Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития

 

Личность как субъект развития

Указание на содержание проявляемой субъектом активности конкретизирует его статус. Так, при описании самопознания релевантным является термин «субъект познания», при описании самореализации — «субъект реализации», при описании саморазвития — «субъект развития» и т. п. Данные понятия, помимо общего содержания категории субъекта, обладают специфическим содержанием, возникающим при описании реальности особого рода. Такая трактовка отвечает пониманию субъекта как контекстной (относительной) категории, не обладающей абсолютным значением. Сторонники данного подхода к пониманию субъектности (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. В. Петухов, Л. В. Алексеева, Г. А. Цу- керман и др.) придерживаются мнения, что неотъемлемое свойство субъекта — его полиморфность, множественность. Она задается двумя основными особенностями существования личности: осуществлением разнообразных видов активности и погруженностью активности в определенную среду (пространство, контекст).

В зависимости от характера активности и контекста ее протекания авторами выделяются различные виды (модусы) субъектности. Такой подход значительно увеличивает объяснительную силу субъект-объ- ектной парадигмы. Становится возможным рассмотрение человека и анализ его поведения не в двоичной системе координат (является/не является субъектом), а в гораздо более сложной системе, отражающей многообразие мира. Человек не просто признается или не признается субъектом, а признается субъектом или объектом в определенном контексте (пространстве) своего бытия и в контексте определенной осуществляемой им активности. Как пишет А. К. Осницкий, говоря о категории «субъект», «мало связать это понятие с активностью, нужно определить, о какой активности идет речь» [1996, с. 9]. Г. А. Цу- керман, подчеркивая важность этого обстоятельства, указывает, что ответить на вопрос, является ли ребенок субъектом учебной деятельности, если он на уроке активен, нельзя, «пока неизвестно, на что направлена эта активность. А она может быть направлена, к примеру, на то, чтобы завоевать признание одноклассников или похвалу учителя. Такой ученик, безусловно, является субъектом, но субъектом не учебной, а совсем другой деятельности — деятельности общения» [1999, с. 3-4]. Потому важно понимать, что употребление психологических понятий группы «само-» указывает на наличие субъектности личности в отношении определенной активности. Так, человек может одновременно являться субъектом своего тела, но объектом какого-либо социального влияния; являться субъектом своей профессиональной деятельности, но не быть им в сфере межличностных отношений и т. п.

В ходе рассмотрения саморазвития личности анализируется один из модусов субъектности — субъектность в отношении своего развития. Личность является субъектом развития, если ее активность направлена на собственное изменение, рост, становление, иными словами — на развитие. Личность в качестве субъекта развития понимается как функциональный орган управления развитием человека. «Формирование и самостроительство в себе человека, сама возможность такого самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия, органа, постоянно координирующего и направляющего этот невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс. Этим органом и является личность человека» [Братусь, 2000, с. 55].

В процессе саморазвития личность максимально реализуется как субъект развития, осуществляя при этом следующие функции:

  • 1) осознание перспектив (альтернатив, вариантов) развития;
  • 2) выбор группы альтернатив развития;
  • 3) выбор из возможных альтернатив целей развития в виде модели потребного будущего;
  • 4) выбор и организацию системы деятельностей, обеспечивающих достижение целей развития;
  • 5) создание среды (ситуации, пространства) развития;
  • 6) оценку, контроль и коррекцию хода развития.

Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-прошлого» в «Я-будущее». Если представить, что внутриличностное пространство делят между собой два «Я» — «Я-развивающее» и «Я-развиваемое», — то личность как преобразователь представлена субличностью «Я-развивающее», воплощающей в себе черты субъекта развития.

Таким образом, в ходе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Попов Леонид Михайлович. Личность, как субъект саморазвития

Человек как твор­ческая личность — это самодеятельное образование,складывающееся в постоянном взаимодействии с ми­ром и самим собой.

С позиций дифференциальной, абстрактно-аналитической психологии человек как творческая личность рас­сматривается как системно-структурное образование, состоящее из разнообразных комплексов, структур, эле­ментов, имеющих уровневое строение, подверженное детерминации извне и со стороны внутриличностных факторов. Можно выделить два комп­лекса: пространственно-временной и детерминантный. Пространственно-временной — это его системно-струк­турная организация и технологии (способы) взаимодей­ствия с миром и с самим собой.

Пространственно-временной комплекс имеет две составляющие: продуктно-пространственную, статиче­скую и процессуально-временную, динамическую. Пер­вая из них — это отображение структурно-уровневого подхода к человеку, где последний рассматривается состороны организма, психики и социума, преображенную в биопсихосоциальную организацию. У каждого человека наз­ванные уровни складываются как необходимость быть одновременно телесной организацией, психической системой по ориентации во времени и пространстве, а также социумом, который участвует в межлюдских от­ношениях.

