Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема

 

Содержание

Саморазвитие как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / САМОРАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ADULT CONTINUING EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / MUNICIPAL SYSTEM OF ADULT EDUCATION / POTENTIAL OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

В статье рассматривается процесс становления муниципальной системы непрерывного образования взрослых , в основе которого лежит потенциал саморазвития педагогов и инновационной образовательной организации

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

Научные основы проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра непрерывного образования педагогов

Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования

The article discusses the process of developing the municipal system of continuous education for adults, which is based on teachers´ and innovative educational organization self-development

Текст научной работы на тему «Саморазвитие как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых»

Л. В. Резинкина (г. Санкт-Петербург) САМОРАЗВИТИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

PERSONAL DEVELOPMENT AS A LEADING FACTOR OF SUPPORT FOR CONTINUING EDUCATION FOR ADULTS

В статье рассматривается процесс становления муниципальной системы непрерывного образования взрослых, в основе которого лежит потенциал саморазвития педагогов и инновационной образовательной организации

Ключевые слова: непрерывное образование взрослых, саморазвитие, муниципальная система образования взрослых, потенциал инновационной образовательной организации

The article discusses the process of developing the municipal system of continuous education for adults, which is based on teachers’ and innovative educational organization self-development Keywords: adult continuing education, self-development, municipal system of adult education, potential of innovative educational organization

Новое столетие характеризуется принципиальными изменениями в разных сферах нашего общества. В значительной мере эти изменения касаются всей системы образования, требуя трансформации её основных характеристик и внедрения новых механизмов самоорганизации и саморазвития.

Академик РАО Д. И. Фельдштейн, подчеркивая значение технологических, технических и культурных достижений, затронувших все области жизнедеятельности человеческого сообщества, отмечал, что важнейшим следствием этого является появление принципиально новых возможностей и способностей взрослой личности, оказавшейся в качественно новом мире. В таких новых условиях система образования не может работать как прежде. Объективно возникла необходимость построения качественно иной системы, приближенной к человеку, перед которым ставятся принципиально новые цели и задачи [15]. Их решение в современном образовании касается различных его сфер, уровней и организаций. В ближайшей перспективе динамика социальных и культурных преобразований в стране, технологический прогресс в значительной мере зависят от состояния образования взрослых, участия личности в активном поиске собственного пути становления профессионализма и саморазвития [3].

Особую специфику имеет организация образования взрослых на уровне территориальных сообществ и

муниципалитетов. Это связывается с тем, что доступность образования и его научно-методическая поддержка в этих условиях достаточно ограничены в силу отдаленности от научных и педагогических центров. В этих условиях возникает настоятельная необходимость находить «точки роста» инновационных преобразований,

способствующих поддержке сложных процессов непрерывного образования взрослых на уровне муниципальных территорий [10].

Это подтверждено концептуальными положениями, выдвинутыми Б. Г. Ананьевым, С. Г. Вершловским, Ю. Н. Кулюткиным и другими учеными, о высоком потенциале взрослой личности в собственном саморазвитии. В. В. Сериков особо подчеркивает готовность учителей к непрерывному профессиональному саморазвитию. Он пишет: «Главный продукт саморазвития педагога — это его авторская педагогическая система как высший уровень развития субъектности учителя. В этом плане авторская система выражает индивидуально-личностный потенциал учителя, не может быть заимствована извне и является следствием напряженной работы учителя над самим собой» [11].

Ведущей стратегической идеей реализации творческого потенциала педагога является активное включение его в систему внутрифирменного обучения на уровне создания модели школы как «обучающейся организации».

Когда в школе вырастает достаточное количество учителей-новаторов, школа становится способной отвечать на вызовы быстро меняющейся внешней среды, наступает мультипликационный эффект её развития. Саморазвитие педагогов такой инновационной школы и самой образовательной организации в этой связи рассматривается не только в парадигме непрерывного педагогического образования, но и в более расширенном контексте. Такая школа выходит на уровень обучающейся организации и движется в сторону саморазвивающейся [14].

Процесс внедрения педагогических новаций, использование потенциала саморазвития педагогов ведут к расширению функций инновационных образовательных организаций, усиливая их способность реагировать на запросы не только в повышении уровня профессиональной квалификации собственных педагогов, но и в развитии образования взрослых всей муниципальной территории, что выводит её на уровень «обучающей организации», а затем «обучающегося муниципалитета» [12].

В процессе саморазвития инновационная образовательная организация может выступать в качестве нового института непрерывного образования взрослых, в задачи которого входит удовлетворение потребностей взрослых муниципальной территории в получении качественного и доступного непрерывного образования. При этом инновационная образовательная организация начинает рефлексивно оценивать свою роль в преобразовании муниципальной образовательной системы, делая ее предметом проектирования и преобразующей деятельности, выполняя функции ресурсного центра для расширения инновационного движения в образовании. Стать системообразующим звеном в развивающейся территориальной сфере образования взрослых инновационная образовательная организации может только при условии соответствующего самоопределения и самоорганизации субъектов муниципальной системы [6].

