Способность личности к саморазвитию как цель образованиястатья на тему

 

Саморазвитие как цель образования

Рогалева Л.Н. 1 Малкин В.Р. 1 Ким А.М. 2 Айдосова Ж.К. 2 Жундибаева Э.К. 1 Койбагарова Д.К. 1 Жапай М.К. 2 Тягунова Ю.В. 1

В статье дается теоретический анализ фундаментальных положений субъектно-деятельностного подхода, раскрываются ключевые положения к проблеме становления личности субъектом деятельности и саморазвития в свете современных проблем образования. Анализируются точки зрения и позиции авторов с учетом значимости субъектно-деятельностного подхода для практики образовательной деятельности. Рассматривается связь между теорией и практикой инновационного образования. Обосновывается положение о том, что только в процессе осознанной творческой деятельности студентов и преподавателей становится возможным их становление субъектами учебной/профессиональной деятельности и саморазвития. Процесс саморазвития как главный вектор инновационного обучения рассматривается в двух аспектах, саморазвитие как стремление к совершенствованию деятельности и саморазвитие как непрерывный процесс самопознания. Представленные теоретические положения могут быть положены в разработку образовательных стратегий инновационного образования. Представлен опыт реализации международной магистерской программы двух дипломов с учетом положений теории саморазвития.

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 546 с.

2. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? [Текст] /А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. – 287 с.

3. Гончар С.Н. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи [Текст] / С.Н. Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 5-7.

4. Психология саморегуляции в XXI веке [Текст] / М.М. Абдуллаева, К.А. Абульханова, Е.Д. Божович и [др.]. – М.; СПб.: Нестор-История, 2011. – 466 с.

5. Рефлексия жизнедеятельности А.А. Бодалева и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей [Текст] / И.Н. Семёнов // Акмеология. – 2015. – № 2. – С. 23-30.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 695 с.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 360 с.

8. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. – М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: НПО «Модек», 2008. – 14 с.

9. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна: [сборник статей] [Текст] / отв. ред. К.А. Абульханова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. – 429 с.

10. Шамионов P.M. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. – 2009. – С. 41.

Смена приоритетов в образовании предполагает повышение роли психологической науки в обосновании новых подходов и средств, используемых в рамках инновационного обучения. Наиболее актуальным направлением в современном образовании большинство авторов называет проблему поиска путей, условий повышения роли образования в развитии и саморазвитии обучающихся, в становлении их субъектных качеств, от которых в большей степени будет зависеть их субъективное благополучие и возможность самореализации в изменяющемся мире [3, 4, 10].

На сложность и важность данной задачи указывал Д.И. Фельдштейн, он считал, что современное общество оказалось не готовым к определению путей и средств формирования молодого поколения [8].

Это связано с повышением динамики и нестабильности жизни, сменой мировоззренческих позиций в обществе, стремительными преобразованиями в области высшего образования, которые требуют осознанного самоопределения молодежи, от которого зависит раскрытие потенциала современного молодого человека, формирования у него конструктивного отношения к действительности, позитивного подхода к решению и разрешению возникающих проблем [3].

Цель исследования заключалась в рассмотрении субъектно-деятельностного и психолого-акмеологического подходов к развитию и саморазвитию личности, так как именно данные подходы, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствуют пониманию условий становления студентов субъектами деятельности и саморазвития, что выступает главным вектором инновационной модели образования.

В основу анализа легли работы классиков российской психологии С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Д.И. Фельдштейна, А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича и их последователей.

Гипотезой исследования стало положение К.А. Абульхановой-Славской о том, что подходы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева дополняют друг друга, процесс становления личности рассматривается ими в контексте всего жизненного пути личности, его субъектом деятельности и саморазвития [9].

При таком подходе становится возможным рассмотрение личности в контексте его жизнедеятельности, а также преодолевается безличный функциональный подход к личности.

К. А. Абульханова указывает, что суть философской концепции С.Л. Рубинштейна в восприятии человека во взаимодействии с миром. Именно признание значимости человека, причем каждого конкретного человека в преобразовании мира, дает возможность говорить о том, что Вселенная с появлением человека становится осознанной, осмысленной Вселенной, которая изменяется под влиянием человека [9].

На первое место С.Л. Рубинштейн ставит тему отношения человека к другим людям, к себе и к миру. Предназначение человека стать субъектом познания, действия, жизнедеятельности. Это становится возможным только в том случае, если человек активно включается в практическую, теоретическую и духовную деятельность.

