Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности

Содержание

Глава VI о потребности и способности личности к саморазвитию

В настоящее время, когда идет интенсивный поиск резервов, использование которых позволило бы повысить результативность процесса воспитания, большое значение имеет последовательная опора организующих воспитание лиц на закономерности проявления и формирования личности, установленные в психологии. Целеустремленно осуществляемый учет этих закономерностей избавил бы педагогов от приблизительного выбора воспитательных воздействий на личность. Он дал бы возможность избежать таких распространенных ошибок при планировании и осуществлении воспитания, как неумение при организации воздействия на человека делать поправку на его индивидуальность, принимать во внимание степень авторитетности в глазах воспитуемого личности самого воспитателя, продумывая инструментовку воспитательного процесса, вовремя оценить значение ситуации, в которой приходится проводить в жизнь единичное педагогическое воздействие или серию таких воздействий. Сознательная опора на закономерности способствовала бы быстрейшему устранению таких распространенных в сфере работы с людьми стереотипов, как бесконечная вера в силу словесного воспитания, преувеличенное представление о непреходящем значении на всех этапах становления личности какой-либо одной схемы или метода воспитания.

Не ставя своей задачей описание закономерностей проявления и формирования личности, которые известны психологии и на которые следует опираться, обратим внимание лишь на один существенный феномен, значение которого недооценивается многими педагогами, — это потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению.

Когда речь идет о формировании психики и личности человека, неизменно подчеркивается их творимый характер. При этом настойчиво указывается на исключительную роль социальной и культурной среды, которая окружает человека, деятельности и общения, в которые он вовлекается, в развитии у него

того «сплава» отражения, отношения и поведения, который оказывается для его личности типичным. Столь же настойчиво проводится мысль о решающей роли обучения и воспитания, т. е. специально организуемого обществом и последовательно, целенаправленно осуществляемого им процесса воздействия на человека, чтобы сформировать такие качества в его психике и личности, в которых это общество заинтересовано.

Не оспаривая справедливости этих утверждений, необходимо также подчеркнуть, что не меньшее значение в том, какой в конечном итоге будет психика человека и какой будет его личность, имеет сам человек, его собственная деятельность, характер работы интеллекта, его отношение и поведение в ответ на воздействия, которым он подвергается.

Внешнее, писал С. Л. Рубинштейн, преломляется через внутреннее. Говоря так, он подчеркивал своеобразие принятия человеком воздействий извне, характер отклика, который обязательно оказывается опосредованным состоянием познавательной, моти-вационно-потребностной и волевой сфер его психики, личности в целом.

Сформированные у человека в прошлом его опыте взаимодействия с действительностью ценностные ориентации, проявляющиеся в эталонах-мерках, прилагаемых им к каждому из воздействий, которым он подвергается, всегда точно выражают состояние его мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных состояний, принципов поведения. Они делают восприятие им действительности в каждый момент его бытия очень избирательным, а отношение к ней — субъективным. Такой же субъективностью постоянно характеризуется и его поведение, поскольку на нем всегда лежит печать своеобразия оценки воздействия и всей ситуации, с ним связанной, тоже исходя из потребностей и убеждений человека, а также целей, которые он в этой ситуации хотел бы достичь.

Вместе с тем, психическое отражение человеком действительности в каждый момент его жизни и отношение его к ней, а также поведение свидетельствуют об известной автономности психики. Личность человека автономна по отношению к действительности в смысле реагирования на нее. В связи со сказанным

на первый план выдвигается пока еще слабо разработанная в психологии проблема саморазвития личности человека. В чем же состоит это саморазвитие? Очевидно, в том, что какие бы жесткие ни предъявлялись ей требования, какими бы они ни были по своему содержанию и по форме, личность все равно принимает их и трансформирует для себя самой в соответствии с характером и степенью своей субъективности — уровнем развития сознания, сформированности потребностей, развития способностей, воспитанности характера. И не кто-то другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути для их достижения и приходит к тем или иным результатам.

Выдвинет перед собой личность социально ничтожные цели, которые могут ей самой казаться очень значительными, прибегнет, чтобы придти к ним, к действиям, не выдерживающим строгой нравственной оценки, приращения в духовном развитии личности не произойдет. Наоборот, этому развитию будет нанесен ущерб.

Наметит для себя человек социально масштабную цель, преодолевая внутренние и внешние препятствия, использует для ее достижения нравственно праведные действия — духовное развитие его продвинется вперед. Такие действия, рожденные высокой целью, побуждаемые коллективистическими мотивами, являясь поступками человека, больше всего способствуют его саморазвитию.

