Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

 

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ПУТЬ К ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОМУ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Современный мир вступил в полосу глубоких перемен, которые затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности человека, включая профессиональную. Новое время требует качественно подготовленного специалиста, как разносторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектом, широким спектром социальных качеств (мировоззренческих, нравственных, этических и др.), необходимых для осуществления профессиональной деятельности, духовно-нравственной и профессиональной культурой. Соответствовать данным требованиям будущий специалист сможет лишь в том случае, если будет осуществлять непрерывное саморазвитие.

Являясь природной потребностью человека, саморазвитие выступает как важнейший фактор усиления интеллектуального потенциала личности, как гарант ее самостоятельности. Саморазвитие является сложнейшей формой преобразования внутреннего мира человека, это состояние человеческой психики, в котором личность способна к эволюции, имеет желание воплотить в жизнь собственные способности и возможности, построить собственный план жизни. В мире человека саморазвитие имеет особое значение и смысл, оно представляет системно организованный процесс, в основе которого лежит воспроизводящая, постоянно усложняющаяся деятельность, являющаяся условием становления самого человека.

Понятие «саморазвитие» появилось в научном аппарате, начиная с работ, определяющих изначально этот феномен как процесс активного качественного изменения личности, которое является не результатом внешних воздействий, а ее собственных усилий.

В этой связи С. Смайлс справедливо утверждает: «Саморазвитие, как и всякая другая самостоятельная работа, укрепляет собственные силы и характер. Собственные усилия человека – вещь самая важная; ни книги, ни учителя, ни посторонняя помощь, никакие уроки не могут заменить самостоятельный умственный труд» [5, с. 273]. Такого же мнения придерживается М.К. Мамардашвили, рассматривая саморазвитие как процесс изменения личности, который обусловлен ее социальной природой. Он отмечает: «Человек есть движение. Человек – это «среднее», выпадающее в остаток в результате движения «Я», которое проявляется как остаток в этом движении, должно само себя сотворить» [3, с. 57].

Большое значение для решения проблемы саморазвития имеют труды С.Л. Рубинштейна, в которых исследуется влияние внешних и внутренних условий на этот процесс. К числу внешних условий С.Л. Рубинштейн относит природную и социальную среду, биологические и социальные факторы. В качестве важнейших внешних условий выступает активность личности, мотивационные и ценностные ориентации. Л.И. Анцифирова изучает саморазвитие с позиции динамического подхода, делая акцент на значимости качественных изменений личности, которая, по мнению ученого, является «автором собственных изменений» [1, с. 24].

Сегодняшняя реальность указывает на необходимость духовно-нравственного саморазвития личности, предоставляющего ей возможность свободно самоутвердиться «… во всей совокупности человеческих отношений» [4, с. 9].

Проблема духовно-нравственного саморазвития чаще рассматривается исследователями с позиции религиозного мировоззрения. Так, Вазина К.Я. трактует духовное саморазвитие как деятельность человеческого сознания. Согласно К.Я. Вазиной, сознание включает аксиологический аспект, в котором выражается: а) избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые человеком ценности: духовно-нравственные, эстетические, научные, религиозные и др.; б) отношение человека к этим ценностям, к самому себе. Именно сознанием обеспечивается познание окружающего мира и самого себя» [2, c. 8].

Сущность религиозной модели духовно саморазвития личности, по мнению ученого, сводится к следующему: «человек должен непрерывно в течение своей жизни трудиться над душой для «стяжания Духа Святого», вырабатывая тем самым духовную энергию для гармонизации жизни на Земле и во Вселенной» [Там же].

