Тема 9. Творческий потенциал и саморазвитие личности.

 

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).

В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.

Итак, творчество – это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.

Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).

К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.

А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».

По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).

Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).

Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

  • доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
  • субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
  • легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Читать статью  Постоянное саморазвитие — в чем его суть?

Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).

Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).

В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:

  • новизна продукта (субъективная);
  • оригинальность;
  • вариативность решений;
  • повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
  • интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).

Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:

  • нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
  • индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
  • самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
  • использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
  • способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).

Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.

Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» — любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.

Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.

В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.

Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.

Тема 9. Творческий потенциал и саморазвитие личности.

Роль творчества в реализации потенциала личности. Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. Именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.

Читать статью  Статья на тему Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности. статья

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует реализации творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Понятие творческих способностей, их компоненты. Под творческими способностями понимается интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты, которые обеспечивают предрасположенность и готовность к деятельности по созиданию оригинального продукта и содействующие самореализации личности. формирования творческих способностей.

Мотивационный компонент определяет отношение к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов личности, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это, по сути, творческая направленность личности учащихся.

Деятельностный компонент фиксирует включенность личности в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.

Творческий компонент обеспечивает творческое отношение и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого воображения.

Формирование творческих способностей личности рассматривается:

— как неотъемлемая часть общего процесса образования;

— закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры творческих способностей и внешних форм их проявления, в результате чего возникают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного;

— саморегулирующий процесс, т. е. внутренне необходимое движение, самодвижение учащихся от наличного уровня творческих способностей до более высокого в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого.

Приемы, методы, средства развития творческих способностей личности. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы: Методы — практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Творческая самореализация личности

Творческая самореализация является одним из наиболее значимых видов самореализации, особенно для людей с творческими способностями. Для тех, кто уделяет данной сфере жизни большую часть своего времени, самоактуализация может совпадать с профессиональной самореализацией. Но может быть и наоборот, карьера и семья отнимают все ресурсы, и для реализации творческого потенциала совершенно нет времени. Так чем же важно самовыражение в творчестве личности, и можно ли без него обойтись?

Читать статью  Как вести дневник успеха: подробная инструкция

введение

Творческая самореализация человека это

Творческая самореализация это самовыражение личности в творчестве, реализация своего потенциала. Потребность в самореализации своих талантов ведет к новым открытиям, способствует развитию самой личности и обществу в целом.

Отличительной особенностью данного вида самореализации от остальных является получение удовольствия в процессе деятельности. Независимо от того продиктована ли самореализация потребностями общества или желанием личности самоутвердиться, она не возможна без вдохновения, духовного богатства личности. У кого-то это хобби, а у кого- то основной источник заработка.

Мотивы самоактуализации

Творческая самореализация личности в первую очередь способствует самосовершенствованию личности, развитию ума. Но тем не менее, потребность в творчестве чаще всего относится к неосознанному явлению, в основе которого лежит желание человека обосновать свою личность, реализовать уникальные возможности и добиться определенных результатов. Именно полученный результат позволяет личности выделиться из общей толпы, обособить себя и свое пространство, быть не таким как все.

Таким образом мотивы творческой самореализации обусловлены желанием индивидуального развития и обособления в социуме. Можно сказать, что потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке природой.

Проблема творческой самореализации личности

Творческая самореализация человека это стремление самоутвердиться, раскрыть свой потенциал. Но невсегда желание совпадает с возможностями и способностями, в этом и кроется главная проблема самоактуализации личности. Кому-то мешает ограниченность во времени, кому-то недостаток материального благосостояния (если речь не идет о видах самореализации, которые не требуют дополнительных финансовых затрат), кому-то отсутствие вдохновения или даже выгорание. Да утонченные натуры не лишены опасности наступления выгорания и опустошенности.

Кроме этого трудности на пути к самоактуализации могут возникнуть из-за собственной лени, иллюзии невозможности добиться желаемого результата и отсутствия плана как прийти к поставленной цели.

О тех людях, которые сумели реализовать свои внутренние ресурсы, говорят, что они состоялись в своей деятельности. Но это возможно благодаря постоянному саморазвитию, соответствию потенциала личности конечному результату деятельности. В противном случае возникает чувство неудовлетворенности собственной жизнью.

Креативный компонент творческой самореализации

В современной психологии понятие креативность, рассматривается неоднозначно разными школами, с точки зрения природы данного явления, структуры и содержания данного понятия. Основополагающем мнением является то, что креативность рассматривается как универсальная творческая способность. В соответствии с этим подходом, креативность присуща всем личностям, но в разной мере.

В этом случае, феномен выступает важным фактором саморазвития личности и определяет желание отказываться от принятых норм и меняться. Воображение приносит пользу и позволяет решать обыденные задачи нестандартными способами. В поисках ответов на один вопрос можно прийти к нескольким вариантам именно благодаря креативному компоненту самоактуализации.

Таким образом, под креативностью можно понимать многокомпонентное психологическое образование, которое определяет творческие способности человека, позволяющие реализовать его потенциал.

Развитие творческой самореализации

Развитие творческой самореализации начинается с приобретения знаний об объекте вдохновения. Далее в процессе трудовой деятельности личности происходит создание или изобретение чего-то нового, с привнесением собственных новшеств. Таким образом, творчество – это трудовая деятельность, направленная на изменение окружения человека, на преобразование материальных и духовных ценностей.

Процесс развития самоактуализации обусловлен наличием у человека социальных, материальных и духовных ценностей. Поэтому можно сказать, что для успешного совершенствования результата творчества, необходимо развивать свой духовный потенциал, расширять материальные, социальные и культурные возможности.

Есть ли придел развития творческой самореализации? Творчество – неисчерпаемо, поэтому процесс не остановится только на одном результате, например в написании стихотворения. Каждая последующая работа влияет на развитие личности и ее необычных умений, навыков.

В процессе самоактуализации человек преследует собственные цели, в первую очередь стараясь выделиться в обществе, и подчеркнуть свою индивидуальность. Счастливчик тот, у кого творческая и профессиональная самореализация совпадают.

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/12/04/tvorchestvo-kak-universalnyy-sposob-samopoznaniya-i-samorazvitiya

Источник https://studfile.net/preview/2040156/page:13/

Источник https://goldtransformation.ru/tvorcheskaya-samorealizacziya-lichnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Чем опасно ГБО: когда газовый баллон в машине может взорваться?
Next post Ипотека в банках Омска