Данный подход в отечественной психологии получил название субъектно-деятельностного подхода, в рамках которого выделяется две стороны взаимосвязи личности и ее деятельности, которые тесно между собой взаимосвязаны, но в одном случае указывается на роль деятельности в развитии личности, а во втором – на роль личности в развитии деятельности и изменении действительности.

Признание отечественной психологией того факта, что именно сам человек своими действиями и поступками целенаправленно изменяет внешний мир, меняясь при этом сам, позволяет рассматривать процесс саморазвития как необходимое условие существования человека в современном мире.

Изложенные выше положения позволяют заключить, что становление студентов субъектами образовательной деятельности и саморазвития происходит только в процессе целенаправленной и осознанной деятельности, в ходе которой студенты своими действиями не только влияют на изменение внешнего предметного мира, но сами изменяются как личности.

Признание важности положений субъектно-деятельностного подхода для практики современного образования диктуется еще тем, что он помогает получить ответы на следующие вопросы:

  1. Можно ли оценить роль или вклад конкретной деятельности (учебной дисциплины) в развитии личности?
  2. Любая ли учебная деятельность будет способствовать личностному саморазвитию и самоопределению студентов?

Исходя из положений субъектно-деятельностного подхода, можно утверждать, что оценить вклад отдельной, конкретной деятельности или учебной дисциплины в развитие личности студента можно.

Главным критерием, по которому можно оценить вклад учебной дисциплины в развитии личности, является наличие внутренней мотивация у студентов к осуществлению конкретной деятельности или выполнению заданий.

При этом высшим уровнем отношения студентов к деятельности является творческое отношение. Именно «творческая сторона деятельности» или творческое отношение к деятельности выступает тем показателем, который дает основание утверждать, вышел ли студент на уровень субъекта учебной деятельности или нет, является выполнение той или иной деятельности фактором его саморазвития или нет.

Перефразируя слова К.А. Абульхановой, можно утверждать, что саморазвитие студента проявляется не тогда, когда он демонстрирует исполнительность или прилежание. А когда он готов к творческому поиску, готов выйти за рамки существующих учебных требований, способен соотнести поставленные перед ним учебные задачи с будущей профессиональной деятельностью, когда у него формируется собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществления [9].

Поэтому ответ на вопрос о вкладе каждой дисциплины в развитие личности студента заключается в том, насколько студент в рамках данной конкретной учебной деятельности готов взять на себя ответственность за результаты деятельности, стремится развить и внести свой вклад в то или иное учебное задание. Только личностное включение в выполнение деятельности позволяет заключить, что студент становится субъектом деятельности.

Ценность деятельности для личности тесно связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, творчества. В связи с этим именно творческая сторона деятельности должна стать основой инновационного образования.

Чрезвычайно актуальным для современного образования остается еще одно положение субъектно-деятельностного подхода, которое касается вопроса личностно-значимой деятельности. Это связано с тем, что если учебная деятельность в силу определенных причин не становится значимой для студентов, она перестает выступать в качестве их личностного развития и саморазвития.

При этом мы полностью разделяем позицию классиков субъектно-деятельностного подхода, которые обращали внимание на то, что если деятельность воспринимается как навязанная извне, далекая от стремлений, целей, интересов студентов, то она теряет свою развивающую функцию.

Следует только уточнить, почему это происходит?

Ответ на этот вопрос есть в работах С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Г. Ананьева и других авторов.

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность как целое можно рассматривать в единстве того, что хочет человек, что для него является ценным, что он может. При этом целостность личности и определяется, и скрепляется деятельностью [6,7]. Но следует заметить, что такое единство происходит только в личностно-значимой деятельности, если деятельность теряет значимость для человека, происходит не соединение всех личностных составляющих, а, наоборот, их рассогласование.

Стремление «испытать и выявить свои силы и способности» говорит о личностном основании потребности в деятельности (С.Л. Рубинштейн), которое, в свою очередь, может возникнуть только в значимой для человека деятельности.

А так как сам человек определяет значимость той или иной деятельности, то можно говорить, что студенты дифференцированно относятся к разным видам учебной деятельности.

Проведенный анализ раскрывает важность методологических позиций субъектно-деятельностного подхода для инновационного образования.