В философской научной литературе духовно-нравственное саморазвитие человека, как правило, связывают с общественным и творчески- созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В.А. Кругликов подчеркивает, что для развития и саморазвития человека важным является «встреча с культурой», что характеризует динамику культурного развития как общества, так и человека. Исследуя данную проблему, ученый предлагает авторскую модель анализа различных ситуаций «человека культуры». Первую ситуацию автор рассматривает как «погружение индивидуальности в культуру», в ходе которой происходит самоопределение личности. Однако человек приходит к выводу, что жизнь не имеет смысла, так как культура, по его мнению, выступает негативным опытом человечества. Тогда оказывается, что история ничему не учит, что человек не способен разумно устроить свою жизнь, что идеалы, выработанные им, разрушаются, а жизнь абсурдна. «Абсурдист» живет в бессмыслице, во зле, не имея надежды. Во второй ситуации, встречаясь с культурой, и самоопределяясь, человек устанавливает для себя, что смысл жизни в самой жизни, что жизнь наполнена смыслом. Социальную значимость «Деятель» получает в процессе и результате своей деятельности, а культурно значимым становится уже потому, что соотносится с вопросом о смысле жизни и в свехчувственном переживании решил этот вопрос для себя. Третья ситуация протекает как диалогически бесконечный процесс. В этой ситуации человек решает, что ценность – это поиск. Смысл жизни в том, чтобы находить и создавать этот смысл. В процессе этой встречи человека с культурой человек формирует себя как «Творца». Он также как и «Деятель» постоянно находится в процессе деятельности, но его деятельность имеет больший диапазон. Он переживает «акт призвания» [6, с. 12]. Таким образом, В.А. Кругликов акцентирует внимание на значимости сложившейся ситуации культуры для выбора индивидуального пути саморазвития, который порождает уникальность каждого человека.

В рамках акмеологической науки (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), саморазвитие личности рассматривается как основное условие становления ее как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способной достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости, реализовать свой творческий потенциал.

На наш взгляд, проблема духовно-нравственного саморазвития лежит в основе гуманизации образования, которое обращено к глубинам человеческого, самостного в человеке. Отношение к человеку как ценности, а также как носителю и творцу этих ценностей, являющееся фундаментом гуманистической парадигмы, напрямую связано с идеей духовно-нравственного саморазвития. [7, с. 74.].

В контексте гуманизации образования проблема духовно-нравственного саморазвития личности была поставлена такими видными зарубежными и отечественными философами и психологами, как Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу, К. Роджерс, Тейяр де Шарден, В. Франкл, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, М.В. Розин, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др., исходной методологической позицией которых, является подход, основанный на признании приоритета саморазвития личности в деятельности в рамках гуманистической системы ценностей.

Исследователи отмечают, что выдвижение в качестве целевого приоритета в профессиональном образовании категории «саморазвитие», требует обеспечения педагогических условий для реализации механизмов становления профессионального самосознания будущего специалиста, формирующегося в самостоятельной творческой деятельности.

В рамках профессионального образования решение этой проблемы возможно через обращение будущих специалистов к текстам культуры. Тексты культуры тонко реагируют на различные перемены в духовно- нравственном климате общества, позволяют создать коммуникативную среду, направленную на развитие личности. Проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор социокультурного, профессионально направленного материала. В рамках одной и той же темы студенты могут обсуждать различные проблемы, соответствующие их возрасту и интересам. Удачно подобранные тексты способны обеспечить получение информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, служить содержательной опорой для духовно- нравственного саморазвития будущего специалиста. Выход на содержательную интерпретацию текста предполагает анализ отдельных моментов смыслового поиска, что в некоторых случаях требует осмысления текстового содержания в более широком контексте. Коллективная мыслительная деятельность студентов позволяет достигать более совершенного понимания текста, аргументировано строить стратегию его интерпретации.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что работа с текстами профессионально направленного содержания способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации будущего специалиста, формирует его профессиональную компетенцию, положительно воздействует на эмоциональное состояние, обеспечивает обращение к духовно-нравственной культуре, позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед высшей школой образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Список литературы

1. Анцифирова Л.И. Системный подход в психологии / Л.И. Анцифирова. – М.: Наука, 1990. – С. 24.

2. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как природный феномен / К.Я. Вазина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 8.

Читать статью  Что такое счастье и где его искать?

3. Мамардашвили М.К. Необходимость себя / М.К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1997. – С. 57.

4. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа / В.И. Слободчиков // Человек. – 1994. — №5. – С.9.