Однако саморазвитие личности проявляется не в одних лишь феноменах, которые только что были названы. Личность не только органично отвечает на те или иные воздействия, которым она подвергается, но с определенного времени своей жизни способна выбирать для себя род занятий, устанавливать круг общения, самостоятельно организовывать многое как в содержании, так и в форме своего бытия. И эти тенденции собственного поведения личности либо «работают» на ее развитие по восходящей, либо тормозят его, а иногда ведут к социальной деградации.

Таким образом, взаимосвязи обучения, воспитания, развития и саморазвития психики и личности выступают в жизни в следующей логике: обучение и воспитание ведут за собой развитие, проявляющееся в том, что в психике и личности возникают новообразования,

относящиеся к особенностям психических процессов, состояний и свойств и характеризующие их переход на более высокую ступень организации и функционирования. Величина и значение их могут варьировать от сравнительно небольших качественных изменений в каком-то психическом процессе или черте личности до изменений значительных, выступающих в виде прогрессивной качественной перестройки в целой сфере психики (познавательной, эмоционально-мотивационной, волевой), или в структуре личности (интересах и потребностях, склонностях и способностях, в характере), или даже во всей психике и во всей личности.

От этих направленных микро- и макроизменений в психике и личности зависит последующее саморазвитие, правда, роль их в данном процессе неодинакова. В одних случаях они выступают как достигнутый в развитии психики и личности рубеж, от которого будет продолжено наращивание изменений в них, в других — оказываются побудителями (механизмами) такого саморазвития, в третьих — они продукт развития, который должен быть снят саморазвитием.

Из сказанного следует, что саморазвитие теснейшим образом связано с развитием, и его эффект в значительной мере определяется той основой, которую задает ему развитие.

В свою очередь саморазвитие, захватывая психику и личность и достигая более или менее высокого уровня в своих результатах, создает лучшие или худшие предпосылки для дальнейшего развертывания развития под действием обучения и воспитания. В то же время, чтобы обучение и воспитание своим содержанием, заключенными в них требованиями, формой их выражения вызывали в психике и личности развивающий эффект, они должны идти несколько впереди развития и лучше всего, если при этом будут «выходить» на зону ближайшего развития человека. Представляется, что как при формировании психики и личности человека существуют зоны ближайшего развития, выражающие его готовность к более интенсивным и быстрым качественным изменениям в одних направлениях по сравнению с другими, так существуют и зоны ближайшего саморазвития. Их существо состоит в том, что: 1) потребность и способность

к саморазвитию проявляются и реализуются у человека легче и быстрее при осуществлении определенных целей, в процессе достижения которых у него происходят качественные изменения в психике и личности; 2) человек с большой охотой и удовлетворением, осуществляя самовоспитание, подвергает себя самовоздействиям в данном направлении, обеспечивая ускоренное образование ранее отсутствующих у него характеристик. И, оказывается, необязательно, чтобы этим воздействием человек подвергал себя только сознательно. Он может тянуться к какой-то определенной деятельности, настойчиво заниматься ею и в процессе ее выполнения развивать в своей психике и личности новые, ранее не бывшие у него качества. Вместе с тем можно предположить, что названное тяготение к занятию определенной деятельностью является показателем потребности в саморазвитии и готовности к нему в совершенно определенном отношении.

Проявляющаяся у человека потребность в саморазвитии в определенном отношении удовлетворяется в деятельностях, отличающихся друг от друга по параметру социальной значимости, иногда и социальной приемлемости. Поэтому задача воспитателей — помочь человеку осуществлять саморазвитие в социально полезных по содержанию и форме видах деятельности. Например, качества активного субъекта общения — инициативность, коммуникабельность, постоянное слежение за изменениями в другом «я» и за характером проецирования своего «я» в другого человека — могут формироваться в условиях общения, например, в учебной группе, в спортивной команде, в семье. Естественно, среда общения налагает свой отпечаток на качества человека как субъекта общения.

Читать статью  Самоорганизация и саморазвитие личности

Это качество личности брать в собственные руки ответственность за свое развитие, реально осуществлять его проявляется у человека не вдруг и не сразу. Знаменитое «я сам», отмечаемое у ребенка, — первый сигнал проявления у него потребности и способности к саморазвитию, но пройдет много времени, прежде чем они превратятся в устойчивое качество личности, отчетливо демонстрируемое им во всех основных сферах его бытия.