Читать статью  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Процессуально-временная составляющая есть реаль­ное отображение инициативных действий человека, когда контакты с объектами внешнего плана заканчи­ваются их «вычерпыванием» или преобразованием, а интериоризация внешнеплановых эффектов приводит к пе­рестройке внутренних моделей самого субъекта.

Процессуально-временная, динамическая, составляю­щая существует в виде непрерывных актов взаимодей­ствия с объектами внешнего и внутреннего планов, т. е. имеет два плана действия — внешний и внутренний. Внешний план — это процессы взаимодействия субъекта с объектами внешнего порядка в виде репродукции с собственной интерпретацией, «воссозданием», созидания но­вых продуктов с различной степенью значимости (для себя, немногих других, для культуры). Внутренний план дает представление о процессах в самом субъекте. В собственно творческом акте это связа­но с прохождением по фазам логического анализа, за­канчивающегося крахом логических программ, интуитив­ного озарения, вербализации, формализации. Детерминантный комплекс как бы обрамляет прост­ранственно-временной комплекс психики. Наличие такого слоя придает процессам взаимодей­ствия в каждом случае индивидуальное своеобразие, положительную или отрицательную эмоциональную ок­раску, изменяющуюся направленность действий каквовне, так и внутри самого человека. При этом изме­няется степень волевой напряженности действий в нап­равлении значимых для личности объектов, а благода­ря действию установки укрепляется или разрушается предварительная оценочная характеристика объекта.

Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней составляющими. Внешняя детерминацияприменительно к задачам психологического исследова­ния определяется характером причинно-следственных связей, общением, опосредствующими звеньями. Внутренняя, собственно психологическая, детерми­нанта состоит из двух полисфер: мотивационно-личностной и полисферы Я-характеристик. Мотивационно-личностная полисфера включает следующие сферы:

Мотивационно-потребностную, которая определяет на­правленность действий субъекта вовне, а во внутримотн-вированном варианте создает условия для постоянного самоизменения; мировоззренчески-установочную, со взглядом человека на мир, отношением к нему и систе­мой ценностных ориентации, установок; морально-нравственную, отражающую комплекс этических норм; эмоционально-чувственную, волевую, создающую опре­деленное отношение к объекту, включая эстетическое и фактор мобилизации всех внутренних ресурсов чело­века на достижение цели.

Полисфера Я-характеристик накладывает многочис­ленные личностные оттенки на любой процесс и продукт в виде оттенков двух типов: Я-самосознающее, Я-вкла-довое.

Я-самосознающее выступает в единстве трех сторон (самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуп­равление). Оно имеет три основные модальности (ре­альное, зеркальное, идеальное) на каждом из структур­ных уровней организации человека.

Секция: человек как субъект развития и саморазвития

1. Попов Л.М. Теоретическая концепция и методы развития, саморазвития психологической организации человека как субъекта.

2. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психических состояний.

3. Андреев В.И. Парадигмальный подход к совершенствованию качества высшего педагогического образования.

4. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности.

Секция: человек как субъект развития и саморазвития

Руководитель Л.М. Попов
31 января 2006 г.Ауд. 506 (физический корпус)10 часов

1. Александрова Г.Г. Нравственно-психологическая компонента в психологической структуре социальной зрелости субъекта деловой активности.

2. Петрушин С.В. Психология большой тренинговой группы.

3. Пучкова И.М. Формирование субъекта профессиональной деятельности.

4. Хусаинова Н.Ю. Понятие «субъект» в классической психологии и психоаналитической теориях.

5. Абитов И.Р. Особенности механизмов совладания у больных, страдающих невротическими расстройствами.

6. Ибрагимова Е.Н. Готовность субъекта к профессиональному самосовершенствованию.

7. Сучкова Т.В. Порядочность как характеристика вероятностного поведения студентов технического вуза.

8. Хайдарова М.Р. Духовно-нравственные качества студентов ТГГПУ.

Некоторые ученые, в том числе педагоги, сегодня пришли к выводу, что достигает наибольшего прогресса в обучении, становлении только саморазвивающиеся индивиды. Самосовершенствоваться человеку помогает технология саморазвития личности.

Развитие, определяемое содержанием, уровнем психического развития личности в конкретный период, именуется психогенным развитием, саморазвитием. Самовоспитание является неотъемлемой и важной частью процесса саморазвития.

Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие — процесс управляемого личностью, осознанного развития, в котором целенаправленно, в интересах самой личности, формируются, развиваются ее качества, способности.

Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок.