5. Смайлс С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое / С. Смайлс. – Минск: Изд-во«Университетское», 2000. – С. 273.

6. Тихонова В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге: дис. …канд. пед. наук / В.И. Тихонова. – Воронеж. – 1998. – С. 12.

7. Тихонова В.И. Гуманизация как стратегия профессионального образования / В.И. Тихонова // Инновационный Вестник Регион. – 2014. — № 2 (36). – С. 74.

Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / PERSON’S SELF-DEVELOPMENT / ПРИРОДНОРЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / NATURAL REFLECTIVE TRAINING TECHNIQUE / ЦЕЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕФЛЕКСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / REFLECTIVE SPACE / TARGET SPACE / INFORMATIVE AND CREATIVE SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вазина К.Я.

В статье рассматривается разработанная автором природно-рефлексивная технология саморазвития, которая позволяет осуществлять единство духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуальнофизического саморазвития педагога и студентов. Разработана структура и представлена характеристика технологического процесса на основе природнорефлексивного механизма саморазвития человека .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вазина К.Я.

Система взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе как главное условие формирования единого познавательного пространства

NATURAL REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT TECHNIQUE FOR TEACHERS AND STUDENTS

The article presents the authors natural reflective technique of self-development which allows to carry out unified spiritual, moral, sensory, intellectual and physical self-development for teacher and students. The author has developed the struture and defined the characteristics of the technological process on the basis of the natural reflective mechanism of a persons self-development.

Текст научной работы на тему «Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов»

воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Критерием профессионального развития личности учителя выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в педагогической деятельности. Основная предпосылка развития личности — направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональное становление будущего учителя в вузе» понимается нами как поэтапный, динамичный процесс, в ходе которого происходят качественное преобразование профессионально значимых личностных характеристик, профессиональных знаний, уме-

ний и навыков, стиля общения начинающих преподавателей вуза.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. — Л.: Знание, 1983.

2. Зеер Т. В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. — Урал, 1988.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

4. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. — 1981. — № 2.

5. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.

6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ, СТУДЕНТОВ

NATURAL REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT TECHNIQUE FOR TEACHERS AND STUDENTS

В статье рассматривается разработанная автором природно-рефлексивная технология саморазвития, которая позволяет осуществлять единство духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов. Разработана структура и представлена характеристика технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека.

The article presents the author’s natural reflective technique of self-development which allows to carry out unified spiritual, moral, sensory, intellectual and physical self-development for teacher and students. The author has developed the struture and defined the characteristics of the technological process on the basis of the natural reflective mechanism of a person’s self-development.

Ключевые слова: саморазвитие человека, природно-рефлексивная технология обучения, целевое пространство, познавательно-творческое пространство, рефлексивное пространство.

Keywords: person’s self-development, natural reflective training technique, target space, informative and creative space, reflective space.

Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии в основном касаются содержания обучения, его систематизации, интеграции и в некоторой степени — активизации учащихся в процессе обучения. Иными словами, данные педагогические технологии находятся в пределах традиционной парадигмы образования (сообщение знаний, формирование навыков, умений). Воспитательная функция образования отходит на второй план.

Автором разработана и внедрена принципиально новая универсальная технология, сущность которой заключается в организации единого для педагога и студентов познавательно-творческого пространства, обеспечивающего непрерывное саморазвитие компетентности, основанное на природном механизме жизнедеятельности человека. Данная технология позволяет реально осуществлять единство духовно-нравственно-

Механизм саморазвития человека

Технология непрерывного преобразования потребностей -способностей в сознание

сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов.

Учитывая, что человек, с одной стороны, является природной системой, включающей в себя все механизмы самоорганизации, саморазвития, с другой — его предназначение в мире — развитие сознания, которое осуществляется через рефлексию, технология названа природно-рефлексивной технологией саморазвития человека.

Природно-рефлексивная технология — это целеустремленный, нормированный, алгоритмичный процесс организации познавательно-творческого взаимодействия человека с миром и собой с целью развития его потребностей-способностей-сознания.