Этому способствует её новая ценностно-целевая и структурно-функциональная ориентация, связанная с новыми акцентами в ан-драгогической деятельности. Саморазвивающаяся инновационная образовательная организация преобразуется, становясь центром качественно нового взаимодействия педагогической науки и практики, в структуре которого при определенных условиях и подходах к его проектированию возможно формирование необходимого ресурса становления саморазвивающейся системы непрерывного образования взрослых. Именно такая ориентация и связанные с ней трансформации инновационной образовательной организации рассматриваются как необходимое условие для саморазвития профессионализма и профессиональной компетентности взрослых [10, 14].

Однако саморазвитие взрослой личности представляет собой достаточно сложный процесс, который затрудняется рядом противоречий, присущих как практическим реалиям, так и теоретическим исследованиям по их разрешению. Одним из противоречий выступает тот факт, что инновационная образовательная организация, являясь институциональной формой общего образования, начинает выходить за рамки своих функций, определенных Законом «Об образовании в РФ», Положением об этой организации, и реализовать несвойственные ей функции формирования и комплексного обеспечения качества муниципальной образовательной политики. Данная миссия организации требует от неё самостоятельного проектирования и научного обоснования концептуальных основ функционирования организации при осуществлении инновационной деятельности, а также поиска новых механизмов реализации нормативно-правовых, организационных и финансово-хозяйственных проектов. Готовность к выполнению данной миссии включает сфор-мированность высокого уровня профессионально-педагогической, правовой, инновационной, организационной и информационной культур [10].

Ряд исследований по проблеме саморазвития инновационных школ вскрывает затруднения, обусловленные искусственной закрытостью образовательных организаций образования, а именно: недоступность содержания образовательных программ и самого

процесса обучения потребителю; направленность учителей на личностно ориентированное обучение при несформированности у них необходимой компетенции и др. [4].

Вместе с тем часто отсутствуют согласованные подходы к проектированию системы непрерывного образования взрослых на муниципальном уровне. В контексте данной проблемы особо важным представляется существование принципиальных различий в образовательных запросах различных групп взрослых конкретной территории, обусловленных тем, что инновации в жизни и практике часто опережают изменения и возможности существующих институтов образования в данном районе, что обусловлено отсутствием целостной системы непрерывного обучения взрослых.

Для преодоления данных противоречий проектируемая саморазвивающаяся муниципальная система непрерывного образования взрослых должна обладать качествами:

— полифункциональной ориентации, которая определяется особенностями кадрового потенциала муниципалитета, необходимостью выполнения маркетинговой, средово-территориальной, оперативной, методической, интегративной и различных образовательных функций. Полифункциональность системы расширяет возможности реализации дополнительных образовательных программ на основе индивидуальных образовательных маршрутов, что связывается с выращиванием новой формы образования взрослых, ориентированной на широкий спектр социально-профессиональных групп населения [10];

— практикоориентированности системы, которая обусловлена опорой на реальный опыт образовательной деятельности, на высокий уровень образовательных достижений, многолетний опыт реализации мономодели «обучающаяся организация». По мнению В. В. Серикова, переориентация обучения на освоение деятельности заставляет по-новому взглянуть на источники профессионального опыта, что определило практикоориен-тированность проектируемой системы [9, 11];

— открытости системы, проявляющейся в средовом, процессуальном и личностно-деятельностном аспектах. Открытое образование основывается на идее интеграции между учебным заведением и окружающей его средой, диалогического и сетевого взаимо-

действия на различных уровнях с привлечением лучшего инновационного опыта территорий, его адресности;

— наличия инновационного потенциала и «точек роста», характеризующихся проявлением инициативы у участников образовательного процесса, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности образовательного процесса; ориентации системы на цели саморазвития, развитие личности субъектов образовательного процесса и др. [6].

Данные характеристики являются наиболее значимыми для осуществления процесса саморазвития муниципальной системы непрерывного образования взрослых, а их предварительный анализ позволяет сделать важное заключение: развитие современной системы непрерывного образования взрослых в муниципальной территории зависит от роста активности коллектива инновационной образовательной организации, андрагогической квалификации преподавателей в психологическом, педагогическом, методическом плане, а также активности всех участников, обеспечивающих развитие муниципальной образовательной среды — руководства муниципалитета, руководителей образовательных учреждений, представителей бизнеса, социальных партнеров [6, 8, 10].

Читать статью  22 книги, которые расширят ваш кругозор и изменят вашу жизнь

Основным при проектировании развития системы является синергетический подход как универсальный методологический принцип, опирающийся на идеи открытости, структурной гетерогенности, нелинейности. Данный подход в силу своей универсальности может быть применен в сфере как естественнонаучного, так и гуманитарного знания [1, 7].