В то же время для более глубокого понимания специфики становления студентов субъектами деятельности и саморазвития следует обратиться к работам Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича и др., в которых делается акцент именно на психолого-акмеологических аспектах развития и саморазвития личности, а также становления его профессионализма творчества.

Б.Г. Ананьев и его последователи отмечали, что не только от развития тех или иных личностных качеств и способностей человека зависит достижение им поставленных целей, но это также зависит от того, насколько те или иные качества могут способствовать проявлению творческой активности личности [1, 2, 5].

Читать статью  Как создавалась психология? Можно ли оправдать эксперименты на детях...

Именно от уровня творчества зависит результативность деятельности, и это в определенной степени определяется тем, какой силы энергетический потенциал несет в себе организм человека. При этом он указывал, что для одних людей характерен высокий и постоянный уровень энергии, для других – слабый или редко проявляющийся на высоком уровне.

Характеристики человека как индивида, личности, субъекта Б.Г. Ананьев соотносил с требованиями конкретной деятельности человека, а также с теми взаимоотношениями, которые складываются у человека в процессе данной деятельности [1].

При этом вектор развития и саморазвития личности неразрывно связан с овладением деятельностью, поэтому в раках конкретной деятельности быстрее будут развиваться те качества, которые необходимы для успешного осуществления деятельности.

Данное положение, на наш взгляд, может служить объяснением и уточнением положения А.К. Абульхановой о том, почему разные люди в разной степени реализуют себя как субъекты жизни, и почему характеристики субъекта деятельности имеют не нормативный, а относительный уровень для каждого человека.

Еще один вопрос, который имеет высокую значимость для современного образования, заключается в определении объективных и субъективных условий, которые обеспечивают равные условия для того, чтобы каждый студент смог реализовать свой потенциал на самом высоком уровне.

Ответ на данный вопрос можно также найти в работах классиков психолого-акмеологического подхода.

Обобщив результаты отечественных и зарубежных авторов, Б.Г. Ананьев доказал, что достижения человека и его развитие тем выше, чем выше его развитие на предыдущих возрастных этапах. При этом, чем раньше у человека были сформированы такие качества, как уверенность в себе, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей, способности сохранять присутствие духа при неудачах и не обольщаться достигнутыми успехами, отсутствовал страх идти своим путем, существовала потребность создавать новое, а также была потребность в деятельности, которая воспринималась как главная жизненная доминанта, тем выше его достижения.

Развитие и саморазвитие человека идет неравномерно, а значит, нельзя по отношению к студентам применять только нормативные требования, так как у каждого свой темп развития и свои фазы подъема и спада. При этом можно говорить, что становление субъектом деятельности имеет сложный и противоречивый путь, но при этом каждый способен выйти на высший уровень своего развития и достижения вершины профессионального мастерства, или акме.

При этом А.А. Бодалев обращал внимание на то, что если в силу обстоятельств оказались активно не задействованными сенситивные периоды развития человека, во время которых наиболее интенсивно развиваются те или иный физические, психологические или личностные характеристики, то с наступлением зрелости вершина его достижений будет ниже, чем могла бы быть.

Именно в период юности необходима степень соответствия личностных характеристик молодых людей, с одной стороны, и субъектно-деятельностных, с другой. Но для того чтобы подняться до вершин профессионализма и достичь подлинного акме в определенной области труда, молодой человек не должен изменять своему призванию и позволять себе идти на поводу у социальной конъюнктуры [2].

Принимая во внимание тот факт, что существует достаточно много как объективных, так и субъективных факторов, связанных с выходом на уровень акме, авторы подчеркивают, что именно фактор саморазвития оказывается в этом процессе решающим.

Прежде всего, собственная работа человека над собой, выступающая как развитие им самого себя как индивида, личности, субъекта деятельности является важнейшим условием достижения человеком его акме.

Отсюда правомерно заключение о том, что воспитание оказывается по-настоящему продуктивным лишь тогда, когда побуждает человека, на которого оно направлено, к постоянному саморазвитию.

Говоря о саморазвитии человека, авторы указывают, что оно всегда имеет два взаимосвязанных аспекта: обращенный вовне и обращенный вовнутрь.

Первый аспект связан с деятельностью и стремлением к ее улучшению. Ясное представление целей и путей их достижения, внутренняя мотивация и осознание того, что происходит вокруг, наличие воли, адекватная самооценка и способность к мобилизации и самоконтролю.