Автором разработаны аксиологические, онтологические, технологические основы предлагаемой технологии (с комплектом технологической документации).

Структура технологии состоит из функционального единства:

• целевого пространства, в котором происходит преобразование потребностей человека в цели деятельности;

• познавательно-творческого пространства, в котором возможности человека трансформируются в реальные способности

• рефлексивного пространства, где происходит осознание собственной деятельности, ее нравственно-интел-лек туаль ной стоимости и здоровьесбе-режения.

Схематично структура технологического процесса, построенного на основе природного механизма саморазвития человека, представлена на рис. 1.

Каждое пространство имеет свои специфические функции и организацию (см. рис. 2).

Творческие группы являются формально-неформальными объединениями (5-7 человек) внутри учебной группы, которые образуются по желанию их участников. Такие группы подвижны. Обучаемым разрешается переходить из одной группы в другую (в зависимости от внутренних целей на конкретный момент обучения). При желании, необходимости группы свободно общаются между собой. Для этого используется клубная форма работы, неформальные объединения, где обучающиеся самостоятельно изучают научную

Рис. 1. Построение технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека

литературу, проводят исследования, творчески оформляют результаты самостоятельной деятельности (от научных проектов до рисунков, стихов, песен, юмористических зарисовок).

Без разделения учебной группы на творческие группы, с помощью только традиционных педагогических приемов, невозможно обеспечить нужную познавательную активность каждого и ее постоянный рост.

Начиная с первого занятия в активном процессе взаимодействия педагог и каждый студент стремятся выя-

Функции целевого пространства

внутренне-внешнего механизма саморазвития (включение человека в систему отношений)

Н а ч а л о выращивания внутренних целей (потребностей) человека

Организация целевого пространства

Рис. 2. Функции и организация целевого пространства

Функции познавательно-творческого пространства

Исследование функционирования внутренне-внешнего механизма саморазвития

Формирование собственной позиции (потребности)

Развитие потребностей-способностей самостоятельного добывания знаний

Формирование потребности резонансного взаимодействия

Развитие потребностей-способностей резонансного взаимодействия

Организация познавательно-творческого пространства

Коррекция векторов движения индивидуальных целей и общей целевой зоны

Определение способов совместной деятельности (кто, что будет делать, в какой последовательности)

Реализация программы общей деятельности -получение точного прогнозируемого результата

Выработка личных, групповых позиций

Рефлексия произведенной (индивидуальной, общей) деятельности: оценка норм отношений, проявление предметных, профессиональных потребностей-способностей

Рис. 3. Функции и организация познавательно-творческого пространства

вить свои реальные духовно-нравственно-интеллектуально-физические возможности, профессиональную позицию, ценностные ориентации, уровень знаний. Всесторонняя диагностика человека и его деятельности является абсолютно необходимой для определения исходной точки технологического процесса обучения.

Такое самокритичное познание обучающимися самих себя (с помощью педагога и несложных методик) производится на основе глубокого уважения личности каждого, признания его нравственного и интеллектуального потенциала. Педагог добивается переоценки студентами собственных возможностей, появления уверенности в своих силах, что вызывает у них уважение и доверие к педагогу, активное желание сотрудничать с ним в учебном процессе. Этот нравственно-психологический контакт является необходимым условием дальнейшего взаимодействия педагога и студентов, которое протекает в режиме демократического, резонансного взаимодействия и становится внешним механизмом развития компетентности как у студентов, так и у педагога.

Читать статью  Как начать новую жизнь – 8 простых шагов и рекомендации профессионального психолога

Оценка познавательно-творческой активности производится в такой последовательности: вначале студент оценивает себя сам, затем его оценивают члены творче-

ской группы, лишь потом педагог. Педагог выявляет прежде всего положительное и определяет с обучаемыми вектор их дальнейшего саморазвития.