Ведущими основаниями становления и развития муниципальной системы непрерывного образования взрослых являются также опора на территориальные особенности муниципалитета, его характеристики, средовые отличия (близость или удаленность от мегаполиса, кадровые ресурсы, социально-экономические и культурные факторы), наличие комплекса инновационных учреждений, реально готовых преобразовать сферу деятельности в направлении обучения взрослого населения и реализовать комплекс образовательных услуг. В соответствии с этим сформирова-

на новая организационная структура непрерывного образования взрослых, воплотившая в реальную практику идею вторичной социализации, профессионализации, персонификации и рефлексии взрослой личности

Это обусловлено тем, что сегодня человек ежедневно решает задачи постоянной корректировки традиционных маршрутов достижения цели, ищет оптимальные средства социализации в течение всей жизни. Значительной становится идея о выходе человека в совершенно новое, принципиально другое время-пространство, без ориентиров и необходимой подготовки [15].

Для оптимального решения жизненных и профессиональных проблем взрослым человеком необходимо вооружить его новыми знаниями и механизмами ориентирования в разнообразных сферах жизнедеятельности и ситуациях современного мира, сформировать необходимые компетентности для вычленения важных проблем, развить готовность к их решению. По мнению С. И. Змеева, именно кризис компетентности современных людей станет причиной цепи кризисных явлений и проблем, с которыми мировое сообщество столкнется в начале третьего тысячелетия [5]. Для того чтобы избежать этой проблемы, необходимо, чтобы образование взрослых представляло собой систему знаний интегра-тивного характера, являющуюся основой развития соответствующего мышления. В этом случае образование взрослых способно гибко адаптироваться к быстрым изменениям, тре-

бующим особого качества труда, готовности интегрировать любой опыт, превратить его в эффективное средство решения собственных профессиональных задач и личностного профессионального роста.

Такой принцип «интегративного согласования» является ведущим принципом конструирования содержания образования взрослых [4]. Ведущим методом реализации данного принципа является выявление сходства и различий между «старым» и «новым» знанием, разрешение на основе выявленных противоречий возникающих проблем. Полученные знания и опыт способствуют расширению поля зрения на проблемную ситуацию, интерпретацию и моделирование ее в разных перспективах.

Таким образом, преобразования в педагогической сфере настоятельно требуют научно обоснованных концептуальных и методологических представлений о потенциале и ресурсах развития муниципальной системы непрерывного образования взрослых, которые привели бы к появлению инновационных преобразований данной системы, инициированных практическими работниками образования. Это обусловлено тем, что в территориальных педагогических сообществах образовался значительный потенциал творческой активности педагогов, который дает иное видение характера проектирования инновационной деятельности в сфере образования. Это принципиально другой взгляд на систему образования, на сам процесс образования.

1. Буданов В. Г. Синергетические стратегии в образовании http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm

2. Выготский Л. С. Лекции по педологии. — Ижевск, 1996. — 296 с.

3. Горбунова Л. Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Барнаул, 2010.

4. Соколовская Е. А., Есаулова М. Б., Лобанова Н. Н., Шадрина Т. В. Альтернативное высшее педагогическое образование для выпускников педучилищ и колледжей

// Современные ориентиры в образовании педагогов. — СПб.-Иркутск: ИОВ РАО, 1998. — С.43-53.

5. Змеев С. И. Андрагогика. Теоретические основы обучения взрослых. — М.: ИООМОРФ, 1999. — 215 с.

6. Каплунович Т. А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: дис. . д-ра пед. наук. — Нижний Новгород, 2002. — 400 с.

7. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. — 1997. — №3.

8. Меньшиков И. В., Харитонова В. А. Проектирование развития образовательных систем. Синергетический подход: уч. пос. — Ижевск: Институт развития образования Удмуртского государственного университета, 2003.

9. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. д.п.н., проф. В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. — СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. — 406 с.

10. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Развитие муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых: моногр. — СПб.: ЛОИРО, 2015. — 232 с.

11. Сериков В. В. Подготовить учителя к непрерывному саморазвитию // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (5), — 2014.

12. Тряпицына А. П., Радионова Н. Ф. Проблема конструирования исследовательских программ непрерывного педагогического образования // Человек и образование. — 2009. — № 2 (19). — С. 16-24.

13. Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В. Образование: стратегия развития и синергетика //Синергетика и образование. Хрестоматия. — Ижевск, 2001.

14. Шаронин Ю. В., Шаронин В. Ю. Самоорганизующиеся и саморазвивающиеся педагогические системы: теоретические подходы и практическое воплощение // Среднее профессиональное образование. Приложение. — 2004. — № 3.

Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема

Кощиенко, И. В. Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема / И. В. Кощиенко, В. С. Немировская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/ (дата обращения: 02.11.2022).

В статье анализируются современные проблемы системы высшего образования, дается трактовка понятия «саморазвитие», определяются формы саморазвития и раскрываются существующие барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере.

