Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)

 

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарии к ст. 3 СК РФ

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, — все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было. Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. ст. 168 — 170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи», разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и разд. VIII «Заключительные положения».

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование — нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 «О патронатном воспитании» (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК «О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц» (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью .

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 3269; 2004. N 8. Ст. 663; 2008. N 29. Ст. 3515; N 34. Ст. 3922.

СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

В целях реализации положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием .

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Читать статью  Как наладить отношения с мужем после родов

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к ст. 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

Однако следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой ФС РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него неоднократно вносились дополнения и изменения.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относятся Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют прежде всего семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне.

Это значит, что и Российская Федерация, и входящие в нее республики, края, области, автономные округа, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут принимать законы, регулирующие как те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Семейным кодексом РФ не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

Отдельно следует выделить распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанная Концепция представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. N 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По мнению Л.М. Пчелинцевой, ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В противном случае они будут противоречить СК РФ. С таким мнением вполне можно согласиться.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые Пленумами судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013);

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права.

Как следует из ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, источниками семейного права. К ним относятся Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.) и др. При этом п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ предусматривают, что, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора. Это означает, что нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами РФ.

Читать статью  Семейно-бытовой стокгольмский синдром

Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений в области семейного права — с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и др. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Семейное право

Семейное право

Семейное право одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг вопросов. Большинство людей являются участниками семейных правоотношений, поэтому государство заботиться о том, чтобы все споры в этой сфере были четко и быстро разрешены.

Регулирование данного право определено 38 статьей Конституции РФ, где гарантированна защита семейного права через его основополагающие принципы, а именно: защиту матери и ребенка, детства, семьи.

Что такое семейное право

Семейное право — это отдельная ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

Семейный кодекс ФЗ №223 (СК РФ) во 2 главе указывает, что граждане самостоятельно распоряжаются своими правами вытекающими из семейных отношений, в том числе правом на защиту этих при семейных спорах.

При этом важно помнить, что отстаивание и использование своих прав не должны нарушать права и свободы других членов семьи, а так же иных граждан.

Предмет семейного права

  1. Заключение и прекращение брака.
  2. Личные отношения между мужем и женой.
  3. Личные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи.
  4. Опека, попечительство и усыновление.

Источники семейного права

Источники семейного права — это формы выражения норм семейного права: нормативные правовые акты РФ, законы субъектов РФ, а также акты международного права, закрепляющие нормы семейного права.

Источниками семейного права являются:

  • Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ (смотреть), действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
  • Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
  • Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.
  • Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
  • Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права, есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством. Эти положения называют:

Принципами семейного права

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Данное право регулируется следующими законами

В большинстве государств семейные отношения регулируются гражданским законодательством, а также специальными законами, зачастую разрозненными, по вопросам брака, правового положения женщин, детей и опеки. В России основные принципы закреплены статьей 38 Конституции о защите материнства, детства и семьи государством, а так же указанным кодексом, где в главе №3 «Условия и порядок заключения брака»определено начало возникновения права.

Особенностью Российского права является то, что в отличие от других отраслей права оно регулирует отношения в семье и ограничено ее рамками. В действующем семейном законодательстве четко сформулированы основные принципы и цели правового регулирования семейных правоотношений.

Юридические факты

Юридическими фактами в семейном праве являются реальные жизненные обстоятельства, которые в соответствии с семейным законодательством являются основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. Для юридических фактов в семейном праве специфическими признаками являются:

  1. то, что они предусмотрены нормами семейного законодательства;
  2. возникновение правовых последствий связано не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью – фактическим составом (например, родительские правоотношения возникают в связи с рождением ребенка и его регистрацией рождения);
  3. в качестве юридических фактов, как правило, вступают состояния (родство, брак и т. д.);
  4. эти юридические факты носят длящийся характер и могут неоднократно выступать как основания возникновения, изменения, прекращения семейных прав и обязанностей.

Юридические факты в семейном праве могут классифицироваться по: волевому признаку – на действия и события; срокам существования – на краткосрочные и длящиеся; правовым последствиям – на правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие, правовостанавливающие. Действия – реальные жизненные факты, которые являются результатом сознательной деятельности субъектов семейного права (например, признание отцовства). События – юридически значимые обстоятельства, происходящие помимо воли людей.