Члены творческой группы осваивают демократический тип общественных отношений. Для этого устанавливается и соблюдается ряд правил взаимодействия: терпимость, уважение к иному мнению, четкая формулировка своей позиции с обязательной ее аргументацией, несогласие с иной позицией также должно быть аргументировано. Можно ошибиться — это естественно в процессе поиска, важно увидеть и исправить ошибку. Прав тот, кто может научно обосновать свою позицию.

При наличии общего дела, в котором каждый выполняет определенную часть, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. В такой социальной инфраструктуре и происходит реальное развитие как педагога, так и каждого студента.

На этапе решения проблемы в творческой группе каждый обучающийся подтягивается до уровня группового понимания проблемы. Оно не всегда совпадает с научным, которым владеет педагог. Чтобы поднять научный уровень приобретаемых знаний, со студентами проводится общее обсуждение проблемы, где формируются общие, индивидуальные позиции, оценивается работа творческих групп, отдельных личностей, группы в целом.

На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения обсуждаемой проблемы. Каждая творческая группа объявляет и отстаивает свою позицию перед всеми. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснований, логичной аргументации педагог приводит студентов к научно обоснованным решениям. Так происходит понимание обучающимися своих целей, формирование собственной профессиональной позиции, вырабатывается способность оперативного действия в конкретной ситуации, то есть развивается компетентность.

Организация рефлексивного пространства имеет особое значение, поскольку выступает системообразующим фактором саморазвития человека. Именно формирование у педагогов и студентов рефлексивных способностей создает необходимые условия для преобразования индивидуальных возможностей внутреннего мира человека в его функциональные способности, самосознание, духовно-нравственное саморазвитие.

Рефлексия включается на любом этапе деятельности,

производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми студентами. Студентам предлагается обратиться к их совместной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но и, что важно, по способу взаимодействия, наметить пути их исправления. Это, по существу, и является вводом группы и каждого участника в новую исследуемую проблему — проблему осознания средств, способов собственной и совместной умственной деятельностей.

Результативность обучения возрастает, если поднять обучаемого до осознания собственной и совместной только что произведенной деятельности. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к успешности познавательно-творческой деятельности. Именно метод, понятый обучающимися, становится тем социокультурным результатом, который позволяет им по-новому строить свою профессиональную деятельность.

Вооружив студентов структурным содержанием, моделью совместной и индивидуальной деятельности, педагог дает им тем самым новые эффективные средства само-

Функции рефлексивного пространства

осознание реализации цели деятельности;

определение степени овладения способностями;

закрепление успешных действий;

осознание выполнения норм резонансного взаимодействия;

V выделение успешности взаимодействия;

^определение ошибок взаимодействия;

проектирование их исправления;

проектирование их исправлений;

определение вектора новой потребности познания

проектирование вектора новой потребности взаимодействия

Организация рефлексивного пространства

Рис. 4. Функции и организация рефлексивного пространства

стоятельной рефлексивной деятельности. Это, как показывает практика, порождает еще более высокую познавательную активность.

Но, пожалуй, наиболее важным является то, что универсальные способности (исследовательские, проектировочные, исполнительские, коммуникативные, рефлексивные), освоенные в процессе обучения, построенном на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития, легко переносятся человеком и на другие виды его жизнедеятельности, в другие сферы накопления и обретения индивидуального жизненного опыта.

Благодаря рефлексии педагог корректирует характеристики обучения в зависимости от состояния группы. Организуя процесс осознания полученного результата, способов совместной и индивидуальной деятельности, соответствия результата поставленной цели, педагог одновременно учитывает состояние обучаемых, выясняет их затруднения, ошибки, проверяет наличие цели (потребности) в общении (установлении общественных отношений), наличие нужных для следующего этапа обучения способов мыследеятельности, способов ситуативного действия, то есть наличие потребностей и способностей, необходимых для познавательно-творческой деятельности. Определив, какого компонента обучаемым недостает более других в настоящий момент, педагог ставит его в качестве очередной частной цели своего управления.