Второй аспект означает непрерывную активизацию работы внутреннего мира человека. А это значит, что у студентов должна быть сформирована потребность и способность к рефлексии, анализу и самоанализу происходящего через систему критериев общественной и личной значимости.

А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич отмечают, что «прогресс развития» связан со следующими психологическими изменениями:

1) в мотивационной сфере, именно доминанта на общечеловеческие, а не на лично-престижные ценности;

2) в ценностно-смысловой сфере, умение на уровне интеллекта планировать и затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют высшим ценностям;

3) в эмоционально-волевой сфере, т.е. появление способности мобилизовать себя на преодоление объективных трудностей, мешающих проявлять самостоятельность и совершенствоваться с учетом значимых высших ценностей;

4) в самосознании, способность к более объективной оценке своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новой деятельности [2].

Анализ работ А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича, развивающих взгляды Б.Г. Ананьева, позволяет сделать важное заключение о роли саморазвития в процессе становления личности субъектом деятельности, а также о двух аспектах саморазвития.

При этом очень важным в контексте задач современного образования является то, что результатом саморазвития личности является успешное решение все более сложных жизненных задач, причем решение данных задач тесно взаимосвязано с творческим аспектом их решения.

Таким образом, можно заключить, что процесс саморазвития в контексте классиков субъектно-деятельностного и психолого-акмеологического подходов имеет два аспекта рассмотрения. С одной стороны, развитие и саморазвитие личности происходит в процессе осуществления деятельности и связаны со стремлением к ее совершенствованию, т.е. саморазвитие происходит в процессе становления личности субъектом деятельности, прежде всего творческой деятельности, а с другой, саморазвитие – это непрерывный процесс самопознания личности, развития ее рефлексии.

Подходы, сформулированные классиками отечественной психологии Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном, к процессу становления личности субъектом деятельности и саморазвития имеют чрезвычайно высокую актуальность для организации образовательного процесса в рамках инновационного образования.

Особенно это касается реализации международных магистерских программ двух дипломов.

В Казахском национальном университете им. аль-Фараби и Уральском федеральном университете в течение двух лет реализуется магистерская образовательная программа двух дипломов по направлению «Спорт» (УрФУ) и по направлению «Психология» (КазНУ).

В течение первого года студенты обучаются в вузе партнере, что является сильным стимулом для саморазвития, поскольку им приходится знакомиться с новой культурой, интегрироваться в новую социальную и образовательную среду, решать нестандартные задачи, связанные с проведением кросс-культурных исследований.

Ключевым итогом двухдипломного образования является формирование нового поколения студентов, готовых к «вызовам времени», ориентированных на принятие новых требований и стремящихся расширить свое мировоззрение и образование в процессе академического обмена.

Успешность реализации программы тесно связана с разработкой новых форм и образовательных технологий, направленных на развитие у студентов способности к самостоятельному научному поиску и приобретению новых знаний.

К числу таких технологий можно отнести он-лайн курсы, которые ориентированы на то, чтобы студенты могли выбрать индивидуальную траекторию, быстрее адаптироваться к требованиям вуза-партнера.

Как показывает практика, именно сочетание очной и дистанционной формы обучения требует от студентов проявления таких качеств, как самоорганизация, самоконтроль, самоуправление.

Еще одной перспективной формой работы является активное включение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателей двух разных вузов. Именно в этом случае студенты сталкиваются с необходимостью интегрировать идеи разных научных школ, выходить за рамки личного опыта, критически подходить к результатам своей работы в условиях практической деятельности.

Высокие академические и научные достижения студентов, обучающихся на магистерской программе двух дипломов, доказывают, что главным вектором современного образования является теория саморазвития.

Способность личности к саморазвитию как цель образования
статья на тему

В статье рассматриваются основные философско-педагогические пути организации самообразовательной деятельности, описывается проблема самообразования в контектсе педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
sposobnost_lichnosti_k_samorazvitiyu_kak_tsel_obrazovaniya_shuvalova_yu.i.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.И. Шувалова, магистр педагогики по направлению «Педагогика», педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга

Способность личности к саморазвитию как цель образования

В педагогической науке серьезное внимание уделяется проблемам факторов, определяющих осуществление саморазвития, взаимодействия условий среды и личностных предпосылок в ходе становления саморазвития, возможностям организации поддерживающей среды, «работающей» на саморазвивающуюся личность. Предметом интереса педагогов-исследователей является саморазвитие в образовательном пространстве. Ими поднимаются вопросы роли саморазвития в обучении и воспитании, соотношения саморазвития с самообразованием, самовоспитанием учащихся.