Внутренняя часть процесса — психическая деятельность человека как субъекта самовоспитания, саморазвития. Она происходит на внутриличностном уровне, представляя собой:

· восприятие, определенную переработку информации,

· присвоение личностью внешних воздействий, адаптацию, трансформацию их в свои качества;

· понимание (интерпретацию) таких воздействий, их оценку.

Высшие духовные потребности: в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в самоопределении, в безопасности, в самоактуализации относятся к стремлениям саморазвития, направленным на созидание, самосовершенствование, улучшение личностью самой себя.

Физиолог, биолог Ухтомский А.А. выдвинул, обосновал фундаментальный принцип доминанты (мотивации, ориентации, установки, господствующей потребности личности), являющийся основой направленной активности живых систем, включая человека.

Применение данного принципа к психическим процессам доказывает многие закономерности формирования, развития человеческой личности.

Вся жизнедеятельность человека являет собой цепь сменяющих друг друга разнообразных доминант. Они могут быть менее или более сильными, осознаваемыми, неосознаваемыми, ситуативными, долговременными. Поэтому доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания.

По мнению А.А.Ухтомского, для человека наиважнейшей является доминанта творчества, постоянного нравственного совершенствования, искания истины.

Научно выработанная существующая ныне технология саморазвития личностиУхтомского-Селевков своем становлении пережила три последовательных этапа:

Читать статью  Как распознать плохого человека?

· 1992-1995 гг. – создание инновационной модели на основе школы А.А. Ухтомского;

· 1995-2002 гг. – разработка, апробирование учебно-методического курса «Самосовершенствование личности» посредством создания межрегиональной сети экспериментальных площадок;

· 2003-2004 гг. – распространение наработок в практике российских школ в пределах проекта Международной Академии наук педагогического образования «Центра развития, саморазвития личности».

Чтобы процессы самосовершенствования перешли в доминантную фазу в нашем психическом развитии, необходимо наличие условий:

· осознание личностью целей, задач, возможностей своего развития, саморазвития;

· адекватные стиль, методы внешних воздействий: условий обучения, самовоспитания, уклада жизнедеятельности;

· участие личности в творческой, самостоятельной деятельности, определенный опыт успеха, тренинг достижений;

· создание доминантной мотивации-установки на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования.

Таким образом, сегодня существует научно обоснованная технология развития личности, позволяющая достигать больших успехов в саморазвитии, самосовершенствовании, в персональном прогрессировании.

Read more: http://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost-2/tehnologiya-samorazvitiya-lichnosti-pomogaet-sovershenstvovatsya#ixzz3Bxvp9YTC

Мы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».

А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.

Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.

Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот – как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.

Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим..

Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.

А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.

Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.

Попробуйте принять себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.

Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.

Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть – изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.

Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.

Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.

Read more: http://berichnow.ru/motivaciya/mehanizmyi-razvitiya-lichnosti-i-osnovyi-samorazvitiya#ixzz3BxxuhKYm

Самообучение – путь к успеху

Наиболее ощутимые результаты личностного роста даёт именно самообучение. Широко известен тот факт, что информация, добытая самостоятельно и самостоятельно усвоенная, намного крепче помнится. Самообучение – это самостоятельная деятельность человека, направленная на получение знаний и опыта.

Ещё пару десятилетий назад основными источниками для самообучения являлись печатные издания (книги, газеты, журналы), теле- и радиовещание. Но наше время отличается широтой поля деятельности в поисках нужной информации.

Самообучение стало более простым и доступным широкому контингенту людей. Интернет открыл массу возможностей не только для обычных людей, но и для людей с особенными потребностями.

Поисковая система открывает огромные возможности для самообучения – стоит лишь написать «что такое…» в строке поиска.

Наряду с печатной информацией существуют так называемые аудиокниги, которые очень удобно слушать в дороге, не теряя своего драгоценного времени. Незрячие люди имеют возможность посредством аудиокниг расширять свои познания в тех или иных сферах жизни. Для слабослышащих или глухих людей существуют видеоматериалы с комментариями в виде субтитров.

Читать статью  Как вести дневник успеха: шаблоны и правила

Но не стоит забывать или отодвигать на второй план старых добрых помощников – книги, учебники, прессу. Сейчас печатается огромное количество разносторонних самоучителей, трактатов, познавательных журналов и газет. В мировой литературе, как в художественной, так и в публицистической, также можно найти массу интересной и важной информации.

Бумажная книга во все времена будет пользоваться успехом как один из самых надежных носителей информации, так как электронные аналоги иногда выходят из строя и подвержены гораздо большему количеству внешних угроз.

Однако, электронные носители, конечно же, вмещают гораздо больший объем информации, чем бумага, и просматривать такие книги можно с помощью специальных устройств – электронных книг.