Таким образом, природно-рефлексивная технология задает структурно-функциональную организацию процесса саморазвития человека (и педагога, и студентов), обеспечивает взаимодействие всех членов учебной группы в каждой конкретной ситуации, которая наполняется не только образовательными, но и нравственными, жизненными смыслами. Иными словами, природ но-рефлексив ная технология обеспечивает педагогам и студентам универсальные способы профессиональной деятельности.

Реализация технологии обучения, построенной на основе модели саморазвития, принципиально меняет позиции участников образовательного процесса.

Новая позиция преподавателя и студентов: обучение — это единый многомерный процесс, где каждый участник имеет не только права, но и обязанности, — выводит их на единый путь совместной познавательно-творческой деятельности: от возникновения цели — потребности до обеспечения соответствующих условий саморазвития способностей, а в итоге — до осознания степени успешности-неуспешности своего саморазвития.

Это менее быстрый путь по сравнению с «заталкиванием» в память ученика новых знаний, но более надежный, качественный, так как

только внешние ориентировочные действия, интериори-зируясь, производят наладку природного механизма жизнедеятельности по социокультурным нормам. Развитие активного, ответственного, профессионально грамотного человека происходит в процессе доброжелательного взаимодействия педагога и студентов. Оно обеспечивается пониманием взаимных ошибок, открытой для критики и самокритики организацией совместной работы, формированием новых способов мышления, личностных и профессиональных позиций, ответственности за собственную деятельность.

Креативные способы мышления педагогов позволяют освободиться от стереотипов и шаблонов в учебном процессе, действовать ситуативно, исходя из индивидуальных возможностей (как своих, так и студентов), которые творчески проявляются в разных условиях, обеспечивают подвижность профессионального опыта. Такая позиция требует от преподавателя и студентов непрерывной духовно-нравственной чувствительности (доброжелательности, внимания, уважительных отношений и т. д.) и развития компетентности.

Предлагаемая природно-рефлексивная технология более 40 лет успешно внедряется в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях: за это время обучено более 15 тыс. руководителей, методистов, педа-

гогов образовательных учреждений, систематизировано

и тиражировано около 170 инновационных опытов, подготовлено более 30 докторов и кандидатов наук.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002.

2. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2005.

3. Вазина К. Я. Жизненный опыт — проявление индивидуальности человека. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006.

4. Вазина К. Я. Многомерность средств образовательного пространства саморазвития человека. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.

5. Ильина Т. А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. — М.: Знание, 1984.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006.

Ф ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Ф

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVELOPING STUDENTS’ READINESS FOR RESEARCH WITHIN PROJECT-BASED TEACHING

И. А. Верхотурова

В статье рассматривается организация исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства по методу проектов в школах г. Комсомольска-на-Амуре. Описаны критерии уровня сложности и критерии оценки проектной деятельности, рассмотрены возможности выстраивания сквозной тематики студенческих исследовательских проектов в течение всего обучения.

Ключевые слова: метод проектов, готовность к исследовательской деятельности, компоненты проектов, тематика проектов, критерии оценки проектной деятельности.

I. A. Verkhoturova

The article examines the organization of project-based research work of future technology and business teachers at schools of Komsomolsk-on-Amur. The author describes the criteria of complexity level and those of project skills assessment, and examines possibilities of developing a coherent project topics for the whole period of training.

Keywords: project-based method, readiness for research, project components, projects topics, criteria of project skills assessment.

Под готовностью к исследовательской деятельности мы понимаем интегральное состояние личности, проявляющееся в оптимальном сочетании мотивационно-ценностного отно-

шения к этой деятельности, системы методологических знаний, исследовательских умений, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, иссле-

Вазина, Кима Яковлевна

Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/12 декабря 2012.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить .

Читать статью  Саморазвитие как путь к успеху

Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

доктор педагогических наук

профессор, Академик гуманитарных наук, Член-корреспондент Международной академии технического образования

Московский Государственный Педагогический Университет

известный ученый, педагог

Отличник профессионального образования, Медаль за отличные успехи в среднем специальном образовании, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Кима Яковлевна Вазина (род. 13 апреля 1937, Златоуст) — советский, российский ученый. педагог. Основатель научной школы «Саморазвитие человека».