В настоящее время выпускник любого образовательного учреждения мыслится не как законченный «продукт» системы, а как личность, продолжающая свое становление и способная самостоятельно управлять этим становлением, т.е. осуществлять саморазвитие. Таким образом, в число целей образования включается вспоможение становлению личности как субъекта собственного развития.

М.А. Щукина пишет: «Важно готовить не нужных на данный момент специалистов, а профессионалов, обладающих базовой подготовкой плюс навыками самообразования и саморазвития, которые позволят адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни» [4, c. 42].

Развитие системы непрерывного образования направлено на построение модели как совокупностей основ теоретической и практической подготовки будущих специалистов и самообразования, связанных между собой, обеспечивающих преемственность и активизирующих развитие творческого потенциала.

Возрастание социальной роли образования ведет за собой повышение статуса самообразования. Чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе самообразования.

Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, которое выражается в способности обучаемого самому организовать и осуществлять самообразовательную деятельность для решения новой познавательной проблемы (И.Я. Лернер), а также как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, определять цели деятельности и корректировать их.

Рассматривая пути организации самообразовательной деятельности, ученые предлагают учитывать различные варианты:

1). Организацию самостоятельной работы (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин);

2). Формирование методов и приемов познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин);

3). Осуществление самоконтроля в учебной деятельности (Л.И. Рувинский).

По словам Л.М. Митиной одна из главных целей образования состоит в «развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обуславливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию» [2, c. 32].

Читать статью  Жизненное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов как средство подготовки к самостоятельной жизни

Проблема порождения и становления саморазвития – точка встречи исследовательских усилий психологии и педагогики, ведь такая индивидуализированная деятельность должна быть рассчитана на те потребности, которые предъявляет развивающееся общество и быть достаточно гибкой, отвечать на творческие запросы личности.

Е.А. Шуклина утверждает, что «самообразование – это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность» [3, c. 142].

Коджаспирова Г.М. пишет, что «… под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» [1].

Автор отмечает, что в самообразовании надо различать два понимания этого явления. С одной стороны, вся человеческая жизнь есть источник постоянного саморазвития и самообразования. В таком контексте эти понятия выступают как синонимы. Но, с другой стороны, по ее мнению, под самообразованием следует понимать «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей».

Выстраивая систему по саморазвитию личности педагога необходимо сделать акцент на саморазвитии, которое выражается в активности личности и ее направленности на совершенствование личных особенностей. Необходимо развивать рефлексию, навыки самодиагностики, саморегуляции, подкреплять самостоятельность в стратегических видах деятельности, включая целеполагание и планирование. Общая гуманистическая направленность педагогической мысли на создание поддерживающей ответственное саморазвитие среды, становится приоритетом развития современного образования.

Саморазвитие личности: сущность и пути реализации в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимойдля многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основапедагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследованиясаморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализациив образовательной практике.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

Сущность, содержание и основные компоненты феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности: сущность и пути реализации в современном образовательном процессе»

СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимой для многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основа педагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследования саморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализации в образовательной практике.

Долгое время процессы саморазвития, самосовершенствования, самопознания в становлении личности считались областью исследования философии и психологии. Так, родоначальник классической философии И. Кант утверждал, что человек может быть охарактеризован как субъект автономного поведения и самосовершенствования. В отечественной науке И. П. Павловым была сформулирована закономерность о человеке как саморегулирующейся системе. В современных научных изданиях представлено различное толкование понятия «саморазвитие»: спонтанный процесс самореализации индивида, социокультурный процесс сознательного самообразования личности, активность субъекта по изменению способностей, восхождение к индивидуальности, поиск своего места в обществе, развитие общечеловеческого в каждом, условие и результат самообразования, процесс приобщения к культуре, активной самореализации в творчестве. Варианты понимания сущности саморазвития личности можно условно объединить в группы, определяющиеся в зависимости от подхода к рассматриваемому понятию.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый подход отождествляет категорию «саморазвитие» с самодвижением и развитием. Выдающийся педагог второй половины XIX — начала XX в. П. Ф. Каптерев предвосхитил такое понимание сущности саморазвития. Он доказывал имманентность и универсальность идеи саморазвития в отношении природных и общественных явлений. В современных энциклопедиях самодвижение характеризуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция развития исходит из того, что поскольку источником развития являются внутренние противоречия, свойственные объектам с системным строением, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).