В семейном праве важное значение имеют длящиеся юридические факты (состояния). Семейно-правовые состояния во многих случаях тождественны семейным правоотношениям. Другие состояния существуют независимо от семейных правоотношений, но при определенных обстоятельствах могут выступать в роли семейно-правовых юридических фактов.

Среди юридических фактов – состояний в семейном праве наиболее распространенными являются состояния родства и супружества. Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. Прямая линия родства означает происхождение одного лица от другого и может быть: нисходящей (родители, дети, внуки) и восходящей. При боковой линии – родство основано на происхождении разных лиц от общего предка. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными, если общим является только один из родителей – неполнородными. При происхождении детей от общего отца и разных матерей они называются единокровными, от общей матери и разных отцов – единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеет одинаковое значение. Для семейного и гражданского права имеет правовое значение степень родства. Степень родства – это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства. В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство (1-й и 2-й степени), установленное в предусмотренном законом порядке.

Читать статью  Особенности психологии мужчины в отношениях: к чему надо быть готовой

Методы семейного права

Суверенность семейного права определяется также наличием у отрасли своего метода регулирования семейных отношений. Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по норме предписаний – императивным (обязательным) и в сочетании этих двух начал является дозволительно-императивным. Императивность метода выражается в том, что государство, предоставляя субъектам семейных отношений право выбора модели поведения, определяет в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Дозволительность – преобладание управомочивающих норм, наделяющих участников семейных отношений определенными правами, которые определяются императивно. Например, никто не может принудить вступить в брак, но при этом порядок вступления в брак определяется законом.

Наряду с управомочивающими нормами семейное право содержит обязывающие и запрещающие нормы, т. е. нормы императивного характера, составляющие большую часть норм семейного законодательства. Императивность семейно-правового регулирования служит средством наиболее полного и надежного обеспечения и защиты интересов участников семейных отношений.

Семейное право не допускает установления прав и обязанностей соглашением сторон, поскольку они предусмотрены законом (условия и порядок вступления в брак, основания признания брака недействительным, права и обязанности родителей и др.). Но порядок осуществления прав и обязанностей стороны вправе определить своим соглашением. Конкретизирующее регулирование в семейном праве может достигаться с помощью «ситуационных норм». В современном семейном праве наблюдаются увеличение числа диспозитивных норм, что свидетельствует о расширении применения дозволительного метода.

Для правового метода регулирования семейных отношений характерно то, что нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловливаемость прав и обязанностей специфических участников (субъектов) этих отношений – членов семьи, которые, осуществляя эти права и обязанности, должны руководствоваться интересами семьи, соблюдать интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. К особенностям метода регулирования семейных отношений относят строго личный характер и неотчуждаемость прав, принадлежащих их субъектам, возможность изменения объема прав и обязанностей путем соглашения сторон в определенных законом пределах и в строго ограниченных случаях.

Таким образом, существующие способы правового регулирования семейных отношений отличаются значительным разнообразием и дают возможность их упорядочить, исключить произвольное вмешательство кого-либо, в том числе государства, в дела семьи, а также обеспечить защиту прав и интересов всех членов семьи.

Правоспособнось и дееспособность в семейном праве

Семейная правоспособность – это способность гражданина иметь личные и имущественные права и нести обязанности. Семейная правоспособность возникает с момента рождения, а с достижением определенного возраста ее объем расширяется. Так, ребенок с рождения получает право на содержание, с достижением 10-летнего возраста – право выражать свое мнение, с 14 лет – право обращаться в суд за защитой своих прав при нарушении их родителями, с 18 лет – вступать в брак, быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.

Семейной правоспособностью наделен каждый из субъектов семейных отношений и ей присуще чувство абстрактности. Это означает, что она устанавливается законом и не зависит от воли и действий участников семейных правоотношений. Перечень прав и обязанностей, входящих в содержание семейной правоспособности, можно определить на основе анализа действующих семейно-правовых норм.