Содержание

Биография

К.Я.Вазина родилась 13 апреля 1937 года в г. Златоусте.

В 1954 году окончила педагогическое училище г. Челябинска, в 1960 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт. Педагогическая деятельность началась в «родном» педагогическом училище города Челябинска. Приступила к написанию кандидатской диссертации, которую защитила в 1968 году. В 1999 году защитила докторскую диссертацию. Своими учителями К.Я. Вазина считает: Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, А.В. Занкова, К.К. Платонова, А.С. Макаренко.

С 1967 года по настоящее время является руководителем научной школы «Саморазвитие человека». В настоящее время работает директором Межрегионального научно-исследовательского центра «Новая школа».

Основные научные идеи

  • Человек – уникальная, духовно-природная, саморазвивающаяся система Вселенной.
  • Единство духовного и природного (души и тела) в человеке.
  • Единство саморазвития человека и мира.
  • Непрерывность образования как базовое условие саморазвитие человека.
  • Индивидуальный опыт – накопление духовно-нравственной жизненной силы человека.

Основные результаты деятельности научной школы

1. Создана модель «Саморазвитие человека», которая позволяет развернуть человека к себе, своему внутреннему духовно-природному миру, ужаснуться его состоянию и взять ответственность за познание и духовно-нравственное сотворение себя. Модель основана на универсальном духовно-природном механизме саморазвития человека: универсальных нормах (духовные законы), универсальных функциях, режимах, универсальных правах-обязанностях человека, универсальной природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, – обеспечивающим непрерывное духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуально-физическое саморазвитие человека в течение всей жизни.

2. Разработан и внедряется образовательный кластер «Новая школа», включающий ряд проектов: педагог нового типа; воспитание ребенка в семье – самовоспитание родителей; воспитание дошкольников – самовоспитание педагогов, родителей; образование школьников – самообразование педагогов, родителей; образование нравственного профессионала; организация единого образовательного пространства; здоровьеформирующее образование; пренатальное образование, которые успешно внедряются во все звенья системы образования.

Модель в течение 45 лет внедряется в отечественных, зарубежных образовательных учреждениях (обучено более 50 тыс. руководителей, педагогов всех звеньев системы образования, родителей). Научная школа автора включает в себя более 30 докторов, кандидатов наук, а также многочисленное сообщество практиков отечественных, зарубежных образовательных учреждений.

Основные научные труды

  • Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. – Н. Новгород, 1997. – 112 с.
  • Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 1999. – 255 с.
  • Вазина К.Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни. – М.: Моск. гос. ун-т печати, 2004. – 128 с.
  • Вазина К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. – М.: Моск. гос. ун-т печати, 2005. – 123 с.
  • Вазина К.Я. Многомерность средств образовательного пространства саморазвития человека. — Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. – 77 с.
  • Вазина К.Я. Регенерация духовно-природного механизма саморазвития человека. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. – 140 с.
  • Вазина К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. – 166 с.
  • Vazina K.Y. The reflective technology of man’s self-development. – N.Novgorod: Publishing house of VSEPU, 2009. – 96 с.
  • Вазина К.Я. Познание и духовно-нравственное сотворение себя. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010. – 219 с.
  • Вазина К.Я. Духовно-нравственный образ жизни человека. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 239 с.
  • Вазина К.Я. Духовные законы – нормы формирования универсальных способностей человека. – Н.Новгород: НГПУ. Серия «Новая школа», 2012. – 116 с.
  • Вазина К.Я. Непрерывность образования как базовое условие саморазвития человека. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 218 с.
  • Вазина К.Я. Индивидуальный опыт – накопление духовно-нравственной жизненной силы человека. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 103 с.
  • Вазина К.Я. Мудрецы о вечных ценностях жизни. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 85 с.
  • Вазина К.Я. Модель непрерывного саморазвития человека: авторские программы обучения педагогов нового типа. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 23 с.
  • Вазина К.Я. Непрерывность саморазвития человека: авторские программы дистанционного обучения: 2-е изд., доп и испр. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. – 71 с.
  • Вазина К.Я. Воспитание ребенка – самовоспитание родителей. – Н.Новгород: НГПУ. Серия «Новая школа», 2012. – 139 с.
  • Вазина К.Я. Воспитание дошкольников – самовоспитание педагогов, родителей. – Н.Новгород: НГПУ. Серия «Новая школа», 2012. – 147 с.