С этой точки зрения психологи в своей области исследования указывали на существование простейших психических явлений, регулирующих деятельность. В материалах круглого стола журнала «Вопросы психологии» (1993, № 5) А. В. Брушлинский говорил о формировании психики на основе саморазвития ребенка, взаимодействующего с окружающим миром. Учёный опирался на утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что психические процессы «превращаются в сознательно регулируемые действия или операции», которыми личность овладевает и направляет их на решение жизненных задач [1, 512]. То есть признание спонтанного (обусловленного внутренними причинами) характера развития ребенка не снимает задач педагогического руководства этим процессом.

На возможности педагогики в развитии личности при направлении его деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Он определял значение творческой самодеятельности в обнаружении, проявлении и созидании субъекта. Искусство руководства развитием личности, по мнению Г. С. Костюка, заключается в том, чтобы направлять «самодвижение» ребёнка, содействовать его творческой активности. А. Н. Леонтьев добавлял, что педагогически управлять мы можем только деятельностью ребенка при условии опоры на законы развития. В своих трудах психологи разрабатывали принцип детерминизма (внешние причины действуют на внутренние условия) и принцип деятельности (единства сознания и деятельности), что имело большое значение для исследования в педагогической науке влияния на саморазвитие личности внешних условий -среды и обучения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В педагогике второй половины ХХ в. отмечалось стремление опереться на активность как деятельностное состояние субъекта (Л. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина). А. И. Кочетов писал о том, что человеку изначально присуща система активности отражения явлений, что делает его совершенной самообучающейся системой. И сегодня при характеристике новой парадигмы образования В. С. Кукушин определяет развитие как переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач, а саморазвитие называет высшим уровнем развития. Н. В. Бордовская считает саморазвитие показателем личностной зрелости и одновременно источником активного физического и социального долголетия человека.

Представление саморазвития в форме самодвижения определяет его позицию как внутреннего фактора развития личности. Так, один из ведущих педагогов Беларуси Н. К. Степаненков считает, что «развитие, наряду с целенаправленным процессом формирования личности, включает саморазвитие» [2, 59]. Т. А. Стефановская делает акцент на саморазвитии личности, а наследственность, среду, воспитание считает внешними факторами в отношении к личности. Социальная педагогика характеризует факторы, влияющие на личность, подчёркивая зависимость успеха обучения и воспитания от умения педагога пользоваться всеми окружающими ребёнка условиями.

Рассматривая воспитание как определяющий фактор становления личности, И. Ф. Харламов все же подчеркивал, что именно в саморазвитии оно получает «подлинную реализацию и эффективность» [3, 29]. Сущность «спонтанейности», «самодвижения» заключается в том, что внешние педагогические воздействия, преломляясь через внутреннее восприятие развивающейся личности, возбуждают у последней осознание и переживание разрыва между достигнутым и необходимым уровнем в работе над собой. В настоящее время общепринята педагогическая позиция, призывающая опираться в обучении и воспитании именно на внутренние факторы, побуждающие учащихся к саморазвитию: познавательные интересы, индивидуальные мотивы, разнообразные чувства, потребности в профессиональном и личностном самоопределении [4, 86-87]. Белорусские учёные А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская, Е. А. Коновальчик подчёркивают, что «именно активность и собственное стремление к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет развитие» [5, 124]. Б. Т. Лихачёв рассматривает саморазвитие как объективную «волю к жизни», предопределённую «инстинктами самосохранения и продолжения рода, собственности, свободы, власти, славы, импульсами нервной, мышечной, сексуальной, творческой потенции» [6, 44]. Для укрепления воли к жизни значимо взаимодействие с высоконравственными явлениями культуры, целеустремлённо организуемое в образовательном процессе.

Как видим, с точки зрения самодвижения и развития, саморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием. Данный подход формирует взгляд на ребёнка как на социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать. Задачей образования объявляется обеспечение условий, оптимальных для саморазвития личности. Среди таких условий саморазвития можно выделить следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объёма, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.