Семейная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Для возникновения и осуществления значительной части семейных прав и обязанностей участники семейных отношений должны обладать дееспособностью. Полная дееспособность в семейном праве возникает с 18 лет. В случаях, предусмотренных законом, возникает неполная (частичная) семейная дееспособность, которой обладают несовершеннолетние лица до достижения 18 лет. В зависимости от возраста объем неполной дееспособности увеличивается. Дети в возрасте до 10 лет вправе: выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим их интересы (ст. 57 СК); защищать свои права путем обращения в органы опеки и попечительства; получать содержание от своих родителей; знать своих родителей; жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками. Дети в возрасте от 10 до 14 лет, кроме вышеуказанного, вправе выражать свое согласие на: изменение своей фамилии, восстановление родителей в родительских правах, передачу в приемную семью или на усыновление и др. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд при нарушении его прав родителями; при наличии особых обстоятельств заключать брак; по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права.

СК РФ содержит отдельные нормы, ограничивающие семейную правоспособность или дееспособность. Семейное законодательство содержит норму о запрете ограничения правоспособности и дееспособности субъектов семейного права другими субъектами.

Семейное право обладает институтом семейной правосубъектности, отличной от правосубъектности в гражданском праве. Семейная дееспособность в области совершения семейно-правовых актов возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует, как правило, в единстве с ней.

Расширенные принципы семейного права

Руководящие начала, на которых основано построение и регулирование семейных отношений, называются принципами семейного права. Перечислим главные из них:

  1. приоритет государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации;
  2. построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками;
  3. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  4. обеспечение беспрепятственного осуществления своих прав членами семьи;
  5. признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС);
  6. добровольность брачного союза мужчины и женщины;
  7. равноправие супругов в семье;
  8. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
  9. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;
  10. возможность судебной защиты прав членов семьи с приоритетом интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан;
  11. запрет на любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак по признакам социальной, расовой, религиозной, национальной или языковой принадлежности.

Существует большое количество вариаций перечня принципов регулирования семейных правоотношений, описанных юридической наукой. Поэтому выше перечислены лишь основные начала семейного законодательства.

Установлены следующие основные цели права

В соответствии со 1 статьей СК РФ, основными целями семейного права являются построение крепких семейных отношений на чувствах любви и взаимоуважения, установление в семье ответственности между ее членами, а так же создание условий для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей.

Законодательством по семейному праву определено беспрепятственное право на защиту семейных ценностей и прав всех членов семьи, а так запрет на недопущение произвольного вмешательства в дела семьи. Что гарантирует государственную защиту семьи, материнства и детства.

Базовыми принципами правового регулирования являются:

  1. Равноправие всех членов семьи, а так же равенство супругов.
  2. Заключение брака возможно только при добровольном согласии.
  3. Взаимное согласие основа разрешения внутрисемейных споров.
  4. Приоритет семейных ценностей в воспитании, развитии и заботы детей.
  5. Поддержка и защита несовершеннолетник и нетрудоспособных членов семьи.

Указанные нормы и правила основаны не только действующем Российском законодательстве и Конституции, но и нормах и принципах международного права, которые запрещают любые дискриминации семейных отношений.

Семейное законодательство

В современной России различные аспекты семейных отношений регулируют:

  1. международные правовые акты;
  2. Конституция РФ; ; ; ;
  3. Жилищный кодекс;
  4. Уголовный кодекс;
  5. федеральные законы;
  6. нормативные акты субъектов РФ.

Список источников и литературы

  1. Семейное право. О.А. Рузакова.
  2. Семейное право. П.В. Алексий, А.Н. Кузбагаров и О.Ю. Ильина.
  3. Семейное право. Р.А. Курбанов.
  4. Семейное право. П.В. Крашенинников.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Поделиться с друзьями

Поэтому, для вас работают эксперты Суворов Лигал!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить!
Задайте вопрос прямо сейчас!

Источник https://zknrf.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-I/Glava-1/Statya-3/

Источник https://www.zakonrf.info/sk/3/

Источник https://suvorov.legal/semejnoe-pravo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Как избежать гидроудара? Как вести себя если получил гидроудар? И ремонт двигателя после гидроудара.
Next post Правильная разводка труб канализации в частном доме