Научные статьи

  • Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов. — Наука и школа: Сборник научных статей. — №5, 2010. – С. 20-24
  • Опыт – универсальная форма саморазвития индивидуальности человека в течение жизни. — Человек. Образование. Профессия: Сборник научных статей. – Н.Новгород, 2009. – С.3-11
  • Multidimensional means of teachers and students’ creative and learning activity — Еducation quality. Competence. Technologies: Materials of research-practical conference. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2009. – p. 63-81
  • Resonance interaction as an internal mechanism of man’s self-development — Еducation quality. Competence. Technologies: Materials of research-practical conference. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2009. – p. 54-63
  • Natural-reflective technology of man’s self-development. — Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2008. – Р. 51-60
  • Рефлексивная технология саморазвития человека. — Журнал «Профессиональное образование». – №6, 2007. – С. 16-17
  • Функция рефлексии в саморазвитии человека — Журнал ВАК «Образование и наука». – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – №4(8), 2007. С. 56-61
  • Единство творчества человека и рефлексивных способностей. — Журнал ВАК: Вестник Оренбургского гос. ун-та. – Оренбург: ОГУ, 2007. – №4. – С. 64-70
  • Обучение преподавателей педагогической деятельности – важнейшее условие решения актуальных задач обучения в средних специальных учебных заведениях. — Актуальные вопросы развития средней специальной школы Российской Федерации, Вып. 6, Воронеж, 1983
  • Целеустремленность у учащихся в игровой деятельности. — Вопросы психологии, 1978, № 5
  • Управление объединениями в игре. — Новые исследования в психологии, №1, М., 1973
  • Воспитание целеустремленности у детей в процессе ручного труда. — Новое воспитание в детском чаду (ГДР), 1972, № 10

Отзывы

Некоторые педагоги хотят улучшить свою деятельность, но не знают как. Модель саморазвития человека позволяет ответить на этот вопрос.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Челябинской государственной академии физической культуры А.Я. Найн (г. Челябинск)

Модель учит педагога ежеминутно помнить, что перед ним не просто учащийся, а уникальный непознанный мир.

Доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО, Министр образования Башкортостана А.С. Гаязов (г. Уфа)

Модель саморазвития человека – это эпоха в мировом образовании.

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета Я.Л. Коломинский (г. Минск, Республика Беларусь)

Самое главное – быть человеком, достойно прожить жизнь. Сколько полезного я узнала из модели: причина успеха или неуспеха моей жизни во мне, нужно постоянно себя «сотворять».

Отличник профессионального образования, преподаватель В.В. Пронина (г. Севастополь)

Модель саморазвития человека – это будущее образования.

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой теории и методологии образования, руководитель научной школы «Аксиология образования» А.В. Кирьякова (г. Оренбург)

Чувствую, что предстоит трудная, но интересная работа. Жаль, что не встретилась с этой теорией в начале профессионального пути.

Кандидат педагогических наук, доцент Л. Генкова (г. София, Болгария)

Модель саморазвития человека – это радость познания мира. Для меня – это возможность понимать себя, других и быть понятым, запрошенным.

Профессор, проректор по научной работе, руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского педагогического университета Г.К. Селевко (г. Ярославль)

Источник https://izron.ru/articles/razvitie-obrazovaniya-pedagogiki-i-psikhologii-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-shkoly/gumanizatsiya-obrazovaniya-put-k-dukhovno-nravstvennomu-samorazvitiyu-budushchego-spetsialista/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/prirodno-refleksivnaya-tehnologiya-samorazvitiya-pedagogov-studentov

Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1761735

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Брокерское и депозитарное обслуживание в Примсоцбанке
Next post Асинхронный генератор из асинхронного электродвигателя.