Отмечая характерное для становления человека как личности постепенное усиление тенденции к саморазвитию, необходимо подчеркнуть, что формирование ее у разных людей развертывается неодинаково: у одних она достигает высокого уровня проявления, у других — незначительного. Жизнь постоянно дает нам примеры повышенной внушаемости, несамостоятельности, присущей одним людям, и большой самобытности, предельной самостоятельности в делах и поступках, характерных для других.

Также можно говорить о тенденциях к саморазвитию, связанных с возрастной (социально-культурной) группой, к которой принадлежит человек, а точнее, обусловленных опытом труда, познания и общения, накопленным им при этом, и с сформированными в соответствии со спецификой этого опыта содержанием и структурами потребностей, способностей и характера. Именно поэтому есть основание говорить о существовании большого числа индивидуальных вариаций саморазвития психики и личности, различающихся по параметрам направленности, интенсивности, глубины, широты, действенности.

Очевидно, что в жизни могут быть случаи, когда потребность и способность к саморазвитию могут не проявляться у личности совершенно, что обычно означает, что у нее на какое-то время истощились резервы для дальнейшего развития и требуются специально подбираемые воздействия извне, чтобы восстановить способность к обучаемости и воспитуемости, а значит, и к развитию. Возможны и такие случаи, когда вообще отсутствуют потребность и способность к саморазвитию. Наверное, это происходит тогда, когда у человека оказывается сформированной мотивация пассивного отношения к жизни, равнодушно-бездумного принятия действительности, включая себя самого, хроническое непротивление происходящему.

Когда речь идет о содержании понятия «саморазвитие», наиболее отвечающем нормам нашего общества, то следует иметь в виду необратимые качественные изменения в личности, которые наступают по ее собственной воле и которые означают появление в еепсихических процессах, состояниях и свойствах ранее не бывших особенностей, приближающих ее к личности коммунистического типа. Важно закладывать и укреплять в

человеке потребность и способность осуществлять это саморазвитие по отношению к каждой из основных сторон, которые все вместе образуют личность. Не давая себе никаких скидок, формировать у себя передовые убеждения, учиться, не задумываясь, вести себя высоконравственно во всех ситуациях жизни, наслаждаться по-настоящему прекрасным, до самозабвения увлекаться творческим трудом, продуктивно для духа и тела отдыхать — в этом должно выражаться саморазвитие человека как личности.

Если сопоставлять степени проявления потребности и способности к саморазвитию у одного и того же человека при взаимодействии его с разными сторонами действительности, то обнаруживается, что в одних случаях с одними сторонами этой действительности названное сложное качество проявляется в более сильной степени, чем в других. Это сосуществование у одного и того же человека разных уровней проявления потребности и способности к саморазвитию, как правило, является следствием того, что разные стороны действительности имеют для него неодинаковую субъективную значимость, соответственно он реализует разную меру собственной активности и творчества, откликаясь на их действие. Однако собственная склонность личности к самовоздействиям в определенном отношении является прежде всего свидетельством того, что достигнутое личностью высокое развитие в нем оказывается предпосылкой успешного саморазвития личности и в любом другом отношении.

Поэтому, если иметь в виду достижение человеком качества всесторонности, ему надо постоянно преодолевать самого себя, свои «не хочу» или «воздержусь» по отношению к делам, которые не вызывают у него интереса, пока они не осуществлены.

Правильно оценивая громадную роль саморазвития в формировании максимально продуктивной для общества личности, всем причастным к делу воспитания работникам важно овладеть непростым искусством подведения воспитываемой личности к такому рубежу в ее жизни, когда у нее интенсивно заработает механизм саморазвития. Можно с большой определенностью утверждать: главное условие пуска у личности в ход саморазвития — упражнение ее с

первых лет жизни не в слепом исполнительстве и копировании задаваемых образцов (хотя и они необходимы), а в закладывании и последующем постоянном закреплении у нее через все виды активности, к которым она привлекается, качеств созидателя.

Воспитатели всех степеней должны решительно отходить от убеждения в том, что их педагогические воздействия на человека везде и всегда все решают, какие бы трудные воспитательные задачи за ними ни стояли. В действительности все оказывается намного сложнее. Формируя личность, они часто сталкиваются с своеобразным «сопротивлением материала». Чтобы его не было, воспитателю надо стремиться сделать воспитуемого своим союзником, для этого надо уметь вовремя проявить заботу о воспитании у него потребности и способности к саморазвитию, совпадающем по целям с характером тех целей, которые осуществляет педагог.