Значимым в педагогике является подход к саморазвитию личности как к «самообразованию», когда подчёркивается, что человек образует себя сам. Создание своего «я», личности переносится на почву сознательной самодеятельности. При этом в понятие «самообразование» вкладывается широкий смысл: самостроительство, самосозидание и самообучение, самовоспитание. В первом случае внимание заостряется на индивидуальном, «самости». Так, В. И. Слободчиков пишет о «самодостраивании» человека и роли в этом процессе саморазвития, «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни» [7, 147].

Во втором случае акцент ставится на социально-гуманитарном саморазвитии. Согласно мнению К. А. Абульхановой-Славской, саморазвитие включает в себя «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве) [8, 261-262].

Личность путем сознательной деятельности стремится достроить себя до общего, осуществляет самостоятельное познание, повышение своего образования и личное совершенствование.

В связи с названными примерами понимания рассматриваемого феномена обобщающим является приведённое в «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь» (1999) определение саморазвития личности как слияния и сопряжения личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Здесь подчеркивается роль самодеятельности индивида, ориентир на культуру человечества при обогащении способностей, реализации потребностей, выработке личностных качеств.

Читать статью  Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя

Как видим, применительно к самообразованию, саморазвитие личности выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и в то же время как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности. Чтобы нивелировать причины отстранения «самодеятельного организма» от образования, ещё столетие назад П. Ф. Каптерев призывал перестать искать его основы вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания. Педагог выстраивал следующее соотношение между образованием и самообразованием: «главенствующим и господствующим явлением должно быть самообразование, а вспомогательным — образование» [9, 76]. И в современных условиях при постановке в один ряд саморазвития, самообразования и самовоспитания важно взять их за основу при организации учебно-воспитательных заведений.

В настоящее время идея саморазвития личности получает оригинальное воплощение с точки зрения дискретного подхода, который использует отдельные «само-»умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. В психолого-педагогической литературе появилось немало терминов (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и др.), отражающих отдельные аспекты личностного потенциала, реализуемого в деятельности.

Педагогические и психологические концепции акцентируют внимание на различных движущих силах саморазвития личности. Так, посредством самоосознания, по мнению представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), самость изменяется и обеспечивает бесконечное саморазвитие личности. А. Маслоу выделял потребность в самосовершенствовании, самоактуализацию, когда «Я» «прислушивается к голосу импульса», осуществляет выбор (продвижение или отступление) из имеющихся возможностей и реализует потенции внутреннего роста. На потребность личности в самосовершенствовании опирается В. А. Ситаров при понимании саморазвития как «прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности» [10, 8]. Система саморазвивающего обучения, разработанная руководителем «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г. К. Селевко, ориентируется на удовлетворение не только познавательной потребности, востребованной в технологиях развивающего обучения, но и ряда других потребностей в «самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации» [11, 212]. Современный ученый утверждает, что на внутренние механизмы саморазвития можно влиять путем организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы, средства.

На самотворчестве личности делали акцент экзистенциалисты (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. Франкл и др.). Австрийский психолог В. Франкл движущей силой жизни человека считал борьбу за её смысл посредством страдания, переживания ценности и совершения дела. Рассуждения В. Франкла о страдании как средстве нравственного совершенствования, о борьбе за достойную человека цель, о любви как способе понять суть и увидеть потенциальное в личности приводили к выводу — человек самодетерминирован. Педагогика экзистенциализма ставит цель — научить человека творить себя как личность, вооружив опытом существования.

Саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» рассматривают Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров [12, 62]. Современные исследователи сделали вывод, что истинным субъектом саморазвития ребёнок становится в начале подросткового возраста. В задачи педагогики саморазвития, по их мнению, должна быть включена фасилитация процессов постановки целей самоизменения, т. е. помощь подростку в их постановке, поиске информации, новых средств для её решения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Один из авторов образовательной системы «Школа 2100» А. А. Леонтьев отмечает необходимость понимания воспитания как выращивания у учащегося способности и потребности к творчеству, в первую очередь, к социальному и личностному творчеству — творчеству самого себя. Исследователь отмечает необходимость осознания ребёнком себя как преобразующего предметную и социальную действительность, ответственного начала, формирования смысловой установки на творчество и одновременно выращивания потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, способности занять собственную позицию и принять решение.