Ключевые слова: проблемы образования, саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Главной задачей современной системы образования является воспитание человека, который обладал бы творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созданию чего-то качественно нового, был бы ориентирован на высшие формы саморазвития. Особенно актуально это в студенческом возрасте, когда происходит формирование профессиональных качеств личности. Само понятие «студент», обозначает молодого человека, стремящегося к своему совершенствованию. Необходимость поиска путей, позволяющих максимально раскрыть сущностные личностные качества студента, учитывая его индивидуальные особенности становится актуальной задачей системы высшего образования. От степени развитости умения студента раскрыть свои способности, ощутить свою значимость в личностном, интеллектуальном, культурном саморазвитии, во многом зависит успех его профессиональной деятельности. Возможность для этого появляется именно в период вузовского обучения, при этом не только для подготовки студента к непосредственно профессиональной деятельности, но и развития его творческих способностей, креативности, продуктивности. Профессионал своего дела, не только умеющий грамотно организовывать свою деятельность по освоенному направлению подготовки, но и стремящийся привносить что-то новое, творчески реагировать на возникающие проблемы и недостатки, творчески решать изобретательные задачи — это результат продуктивной творческой работы в студенческой жизни.

Между тем, традиционная образовательная система переживает кризис, поскольку «заточена» преимущественно на передачу знаний, причем не всегда актуальных и не дает практических навыков. Сегодня для выпускника важнее не освоить ряд предметов, а научиться искать и обрабатывать информацию, творчески мыслить, общаться и работать в команде, а также предлагать свои идеи.

Изучением проблемы творческой непрерывной работы над самим собой занималось немало ученых. А. В. Большаков, Е. П. Варламова, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, С. Ю. Степанов, М. А. Щукина и др. описывали специфику личностного саморазвития, в том числе и творческой самореализации. А. Ф. Ахмерова, М. Ю. Балдина, М. С. Бережная,

В. А. Дегтерев, О. В. Шорникова и др. рассматривали возможности творческого самосовершенствования в студенческом возрасте. С. Е. Анфисова, А. Ф. Ахмерова, С. Л. Белых, М. С. Бережная и др. предлагали различные формы организации педагогического взаимодействия для творческого саморазвития студента. Тем не менее, данная проблема в педагогической науке является недостаточно разработанной, т. к. имеется мало информации об особенностях творческого саморазвития студентов вуза в контексте психолого-педагогического подхода.

Развитие — это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека, это постоянный процесс, любое торможение которого может привести к необратимым последствиям, среди которых потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Процесс саморазвития является сложным, неоднозначным и многоплановым. В психолого-педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия саморазвития личности, оно представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом: как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская); как жизненная ориентация [Коржова, 2012]; как жизненная возможность [Варламова, Степанов, 2002]; как форма проживания жизни [Старовойтенко, 2004]; как форма развития [Щукина, 2009]; как потребность (А. Маслоу); как специфическая деятельность [Асеев, Куликова, Низовских, 2017].

В числе первых сделали попытки определения сущности саморазвития исследователи Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, назвав данным термином главную способность личности являться субъектом своей жизни, «превращая собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Исаев, Слободчиков, 2013: 147].

Российский психолог Д. А. Леонтьев понимает саморазвитие как деятельность, которая имеет направление на самого себя. В результате нее человек обогащает свои сущностные силы [Леонтьев, 2020: Электронный ресурс]. Исследователь Л. Н. Куликов определяет саморазвитие как процесс, который основан на сознательности и планомерности осуществления, определяемый внутренне, т. к. мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее [Куликов, 2005].

По мнению доктора психологических наук Н. А. Низовских, саморазвитие представляет собой специфическую деятельность человека, направленную на создание чего-то совершенно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении. Этот процесс осуществляется «в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [Низовских, 2010:22].

По утверждению исследователя Ю. В. Трофимовой, саморазвитие является осознанным самоизменением [Трофимова, 2010:226]. Свою авторскую позицию выражает Н. А. Пешкова, обобщая исследования ученых, таких как В. И. Андреев, Л. Н. Куликова,

Читать статью  ​«На обиженных воду возят», или Почему нам запрещено чувствовать?

Е. В. Селезнева, И. А. Шаршов и др., делая вывод, что саморазвитие «определяется через самопонимание, самосовершенствование, нравственное усилие по утверждению моральных норм и ценностей, активное преобразование человеком себя» [Пешкова, 2018: 84–85]. Автор обращает внимание на созданные в современной психологии предпосылки для анализа саморазвития как активности человека по самосознанию и самореализации на основе имеющегося личностного потенциала, что проявляется в выборе стратегий и ценностных оснований для изменения себя.

Так, современные исследователи, рассматривающие саморазвитие как процесс, дают идентичные определения этому феномену. Саморазвитие трактуется большинством ученых как самостоятельное формирование, изменение индивидом своей личности, приобретение новых качеств и характеристик. В процессе саморазвития значимым является субъектность индивида, его активность, стремление к изменениям и новым достижениям.

К важным формам саморазвития, которые описывают этот процесс в своей совокупности достаточно полно, относят следующие:

1) самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Потребность самоутверждения у человека формируется в результате возникновения трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Результаты самоутверждения формируют у индивида ощущение своей нужности, полезности, показывают смысл собственной жизнедеятельности. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества;

2) самосовершенствование — это работа над собой, осознанное стремление улучшить свои качества, навыки и умения, которые необходимы для личностного роста и достижения поставленных целей, направленная на разные сферы жизни: нравственную, духовную, материальную, физическую, социальную, профессиональную. Самосовершенствование человека — это некое самовоспитание, стремление к определенному идеалу, который индивидуален для каждой личности. К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми;

3) самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека.

Самоактуализация — это процесс по раскрытию потенциала человека, развитию его способностей и талантов, становлению его «Я». Потребность в самоактуализации расположена на высшем уровне в пирамиде американского психолога А. Маслоу, она основана на внутренних мотивах человека, заложена в каждом человеке, но в силу условий развития не все люди доходят до этого уровня. Общество влияет на самоактуализацию человека, но не определяет его личностное становление [Олпорт, 2006].

Существуют барьеры саморазвития, которые препятствуют появлению улучшений в любой человеческой сфере. Они делятся на несколько групп:

1) «уход» от саморазвития как вариант пассивной жизненной стратегии (К. Л. Абульханова-Славская, Ю. В. Трофимова) — неспособность разрешить противоречия жизни и перейти в новую область жизни:

– «бегство от свободы» — ситуация выбора, предлагающая избавление от свободы посредством приобретения новой зависимости или рост до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого;

– «выученная беспомощность» — противоположность самостоятельности, проявляющаяся в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности;

– «псевдотворчество» и «подавленное творчество» — сохранение способности создавать новое за счет ухудшения адаптивных способностей или попытки подавить творческую активность;

– «уход от ответственности» — неспособность принимать решения и брать на себя ответственность за них;

– «уход от проблемы» — демонстрация отказа от поиска решения проблемы или ее игнорирование;

2) «уход» от саморазвития неразвитостью способностей к самопознанию — формируется в результате недостаточно полных представлений о себе, недостаточной самоценности, что приводит к постановке неадекватных целей и получению неудовлетворительных результатов;

3) наличие системы сложившихся стереотипов и установок (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) — стремление следовать за большинством, отсутствие выбора в формировании своей личности приводят к серии стереотипных реакций, к ориентации на оценку и мнение окружающих людей:

– негативное влияние прошлого опыта, привычек — возможно, на сознательном уровне человек знает, какие необходимо предпринять действия, но все равно остается бездейственным, т. к. его сдерживает неудача в предпринятых ранее попытках;

– нерешительность — это результат страха перед неудачей, боязнь самого худшего результата, сдерживающая от принятия решений;

– «зона комфорта» — это знакомые чувства, ситуации, действия, которые не требуют от человека дополнительных усилий и создают ощущение мнимого благополучия. Человек считает, что сможет справиться со всем, что возникнет на его пути. Выйти за пределы зоны комфорта — значит бросить вызов своим убеждениям и ожиданиям, но сделать шаг в сторону саморазвития;

4) несформированность механизмов саморазвития — возникает в результате недостаточного принятия себя, своих недостатков, что приводит к трате сил на борьбу с отрицательными качествами вместо того, чтобы достигать чего-то нового;

5) несформировапность механизма самопрогнозирования личности — идеализация образа «Я», нежелание видеть свои недостатки и предпринимать действия по и исправлению;

6) прокрастинация — это нечем неоправданное откладывание дел, в большинстве случаев особо важных. Это выраженная лень, отсутствие навыков самовоспитания, незнание и неумение находить способы самоформирования личности и ее полноценной самореализации [15].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы под саморазвитием возможно понимать реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками, достижениями.

Формами саморазвития являются самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация, которые способствую выражению и реализации себя в разной степени. Барьерами саморазвития являются «уход» от саморазвития, неразвитость способностей к самопознанию, наличие системы сложившихся стереотипов и установок, прокрастинация и т. д. — они затрудняют процесс саморазвития или делают его невозможным.

С чего начать саморазвитие: подробная инструкция для тех, кто хочет меняться к лучшему

С чего начать саморазвитие

Большинство людей, пребывая в своей личной зоне комфорта, даже не задумываются о важности саморазвития, работе над собой и, как следствие, обретении лучшей жизни.

Но если вы хотите добиться успеха, чувствуете стремление к самореализации, ощущаете потребность в самосовершенствовании, моя сегодняшняя статья поможет в этом.

Я расскажу с чего начать саморазвитие, как правильно действовать, чтобы не забросить смелые начинания на полпути.

Что такое саморазвитие и для чего оно нужно

Саморазвитие — это прежде всего целенаправленный и осознанный процесс, предпринимаемый человеком для собственного личностного роста. Это работа над собой по улучшению качества жизни, духовному и интеллектуальному ее наполнению.

Направлений для самосовершенствования превеликое множество, точнее — направление можно выбирать абсолютно любое:

  • здоровый образ жизни;
  • специальные знания, навыки, практики;
  • новые профессии, карьерный рост, улучшение финансового положения;
  • яркие впечатления, путешествия, кино, театры, книги;
  • отношения, участие, помощь тем, кто в этом нуждается.

Даже незначительный поступок, выводящий из зоны комфорта, является саморазвитием.

Без движения нет жизни. Рутина, усталость, страх перемен, да и просто банальная лень разворачивает течение времени вспять. На смену развитию приходит деградация. Она приводит к апатии, отсутствию смысла жизни, плохому настроению, проблемам со здоровьем. И главное, к нежеланию что-либо менять.

Почему нет стремления к самосовершенствованию

Что нам мешает меняться? В первую очередь, это страхи, боязнь перемен. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность, сталкиваться с критикой, терпеть неудачи. Поэтому выход за пределы комфортного существования требует серьезных усилий, действий. Чем дольше человек пребывает в своем коконе, тем тяжелее ему оттуда выйти.

Вторая причина — мотивация. Именно она побуждает человека к действию, заставляет двигаться к намеченной цели. Мотивационная сущность индивида сама реагирует на внешние и внутренние раздражители, определяет источник побуждения. И если активному человеку для постоянного развития достаточно собственных установок, то инертному и слабому обязательно нужен пример извне.

Почему нет стремления к саморазвитию

Третьей причиной можно назвать отсутствие силы воли. Неумение контролировать свои реакции на внешние соблазны, невозможность отстоять личные долговременные интересы в угоду сиюминутной слабости. Чему стоит научиться прежде всего, так это укреплению духа, что по сути и будет началом самосовершенствования.

Как правильно подойти к работе над собой

Избавившись от страхов, собрав силу воли в кулак и найдя побуждающий мотив, можно начать меняться к лучшему. Не каждый человек способен в одночасье «подорваться» и кардинально изменить свою жизнь. Это и не нужно. Рассмотрим 3 первых шага для плавного и гармоничного перехода на путь саморазвития личности.

Наведите порядок в голове

Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свою жизнь. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что для меня важно?», «Что я действительно хочу?», «Чем бы хотел заняться?», «Что мне приносит радость?». Без глубокого самопознания невозможно саморазвиться.

Попробуйте сформулировать главный смысл своей жизни, для чего вы живете, какой след хотите оставить. Какова ваша система ценностей. Определитесь с личными целями в разных сферах деятельности и реальными способами их достижения.

Начните делать что-то новое

Размышления о смысле жизни могут затянуться. Поэтому, задумываясь над пониманием себя, начинайте развитие с непривычных для вашей повседневной жизни поступков. Посетите мероприятие, никогда ранее не привлекавшее ваше внимание, познакомьтесь с новыми людьми, совершите необычное путешествие, запишитесь, наконец, в секцию по волейболу. А почему нет? Это очень захватывающе.

Новые события, впечатления поднимают настроение, расширяют кругозор, помогают выявить в себе скрытые способности. Позитивные эмоции раскрепощают, притягивают удачу, позволяют легче справиться со страхами.

Выберите цель

Поставьте перед собой реальную цель и делайте к ней хотя бы по одному небольшому шагу в день. Важно не взваливать на себя непомерную ношу, не форсировать события. Разбейте главную цель на подцели и каждый раз приподнимайте планку. Двигайтесь помалу, но постоянно. Результат не заставит себя ждать. Достигнутые успехи повысят мотивацию продолжать работу над собой.

«Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает».

Русская пословица.

И не откладывайте на завтра. «Завтра» — значит «никогда».

Читать статью  Саморазвитие почему оно важно

С чего начать: пошаговая инструкция

Начать развиваться как личность поможет план действий. Мое подробное руководство состоит из практических рекомендаций. Возьмите на вооружение подходящие вам, остальные — примите к сведению.

Шаг 1. Определитесь, чем хотите заняться

Вы уже получили достаточный опыт, когда пробовали делать что-то новое. Опираясь на свои ощущения, решите, в каком направлении начнете двигаться. Будет ли это смена профессии, карьерный рост или моделирование собственной фигуры. Какую сферу жизни вам больше всего хочется развить?

Запишите поставленную задачу в специальный дневник. Составьте предметный, не абстрактный, план по ее решению. Укажите временные рамки. Отмечайте галочками успешные завершения. Празднуйте в том числе и маленькие победы. Дополняйте, усложняйте задания.

Шаг 2. Распланируйте свой день

Работать над собой, не имея для этого времени, невозможно. Расходуйте его эффективно. Заносите список дел в ежедневник, распределяйте их по важности. Продумайте свой распорядок дня, найдите в нем подходящее место для самореализации.

Не загружайте себя ненужными делами, они не дают продуктивности, но отнимают время. Кроме того, искусственная нехватка времени может стать оправданием для послаблений в достижении результатов.

Шаг 3. Найдите время для отдыха

«Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать», «Лучший отдых — активный». Помните эти утверждения? Отдых необходим каждому из нас. Созерцая пейзажи, вдыхая свежий воздух, человек расслабляется, заряжается позитивной энергией.

Чем можно заняться для саморазвития

После напряженного рабочего дня не грех полежать на диване, посмотреть любимый сериал. Не отказывайте себе в привычных удовольствиях, но не злоупотребляйте — развиться таким образом вряд ли получится. Не ложитесь поздно спать, старайтесь просыпаться в одно и то же время. Здоровый сон необходим для восстановления сил.

Шаг 4. Поборите лень

Лень — это сопротивление организма, отказ выполнять лишние и бессмысленные с его точки зрения действия. Она необходима человеку для выживания, способствует сохранению физической или психической энергии. Действительно, зачем самому готовить обед, если можно заказать пиццу на дом, менять свою жизнь, если и так все устраивает.

Чем меньше в человеке энергии, тем больше проявляет себя лень. И наоборот, избыток энергии делает бессмысленным накопление энергетических ресурсов. Побороть лень можно только активностью. Не беритесь сразу за выполнение объемных дел, не пугайте организм, разбейте их на маленькие части. Действуйте постоянно, превращая процесс в привычку, систему. Получайте удовольствие от происходящего.

Шаг 5. Начните приобретать новые знания

Чтение книг, посещение выставок, театров обогащает жизнь, открывает перспективы для саморазвития. Выбирайте жанр по душе, окунайтесь в волшебный мир творчества, черпайте знания, заряжайтесь энергией.

Окружите себя интересными людьми. Вам не обязательно общаться с ними тет-а-тет. Слушайте радио- или телепередачи с умными, образованными, целеустремленными участниками. Наполнение глубокой разноплановой информацией благоприятствует духовному и физическому росту.

Полезные материалы для саморазвития

В этом блоке я хочу вам порекомендовать две вещи. Во-первых — сервис Викиум, которым я пользуюсь лично. Во-вторых, наши подборки с курсами по саморазвитию.

Бесплатные тренажеры и вебинары от Викиум

Итак, знакомимся с Викиумом. Это очень классный сайт, потому что он почти полностью бесплатный. Там много всяких полезностей, которые я вам очень рекомендую.

Прежде всего — тренажеры. Их сейчас больше ста, и проект продолжает создавать все больше новых. Тренажер — это простая онлайн-программа для прокачки какого-то навыка. Большинство из них прокачивают память и внимание, но есть также тренажеры на работу с текстом, ассоциативное мышление, речь, быстрый счет и другие навыки.

Совет

Сделайте себе на Викиуме программу тренировок. Чтобы ее создать, надо сначала пробежаться глазами по всем тренажерам и отобрать для себя подходящие. Затем попробовать на них позаниматься и распределить их все по дням недели. Можно даже определить время для каждого отдельного тренажера.

План тренировок поможет вам не забывать о них и не лениться.

Вторая полезность — вебинары. Раньше вебинар был только один, сейчас добавилось еще два. Они тоже полностью бесплатные, но на них надо заранее записываться. Вот ссылки:

    . О том, как достигать своих целей и повышать продуктивность на работе или в учебе. После вебинара эксперты дарят каждому участнику подарок — подборку упражнений, которые помогут улучшить концентрацию на выполняемых задачах, сосредоточиться и «не терять фокус». . Преподаватели рассказывают об особенностях функционирования головного мозга человека, о том, как заставить свою голову работать, чтобы достичь «прорыва» в жизни, в межличностных отношениях, в карьере и пр. ? О том, как не теряться в современном мире, как быстро запоминать информацию любого рода, строить ассоциативные связи в памяти, как правильно искать информацию и работать с ней. Материалы применимы для людей всех сфер деятельности.

По своему опыту скажу следующее. На этих вебинарах Викиум обычно рекламирует какие-то свои платные продукты, но вебинары не акцентированы именно на рекламу. Они познавательные и интересные, там дается материал, который реально можно применять в своей жизни. К тому же, всё бесплатно. Рекомендую.

Курсы Викиум

Переходим к курсам. Они уже платные, но достаточно дешевые. Перечислю самые лучшие из них и кратко охарактеризую.

Детоксикация мозга — мне кажется, это самый популярный и востребованный курс. У вас бывали ситуации, когда происходит что-то неприятное и вы постоянно об этом думаете? Как будто пережевываете жвачку из негатива и никак не можете ее выплюнуть? Это отвратительное состояние и «Детоксикация мозга» как раз учит с ним бороться. Вы узнаете, как останавливать подобного рода диалоги внутри себя и быстро переключаться на позитив.

Целеполагание — не только о том, как ставить цели, но и как создавать пошаговый план их достижения, как не терять мотивацию на пути к своим целям. Помимо теории в курсе много упражнений и тренажеров, которые помогут вам закрепить навык целеполагания на практике и стать более целеустремленным человеком.

Эмоциональный интеллект — как научиться лучше понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, правильно на них реагировать, чтобы поддерживать межличностное общение. Программа призвана улучшить разные стороны вашей жизни, помочь вам создавать позитивную атмосферу вокруг себя и дома, и на работе, в общении как с людьми своего возраста, так и с родителями, детьми.

Эффективное общение — как правильно общаться с человеком в сложных ситуациях, как вести себя при возникновении конфликтов, не позволять этим конфликтам разрастаться. В курс также входит материал по чтению языка тела, анализу мимики и жестов.

Мышление — здесь больше практики, чем теории. Вы будете работать с разными упражнениями, чтобы учиться мыслить нестандартно. Эксперты научат вас анализировать информацию разных типов, быстро выделять главное, видеть взаимосвязи.

Профайлинг — это про то, как «читать человека». Как понимать, лжет он вам или говорит правду. Как понять просто по взгляду, какие чувства человек к вам испытывает, приятно ли ему находиться рядом с вами.

Мнемотехники — эксперты обучают самым популярным мнемотехникам, которые помогут вам быстро запоминать информацию. Вы будете лучше удерживать в памяти важные даты, имена, номера телефонов, номера и пин-коды банковских карт. Еще один плюс программы — она идеально подходит для тех, кто хочет изучать языки.

100 имен за 30 минут — примерно то же самое, что и мнемотехники. Эта программа более узкая и нацелена уже только на имена.

Скорочтение — как не просто быстро читать тексты, но как уметь схватывать информацию, все запоминать и анализировать. Когда освоите этот курс, сможете намного эффективнее работать с текстовыми материалами.

Полиглот — здесь собраны техники, которые помогают изучать любые иностранные языки. Это как бы «ключи» к языкам. Вы узнаете, как правильно запоминать слова, чтобы они не вылетали из вашей головы буквально на следующий день, как работать с грамматическими правилами, как быстро начинать говорить на иностранном языке и так далее.

Наши подборки с курсами для саморазвития

Теперь по поводу наших курсов. У нас выходила пару месяцев назад подборка с курсами по психологии. Она очень популярна у читателей, наверное потому, что мы собрали там много качественных бесплатных курсов и интенсивов. Даже таких, которые проводятся на крупнейших онлайн-платформах типа Скиллбокса и Нетологии.

Все курсы рассортированы по группам — пробегитесь по ним глазами и выберите то, что вам больше всего нравится.

Вот еще несколько подборок, зацените:

    — материалы для руководителей любого уровня. Много лайфхаков и инструкций для тех, кто хочет руководить людьми, решать конфликты, вести свою организацию к процветанию. — тут мы собрали самые разные программы по скорочтению, чтобы вы могли выбрать подходящую. — помимо психологических курсов есть и «прикладные». Например, как правильно отчитываться перед начальством, как доносить идеи начальства до подчиненных. — в основном, курсы о том, как выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и работать с возражениями. — имеются в виду отношения между мужчиной и женщиной, парнем и девушкой. Мы постарались собрать там материалы для людей абсолютно всех возрастов.

И последнее — посмотрите нашу подборку книг по саморазвитию. Подборку сделал профессиональный психолог, она собрала там книги, которые действительно стоит прочесть каждому человеку. Не пренебрегайте.

Как самосовершенствоваться женщине

Для прекрасной половины человечества нет ограничений в выборе направлений для самосовершенствования. Семья, карьера, красота, образование, благотворительность — развиваться можно в любом из этих направлений, было бы только желание.

Ведите здоровый образ жизни, следите за питанием — это продлевает молодость. Добавьте в свой график физическую активность, подтяните мышцы. Посетите косметолога, сходите на шоппинг. Не забывайте об интеллектуальном развитии. Умная и красивая женщина может добиться в жизни многого.

Как самореализоваться мужчине

Природа определила для мужчины роль защитника и добытчика. Займитесь серьезно спортом, тренируйте тело и дух. Поменяйте работу на новую с перспективой карьерного и финансового роста. Уделяйте больше времени воспитанию своих детей, возьмите на себя ответственность за их будущее, передавайте им свой опыт. Помогайте родителям, обеспечьте им достойную жизнь, будьте для них опорой, дайте им повод гордиться собой.

Развивайте эрудицию, мужчина должен много знать. Читайте книги. Не забывайте, что самый сексуальный орган у представителей мужского пола — мозг.

Заключение

В заключении хочу сказать о позитивности мышления. Именно голова приводит в движение тело. Следовательно, для самосовершенствования необходимы созидательные, ясные, положительные мысли.

Неизбежные трудности, даже поражения, воспринимайте философски. Жизнь на этом не заканчивается, а лишь дает еще одну возможность для начала саморазвития.

Друзья, как вы улучшаете свою жизнь, чем увлекаетесь? Как проводите свободное время? Есть ли у вас свои способы достижения поставленных целей?

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-kak-veduschiy-faktor-podderzhki-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh

Источник https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16735/

Источник https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/s-chego-nachat-samorazvitie

Previous post Андрей Воронцов: американский подход к подготовке пловцов высокого уровня неприменим к российской практике
Next post Научный журнал Научное обозрение. Педагогические науки ISSN 2500-3402 ПИ №ФС77-57475