Если потребность и способность в саморазвитии оказываются стержневыми психическими образованиями, от которых прежде всего зависит само явление саморазвития, то в личности всегда присутствует еще ряд качеств, воздействующих на основные характеристики феномена, — требовательность к себе, чувство долга, нежелание останавливаться на достигнутом, самокритичность и др. Все вместе они действуют как катализаторы на процесс саморазвития личности.

Чтобы саморазвитие шло интенсивно, для этого воспитателям необходимо не только включать своих воспитуемых в разнообразные виды деятельности и делать для каждого более сложными задачи, которые в этих деятельностях им надо решать, но последовательно инициировать все более активную и новую по содержанию самодеятельность — трудовую, учебную, художественную, общественную и другие, — чтобы в ней у них эффективно вырабатывалась привычка самостоятельно формулировать задачи, искать способы их успешного решения и с их помощью добиваться высокого результата.

Такая самодеятельность и такие отношения, ее сопровождающие и проявляющиеся в потребности непременно решать новые задачи, с увлечением отдаваться их решению и проявлять высокую

заинтересованность в получаемых результатах, оказываются необходимейшим условием саморазвития личности.

Проблема саморазвития личности рассмотрена здесь в самом общем виде. Но из-за большого практического значения она, без сомнения, нуждается в дальнейшей всесторонней теоретической и экспериментальной разработке.

Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности

Медитация

Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.

В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.

Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

Читать статью  Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Особенности духовных потребностей

Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.

В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:

  • Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
  • Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
  • Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
  • Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;

Разновидности духовных потребностей

В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление приобщиться к прекрасному, слушать и созерцать;
  • Саморазвитие и самореализация;

Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:

  • Стремление окружить себя разносторонними и интересными личностями;
  • Ведение трудовой деятельности;
  • Освоение моральных ориентиров.

Отличия духовных потребностей от материальных

Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.

К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.

Как удовлетворить потребность в самореализации

Что такое самореализация

Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.

Что такое самореализация

Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.

Потребность в самореализации

Самореализация

Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.

Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.

Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.

Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.

Потребности низшего уровня

Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.

На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.

Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.

Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.

Потребности высшего уровня

Реализация потребностей

Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.

Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.

Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.

Условия самореализации

Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.

Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.

Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.

Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.

Возможность самореализации

Возможности самореализации

Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.

При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:

  1. Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
  2. Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.

Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.

Процесс самореализации личности

Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.

Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.

В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:

  1. Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
  2. Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
  3. Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
  4. Стремление улучшить некоторые элементы работы.
  5. Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.
Читать статью  Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя

Самосовершенствование

Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.

Способы удовлетворения потребности в самореализации

Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.

Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.

На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.

Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.

Цели самореализации

В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.

На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.

Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.

Проблема самореализации

Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.

Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.

Проблемы самореализации

Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

пирамида потребностей маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Удовлетворение потребности в творческой самореализации

Творческая самореализация

Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.

Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Удовлетворение потребности самореализации в профессии

Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:

  1. Конкуренция на рынке труда.
  2. Сложные жизненные обстоятельства.

Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.

Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.

На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Самоопределение и утоление потребности в самореализации

Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ способностей, желаний, наклонностей. Важным моментом выступает выбор профессии, часто приводящий к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определить предпочтения помогают профориентация и консультации. Последние выявляют предпочтения и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.

Вы достигнете полного удовлетворения потребности в самореализации, выбрав для себя интересную деятельность.

Самореализация личности

Внутренняя удовлетворенность

Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней гармонии человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения очень важен, так как приводит к духовному росту, развитию важных качеств.

Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.

Потребность в общественной самореализации

Человек зависим от общества, поэтому в ходе утоления потребности в самореализации ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими. Для этого нужны общительность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность.

Не нужно путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение, но часто становится способом самоутвердиться. Самореализация же дает ощущение счастья.

Самореализация в жизни

Потребность в жизненной самореализации не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой.

Есть много способов удовлетворения потребности в самореализации. Можно работать сразу в нескольких сферах жизни. Например, пытается раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, улучшает связи с окружающими, получает удовольствие от работы.

Всю жизнь мы ищем способы удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении. Это помогает развиваться и расти.

Заключение

Утоление потребности в самореализации помогает прожить интересную жизнь. Нельзя сказать однозначно, как это лучше сделать. Найдите свой способ самовыражения и развития.

Источник https://studfile.net/preview/4582676/page:7/

Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/duxovnye-potrebnosti.html

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/potrebnost-v-samorealizacii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития
Next post Интернет-банк Бинбанка