Исследования надситуативной активности человека, «самодетерминации его бытия в мире» обосновывали позицию учащегося как субъекта педагогического процесса, в котором саморазвитие личности обеспечивается предоставлением возможностей для самореализации на основе выявления индивидуальности. И. С. Якиманская доказывает, что активность тогда является источником развития, когда становится самоактивностью и выступает «в виде самоконтроля, самооценки, саморегуляции». Переход к самоактивности учащихся обеспечивается овладением рациональными приёмами учебной работы, созданием опять же оптимальных условий для саморазвития личности. Запускающим механизм саморазвития фактором Н. Н. Поддьяков считает «цикличную самостимуляцию», когда «потребность в самообновлении ведёт к усилению поисковой активности, разрушению прежних представлений, к возрастанию упорядоченности и устойчивости психических образований на новом уровне» [13, 13]. Анализ, синтез, дифференциацию, интеграцию автор называет фундаментальными единицами, аккумулирующими потенциал развития.

Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, например, самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация. Достижению высот творческого саморазвития, по мнению белорусского исследователя А. С. Зубра, способствует самосовершенствование личности, «творение себя» [14, 24]. В этот процесс автор включает такие структурные элементы, как самопознание, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, самообладание, самообновление. По его мнению, необходимо привести личность к самосовершенствованию, чтобы жизнь ее стала процессом саморождения.

С точки зрения дискретного подхода, процесс саморазвития личности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых пребывает личность. При этом овладение отдельными «само-»умениями может выступать движущей силой личностного саморазвития.

В идее саморазвития актуализируются многие из имеющихся на данный момент педагогических альтернатив (рисунок 1).

С точки зрения диалектики

Широкая категория, включающая любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием

С точки зрения самообразования

Самостоятельная сознательная деятельность по встраиванию в социокультурный процесс и (или) развитию творческой индивидуальности

С точки зрения дискретного подхода

Совокупность способностей или отдельные «само-»умения личности как структурные элементы или движущие силы саморазвития

самоопределение самоорганизация самопознание саморегуляция и др.

Первый подход — отождествление саморазвития личности с самодвижением и развитием. При опоре на диалектику, на разработки в психологической науке психических процессов и сознательно регулируемых операций, на явления детерминизма, принцип деятельности педагогические исследования включают в саморазвитие личности любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.

При подходе к саморазвитию личности как самообразованию оно интерпретируется и как самостроительство, самосозидание, и как самообучение, самовоспитание. При этом внимание заостряется на индивидуальном и делается акцент на социально-гуманитарном изменении. Постановка саморазвития и самообразования в один ряд объединяет социокультурный процесс рационального самообразования и природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида. Здесь саморазвитие выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения дискретного подхода, используются отдельные умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. Опираясь на психологические концепции, педагогические исследования саморазвития ориентируются на потребности личности в позитивном самовосприятии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации, самообновлении, на предоставление возможностей самореализации, на обучение целеполаганию, поиску смысла и способов деятельности, на формирование способности к творчеству, на структурирование процесса саморазвития. На механизмы саморазвития можно влиять путем организации педагогического процесса, а также повышения роли «само-» процессов в становлении личности.

Осуществлённая классификация научных позиций способствует разрешению противоречия между акцентированием задачи саморазвития личности в современном образовании и теоретическим разнообразием в понимании сущности саморазвития, определяет механизмы его осуществления в практике обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи.

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 720 с.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — 496 с.

3. Харламов, И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. -1990. — № 12. — С. 28-35, 134.

4. Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников : пособие для педагогов / Ф. В. Кадол. — Минск : Універсітэцкае, 1998. — 208 с.

5. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. — Минск : Аверсэв, 2003. — 349 с.

6. Лихачев, Б. Т. Воля к жизни в становлении личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. — 1996. — № 4. — С. 44-49.

7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; под общ. ред. В. Г. Щур. — М. : Школьная пресса, 2000. — 416 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

9. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 73-84.

10. Ситаров, В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : изд. центр «Академия», 2002. — 368 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

12. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. — М. : Интерпракс, 1995. — 288 с.

13. Поддьяков, Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков // Педагогика. — 2000. — № 1. — С. 12-20.

14. Зубра, А. С. Формирование культуры личности : пособие / А. С. Зубра. — Минск : Выш. шк., 2004. — 206 с.

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

Источник https://science-education.ru/ru/article/view?id=26412

Источник https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2016/10/31/sposobnost-lichnosti-k-samorazvitiyu-kak

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-lichnosti-suschnost-i-puti-realizatsii-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Что такое исполнительная схема на наружный водопровод
Next post Фитнес в тренажерном зале: с каких упражнений начать?