У людей есть возможность в короткие сроки развивать и обогащать свои знания. Те личности, которые добились успеха в жизни, готовы поделиться своими методами с начинающими посредством организации различных тренингов, курсов, встреч и открытого, доброжелательного общения.

Во всех социальных сетях есть масса групп по интересам, в которых только при наличии Вашего желания Вы сможете многому научиться и расширить кругозор, общаясь в неформальной обстановке.

Также в сети огромное количество обучающих курсов в видео- и аудиоформате. Приобретать такие обучающие пособия стоит очень аккуратно, обратив внимание на отзывы уже купивших людей, наличие авторской поддержки и гарантии.

Выбрав метод самообучения, необходимо рассчитать время, которое понадобится его изучения. Если самообучение в самом разгаре, а Вы открыли для себя более эффективные методы, можно внести коррективы в ход работы. Помня о том, что вся ответственность за исход обучения лежит только на Вас, не стоит увлекаться использованием множества методик самообучения одновременно, так как если Вы будете распыляться, то информация не будет эффективно усваиваться.

Самообучение, как желание самостоятельно узнать, научиться, достигнуть успеха, является важным фактором на пути к цели. Важно, чтобы метод, выбранный Вами, не раздражал Вас в процессе восприятия, чтобы изучение материала было для Вас максимально комфортным и приятным. Нужно помнить, что Вы не просто получаете знания, а движетесь к очень важной для Вас цели.

Read more: http://berichnow.ru/uspeh-2/samoobuchenie-put-k-uspehu#ixzz3BxzFSCZM

Технология саморазвития личности состоит из 3х взаимосвязанных подсистем.

В технологии саморазвития личности ребенку приоткрывается завеса тайности процессов, творящихся в его психике.

Цель педагогического процесса основывается на приоритетность совершенствование личности через самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, самоактуализациюи самоутверждение.

Технология саморазвития личности направлена на создание и поддержание у обучающихся, интереса к самосовершенствованию, на самоулучшение личности без принуждения и воздействия внешних факторов. Создание мотивации к самосовершенствованию у учащихся, будет способствовать разрешению проблем в образовании.

В технологии саморазвития личности предусмотрен системный подход в обучении детей.

Основной этап самосовершенствования учащихся проходит с 1 по 9 класс общешкольной программы и включает следующий курс дисциплин и лекций:

1. Научная история и культурная история в личностях;

2. Проблемы нравственности в дисциплинах, относящихся к категории гуманитарных;

3. Основы маркетинга и менеджмента;

4. Основы художественного творчества;

6. Физиология высшей нервной деятельности;

7. Профессиональное самоопределение;

8. Этика и психология семейных отношений;

9. Основы безопасности жизнедеятельности;

10. Материалы по правоведению, философии, социологии.

Самосовершенствование личности подготавливает ребенка психологически к управлению саморазвитием, помогает усвоить приемы своего роста морального и физического, и приводит к поиску путей самосовершенствования.

Технология саморазвития личности выделяет следующие потребности ребенка:

1. потребность в самоутверждении, проявляющуюся через свободу выбора и занятия по интересам;

2. потребность в самовыражении наблюдается в общении, проявлении себя и своих способностей;

3. потребность в защищенности характеризуется самоопределением в этой жизни, профориентацией и деятельностью в коллективе;

4. потребность в самоактуализации – самоподготовка к социальной адаптации, достижение целей (личных и социальных).

Технология саморазвития личности заключается в направлении внутреннего резерва ребенка на самосовершенствование в образовательной, эстетической и нравственной сферах.

Прямо сейчас студенты читают про:

Векторные и растровые карты Цифровая картографическая информация Электронная карта – это карта, существующая в виде компьютерного файла.
Виды, сроки и порядок проведения проверок СИЗОД Техническое обслуживание проводится в соответствии с нормами и сроками.
Ароматические углеводороды. Бензол, структурная формула, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов Ароматические углеводороды, или арены, – это соединения углерода с водородом, в молекулах которых содержится бензольное.
Модели и стратегии поведения личности в конфликте Анализ конфликта и выбор адекватных решений по управлению им обуславливает необходимость учета типичные моделей поведения.
Цитатная характеристика Базарова Базаров — друг Аркадия Кирсанова: «. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. » Возраст Базарова — около 30 лет. Он.

Источник https://studref.com/405346/psihologiya/lichnost_subekt_razvitiya

Источник https://studfile.net/preview/1700127/page:2/

Источник https://studopedia.ru/10_170978_vtorichnie-potrebnosti-sotsialnie.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post 6.8. Взаимодействие фосфорных удобрений с почвой
Next post Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности