: особенности процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коледа Инна Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом формирования личности социализацией . Автор обращает внимание на содержание этого процесса, социальную среду как определяющее условие социализации , выделяет основные этапы социализации и задачи, решение которых является объективной необходимостью для развития личности . В процессе социализации личность выступает не только как объект общественного воздействия, но и как субъект социального поведения . Выбирая партнеров общения, информационные каналы, стиль поведения , профессию, человек формирует себя как индивидуальность. От ценностных ориентации, мировоззрения, социального опыта личности во многом зависит, каким будет его образ жизни. Процесс социализации личности основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коледа Инна Владимировна

SOCIALIZATION OF PERSONALITY: THE FEATURES OF THE PROCESS

The article deals with the problems associated with the process of personality formation socialization. The author draws attention to the content of this process, the social environment as the determining condition of socialization, identifies the main stages of socialization and tasks whose solution is an objective necessity for the development of the individual. In the process of socialization, a person acts not only as an object of social influence, but also as a subject of social behavior. Choosing partners of communication, information channels, style of behavior, profession, a person forms himself as an individual. From the value orientations, outlook, social experience of personality in many ways depends on what will be his way of life. The process of socialization of the individual the main, leading and determining in its appearance, formation and development.

Текст научной работы на тему «Социализация личности: особенности процесса»

Высшее техническое образование, 2018, том 2, № 1, с. 24-28

Белорусский государственный технологический университет

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом формирования личности — социализацией. Автор обращает внимание на содержание этого процесса, социальную среду как определяющее условие социализации, выделяет основные этапы социализации и задачи, решение которых является объективной необходимостью для развития личности. В процессе социализации личность выступает не только как объект общественного воздействия, но и как субъект социального поведения. Выбирая партнеров общения, информационные каналы, стиль поведения, профессию, человек формирует себя как индивидуальность. От ценностных ориентаций, мировоззрения, социального опыта личности во многом зависит, каким будет его образ жизни. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

Ключевые слова: личность, социализация, социальная среда, воспитание, индивидуализация, интеграция, адаптация, автономизация, поведение, ценности.

Belarusian State Technological University

SOCIALIZATION OF PERSONALITY: THE FEATURES OF THE PROCESS

The article deals with the problems associated with the process of personality formation — socialization. The author draws attention to the content of this process, the social environment as the determining condition of socialization, identifies the main stages of socialization and tasks whose solution is an objective necessity for the development of the individual. In the process of socialization, a person acts not only as an object of social influence, but also as a subject of social behavior. Choosing partners of communication, information channels, style of behavior, profession, a person forms himself as an individual. From the value orientations, outlook, social experience of personality in many ways depends on what will be his way of life. The process of socialization of the individual — the main, leading and determining in its appearance, formation and development.

Key words: personality, socialization, social environment, education, individualization, integration, adaptation, autonomy, behavior, values.

Введение. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам, что происходит в результате социализации человека. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Это процесс усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, социальных норм и культурных ценностей, в ходе которого человек преобразует все это в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Таким образом, процесс социализации предполагает саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, к которому он принадлежит.

Основная часть. Определенный образ жизни и, как следствие, определенный образ мышления и поведения личности порождает социальная среда, т. е. все то, что окружает человека в его социальной жизни, конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий («городская среда», «деревенскай среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.). Нормы поведения, нормы морали,

убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. А так как правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, то, соответственно, и поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

В процессе накопления личностного социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентиры, система ценностей) и функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов, которая, в свою очередь, может стать причиной формирования асоциальных качеств личности.

Содержание понятия «социализация» по-разному раскрывается исследователями. Одни определяют социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивида, соответствующих их социальным ролям» [1]. Другие считают, что социализация близка к понятию «воспитание», которое «подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, в то время как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [2]. Социализацию определяют также как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, «принятие социальных функций и ролей, норм и правил поведения в обществе» [3].

Читать статью  Портфолио как средство саморазвития личности

Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, учреждении высшего (среднего специального, профессионально-технического) образования, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные факторы, к числу которых относят следующие:

— макросоциосреда — государственное устройство, уровень развития общества, особенности идеологического воздействия на людей средств массовой информации, пропаганды, этническая, религиозная обстановка в обществе, место и роль страны в системе международных отношений;

— микросоциосреда — это семья, друзья, школа, студенческая группа, трудовой коллектив и др., т. е. среда непосредственного контактного взаимодействия человека;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы;

— деятельность — включаясь в разнообразные ее виды (игра, учебная, производственно-трудовая, научная), социальные отношения, человек усваивает социальный опыт, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) первичная социализация (стадия адаптации) — идет некритическое усвоение социального опыта, ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает (прежде всего родителям);

2) стадия индивидуализации — критическое отношение к общественным нормам поведения, появляется желание выделить себя среди других;

3) стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Здесь следует отметить, что интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же по каким-то причинам не принимаются, то возможны такие варианты, как, например, сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, или изменение себя («стать как все»), адаптация, внешнее соглашательство;

4) трудовая стадия — охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия — время, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям (пожилой возраст).

Если же обратить внимание на то, что в процессе социализации развитие личности, ее становление происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе, тогда этапы социализации можно соотнести со следующими возрастными периодами:

— младенчество — от рождения до года;

— младший дошкольный возраст — 1-3 года;

— дошкольный возраст — 3-6 лет;

— младший школьный возраст — 6-10 лет;

— подростковый возраст — 11-14 лет;

— ранний юношеский возраст — 15-17 лет;

— юношеский возраст — 18-23 года;

— молодость — 23-33 года;

— зрелость — 34-50 лет;

— пожилой возраст — 50-65 лет;

— старший возраст — 65-80 лет;

— долгожительство — более 80 лет.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знаниям [4, 5].

Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи — это достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т. д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного периода в конкретном социуме.

Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение задач всех трех групп является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-либо группа задач или задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной. Необходимость решения объективных возрастных задач побуждает человека ставить перед собой определенные цели. При этом человек не пассивен в решении объективных задач, он является в той или иной степени творцом своей жизни. Благодаря этому человек и рассматривается как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Однако человек выступает не только как объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт.

Решение этих двух задач, которые, по сути, являются противоречивыми и в то же время едиными, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Они регулируются кажущимимся противоречивыми мотивами — «быть со всеми» и «оставаться самим собой».

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию установок на себя, устойчивости в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. В зависимости от того, что превалирует в процессе социализации в большей или меньшей степени — адаптация или автономизация, и происходит формирование личности. Кроме того, следует отметить, что социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, своего существования и смысла жизни человек начинает осознавать личностную значимость тех или иных сторон, событий этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и таким образом приобретают то или иное личностное значение.

Читать статью  Сила личности как фактор личностного самосовершенствования

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Конечно же, существуют различия между социализацией детей и взрослых, в частности:

— социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;

— взрослые могут оценивать нормы, дети же способны только усваивать их;

— социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Здесь следует отметить, что принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. И свойства личности, которые были сформированы ранее, не являются неизменными. Человек в процессе жизнедеятельности усваивает новые ценности, роли, навыки вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. А это уже процесс ре-социализации, который охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Заключение. Таким образом, процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства и соотношения разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве и во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности.

Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в ее появлении, формировании и развитии.

1. Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. 688 с.

2. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

3. Ревская Н. Е. Психология и педагогика. СПб.: Альфа, 2001. 304 с.

4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 576 с.

5. Николаева Е. И. Психология семьи. СПб.: Питер, 2017. 386 с.

1. Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Ed. V. A. Yadova. Moscow, Feniks Publ., 1994. 688 p.

2. Mudrik A. V. Obshcheniye vprotsesse vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2001. 320 p.

3. Revskaya N. E. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. St. Petersburg, Alpha Publ., 2001. 304 p.

4. Stolyarenko L. D., Samygin S. I. Psikhologiya ipedagogika v voprosakh i otvetakh [Psychology and pedagogy in questions and answers]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2000. 576 p.

5. Nikolaeva E. I. Psikhologiya sem’i [Family Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2017. 386 p.

Информация об авторе

Коледа Инна Владимировна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь).

Information about the author

Koleda Ina Vladimirovna — PhD (History), Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus).

Социализация как фактор развития личности

Под социализацией личности принято понимать процесс вхождения индивида в социальную структуру. В результате такого вхождения происходят определенные преобразования и в самой личности, и в структуре всего общества. Являясь уникальной личностью, индивид может привнести что-то свое в развитие общества, но при этом в процессе социализации он обязан принимать социальные установки, ценности и нормы.

В современных условиях включение человека в социальную структуру является важным моментом, ведь благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом социума, преобразовывать социальную структуру, решать собственные проблемы и помогать другим в их разрешении. В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, образцы поведения и социальные правила. Это необходимо для успешного существования в любом обществе и для адаптации к отдельным характеристикам, которые отличают одни социальные группы от всех остальных.

Социализация не является разовым действом – личность социализируется на протяжении всей своей жизни. Это связано с тем, что окружающая человека реальность очень динамична, она постоянно меняется и трансформируется, что влечет за собой потребность в трансформации человеческой личности. Процесс социализации также предполагает привыкание человека к общественной среде и постепенное вхождение в нее. Различают несколько видов адаптации индивида:

  • биофизиологическая адаптация – привыкание к особым природным условиям. Человек адаптируется к климату, влажности воздуха и атмосфере, смене времен года. Кроме того, человек принимает изменения, которые происходят в его организме, учится активизировать некоторые психические процессы и регулировать их;
  • психологическая адаптация – привыкание личности к социальной среде, ее требованиям и особым условиям. Каждый человек играет в обществе свою роль, и в процессе адаптации и социализации он получает определенный социальный статус. Статус определяет положение индивида в социальной сфере, его правовые возможности и функциональную роль.

Готовые работы на аналогичную тему

Как уже было отмечено ранее, социализация происходит в несколько этапов, и в течении всей жизни она непрерывна. Процесс социализации состоит из нескольких этапов:

  1. освоение социальных норм и ценностей, которые уже приняты в обществе и меняется, но только в соответствии с требованиями и мировыми тенденциями;
  2. стремление личности к тому, чтобы самоактуализироваться, оказывать влияние на других членов общества;
  3. внедрение индивида в конкретную социальную группу, где он может полностью реализовать свой внутренний потенциал, свойства и возможности.

Процессы должны протекать последовательно, это является главным условием для благополучного завершения социализации. Также социализация личности реализуется в несколько фаз: первичная, которая протекает с рождения до полного становления личности; вторичная, когда уже зрелая и сформировавшаяся личность перестраивается под условия социума.

Если социум не готов принять личность, то у индивида на выбор есть несколько сценариев развития событий. Первый вариант – сохранение собственного «Я», своей индивидуальности и игнорирование общественного мнения. Второй вариант – адаптация к требованиям, которые предъявляет общество. Этот вариант подходит тем, кто испытывает сильное желание стать членом общества и готов кардинально изменить себя, свои ориентации и принципы. Третий вариант – конформизм. В таком случае индивид внешне соглашается со всеми предъявляемыми общественными нормами и привыкает к ним, но внутренне все еще хочет быть особенным, не таким, как все остальные.

Читать статью  Самопрогнозирование как механизм саморазвития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Факторы, влияющие на социализацию личности

На социализацию способны оказывать влияние многие факторы. Причем, от этапа к этапу эти факторы могут меняться. Исследователями сегодня выделено четыре группы факторов социализации, каждая из которых обладает своими характерными особенностями и свойствами.

Первая группа – микрофакторы. К ним относят категорию социальных параметров, обуславливающих жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни и социально-экономическое устройство всего общества в целом. Сюда следует отнести малые социальные общности, которые играют важную роль в жизнедеятельности – семья, образовательные и воспитательные учреждения, религиозные организации.

Вторая группа – мезофакторы. Это параметры общественного устройства того сообщества, в котором индивид не просто проживает, но и реализуется как личность. Национальная принадлежность сюда добавлена, поскольку на определенном этапе развития личности она играет свою роль. Также к мезофакторам относят традиции и обычаи общества.

Третья группа – макрофакторы. В нее входят параметры социализации человеческой личности. Параметры связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.

Четвертая группа – индивидуальные факторы. Это показатели развития человеческой личности на конкретном возрастном этапе. От этих показателей зависит восприятие личностью общественной среды, возможности и способности адаптироваться под динамично меняющиеся условия.

Таким образом, процесс социализации играет значимую роль в развитии человеческой личности. Только социализировавшись, индивид может продемонстрировать свои уникальные индивидуальные способности, адаптироваться к условиям окружающей среды и быстро ориентироваться в изменениях, которые происходят по причине внутренних и внешних побуждений и воздействий. Личность, не прошедшая этапы социализации, может быть опасна для общества.

Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается поняти­ем «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном на­правлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через поня­тие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к услови­ям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к ус­ловиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривает­ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при­способления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистиче­ской психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. В ней социализация представле­на как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализа­ции личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как про­дукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тен­денцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следст­вием действия этой тенденции является развитие и преобразова­ние не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пе­ресечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, само­развитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспе­чивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жиз­ни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в те­чение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при оп­ределении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зави­симости от отношения к трудовой деятельности выделяются сле­дующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до на­чала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разде­ляется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Одна­ко демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в свя­зи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпа­дают с периодами психического развития человека. А.В.Пет­ровский объясняет это тем, что процесс развития личности не мо­жет быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индиви­дуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивиду­ализация, выражающаяся в потребности индивида в максималь­ной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группово­го и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По ди­намике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены лично­стью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельст­вует способность человека входить в различные социальные груп­пы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-osobennosti-protsessa

Источник https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_kak_faktor_razvitiya_lichnosti/

Источник https://studopedia.ru/9_119207_sushchnost-sotsializatsii-i-ee-stadii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Рабочая программа по плаванию для детей 3-7 летрабочая программа на тему
Next post HP ProBook 440 G4: будь представительным