ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УИС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Общая характеристика процесса психолого-педагогического сопровождения саморазвития

Самая деятельная филантропия — та, что помогает людям помочь себе самостоятельно и сохранить уважение к себе.

/О. Дорси

Долгое время в теории и практике господствовал подход, когда ребенка, любого обучающегося (будь то и взрослый) рассматривали в качестве объекта внешнего воздействия со стороны родителей, воспитателей, учителей, преподавателей, т.е. лиц, воплощающих в себе социальный заказ общества по обучению и воспитанию молодежи. В соответствии с таким подходом и формировалась педагогика.

С введением Я. А. Коменским классно-урочной системы совершенствовалась методика обучения и воспитания, открывались психологические закономерности усвоения знаний, с течением времени развивались идеи управления процессом овладения знаниями, умениями и навыками, разрабатывались и уточнялись формы контроля и оценки.

В то же время с постоянным ускорением научно-технического прогресса становится понятным, что ориентация только на конечный результат обучения и воспитания — знания, умения, навыки, овладение социально приемлемыми нормами и способами жизнедеятельности — не отвечает требованиям совеременности. Оказывается, человек не может полноценно овладеть всей суммой необходимых знаний и сведений, не способен применить их в жизни в силу простых психологических ограничений, прежде всего, ограничений, связанных с тем, что его память не безразмерна.

Вот тогда-то и возникла идея, что обучение и воспитание должны не только давать знания, вооружать умениями и навыками, но и быть развивающими, т.е. обеспечивать условия для полноценного раскрытия и реализации потенциала каждой личности. Мысль, которая кроется в данной идее, проста: если личность обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то в случае необходимости она сама может вспомнить или «добрать» все то, что ей необходимо для полноценного функционирования. Это и дало толчок к формулировке и разработке развивающего обучения.

В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским, сформулировавшим ряд принципиально важных положений. Во-первых, это мысль о том, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, а не плетется за ним в хвосте. Во-вторых, мысль о зоне ближайшего развития и уровне актуального развития личности. Уровень актуального развития — это все то, что ребенок способен делать самостоятельно, без помощи взрослых, зона ближайшего развития — это то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослых: родителей, учителей, воспитателей и т.д., а завтра будет делать самостоятельно. Отсюда делается важный вывод о том, что обучение (как и воспитание) должно опираться на зону ближайшего развития, т.е. на завтрашний день ребенка. Только в этом случае оно будет развивающим.

Идеи Л. С. Выготского были поддержаны и развиты в отечественной науке его сотрудниками, учениками, последователями, в числе которых А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. В. Занков и многие другие. В результате родились и воплощены в практику системы развивающего обучения, наиболее известными из которых являются системы Л. В. Занкова и В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина.

Внедрение в практику идей развивающего обучения — прогрессивный и принципиальный шаг в преодолении отношения к ребенку как объекту воздействия, но время показало, что и этот шаг не является окончательным. Активное распространение и внедрение в теорию и практику идей гуманизации обучения и воспитания привело ученых и практиков к еще одной замечательной мысли, а именно: к мысли о саморазвитии, основанной на признании права ребенка быть субъектом не только учения, не только собственной жизнедеятельности, но и субъектом своего развития.

Следовательно, вновь встал вопрос о смене приоритетов в постановке целей обучения и воспитания. Новая парадигма стала звучать таким образом: «Ребенок не просто является субъектом учения, которому необходимо создавать условия для полноценного развития, но и субъектом своей жизнедеятельности, поэтому в процессах обучения и воспитания необходимо создавать условия для саморазвития, строить их по принципу психологопедагогического сопровождения и осуществляемой в его рамках психо- лого-педагогической поддержки». Отсюда важно не только и не столько то, что усваивает индивид, обучаясь и воспитываясь, не только то, как интенсивно он развивается, но и то, как, когда, в какой степени он берет ответственность за свою жизнь, за все промахи и достижения, насколько он становится способным к саморазвитию.

Таким образом, технологии саморазвития не противоречат, а расширяют и дополняют технологии, ориентированные на развитие личности. Здесь идет смещение акцентов в пользу самопостроения личности, для которого нужно создать необходимые условия.

Мысль опоры на саморазвитие, создание условий для его полноценного развертывания породила и новые идеи организации учебно-воспитательного процесса на всех его уровнях. В педагогической и психологической литературе поддержку получает идея психолого-педагогического сопровождения саморазвития.

Впервые эта идея была высказана в отечественной науке и практике Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередниковой в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» [1993]. Она была конкретизирована относительно деятельности психолога дошкольного учреждения Т. И. Чирковой [1999], а относительно деятельности школьного психолога — М. Р. Битяновой [1997].

В настоящее время понятие «сопровождение» используется и в более широком контексте, особенно когда речь заходит о проблемах психолого- педагогического сопровождения процессов самопознания и саморазвития личности. Наряду с термином «сопровождение» используются понятия «психологическая помощь» и «психологическая поддержка».

Понятно, что психологическая помощь — это конкретное действие одного человека (коллективного субъекта) по отношению к другому человеку (другим), где целью является возвращение личности, испытывающей затруднения, в исходное (или лучше исходного) состояние. Поддержка — это система действий, направленная на стабилизацию состояния другого. Что же такое психолого-педагогическое сопровождение, и как это связано с проблемами самопознания и саморазвития? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Одно из наиболее развернутых и образных определений психологического сопровождения дала отечественный психолог М. Р. Битянова. Не имея возможности сказать лучше, обоснованнее и проще, мы приведем ее определение полностью, несмотря на то, что это будет достаточно длинная цитата.

«Сопровождать ребенка но его жизненному пути, — пишет М. Р. Битянова, — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача» [Битянова, 1997, с. 181.

Читать статью  Соотношение процессов социализации и развития личности

Именно в таком сопровождении М. Р. Битянова и видит основную цель психологической практики и психологической службы в школе. Как следует из приведенного определения, если любой значимый взрослый будет способен занять позицию сопровождения, то процесс самопознания и саморазвития дошкольника, школьника, взрослого, нуждающегося в сопровождении, будет гораздо эффективнее, и осознаннее, и целенаправленнее.

В чем же преимущества психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности?

Во-первых, сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед.

Во-вторых, здесь признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития.

В-третьих, в процессе сопровождения взрослый не является опорой, простым «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок. Он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т.е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

Как мы уже отметили, идея сопровождения разрабатывалась и разрабатывается, прежде всего, применительно к деятельности психолога в сфере образования. Это и понятно: воспитателю, учителю в силу их загруженности другими проблемами трудно создавать условия и отслеживать результаты саморазвития каждого дошкольника или учащегося, хотя именно таков перспективный путь развития современной практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Психологу в связи с его статусом сделать это легче.

Как мы уже отметили, наряду с термином «психологическое сопровождение» в психолого-педагогической литературе широко используются и такие понятия, как «поддержка» и «помощь». В науке предпринимаются попытки разработать различные модели психологической службы. В частности, Т. И. Чиркова выделяет отличительные признаки модели психологической службы «поддержки» и модели психологической службы «сопровождения», показывая при этом несомненные преимущества модели «сопровождения» [Чиркова, 19991.

В других исследованиях предпринимается попытка интегрировать все эти понятия в идее комплексного сопровождения. При таком подходе и сопровождению, и поддержке, и помощи находится свое место. В обобщающем исследовании Н. В. Ивановой, М. А. Виноградовой, С. А. Смирновой анализируется структура комплексного сопровождения [2012]. По мнению авторов, структуру комплексного сопровождения детей составляют:

  • — создание социальных, психологических, педагогических и медикофизиологических условий для раскрытия задатков и способностей, т.е. условий обеспечения развития, социализации, обучения и воспитания;
  • — поддержка, которая оказывается в ходе естественного развития и возрастных кризисов, в трудных жизненных ситуациях, поддержка развития индивидуальности и субъектности, собственной созидательной активности через систему диагностической и консультативной работы;
  • — оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении различного рода проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением.

Когда мы говорим о сопровождении саморазвития личности, то имеем в виду не какой-то особый вид сопровождения, речь идет о том же сопровождении развития, где ставятся специфические цели и задачи, обусловленные осознанными или неосознанными потребностями человека в необходимости саморазвития. Например, к таким задачам будут относиться формирование субъектной позиции личности, создание условий для самопознания, помощь в выстраивании индивидуальной траектории саморазвития, овладение технологиями саморазвития и т.п.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УИС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

В развитии профессионально важных качеств большую роль играет установка на сам процесс. Такая установка должна происходить на начальном этапе профессионального развития, который совпадает с периодом первоначального обучения сотрудников в учебных центрах ФСИН России. В статье рассмотрены вопросы профессионального становления и развития сотрудников УИС. Одним из необходимых условий профессионального становления сотрудников УИС является развитие их профессионально важных качеств.

Профессиональное развитие сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) происходит в особых условиях служебной деятельности, которая характеризуется динамичностью, стрессогенностью, интенсивностью. Уровень профессионального развития сотрудников определяет эффективность и качество исполнения ими служебных задач.

Профессиональное развитие в психологической науке понимается как появление в психике человека новых качеств профессионала и как овладение им новыми профессионально важными качествами (далее — ПВК) либо изменение ранее сложившегося соотношения ПВК 1 . Профессиональное развитие как процесс может характеризоваться как прогрессивными, так и регрессивными изменениями. Критерием профессионального развития сотрудника является уровень развития ПВК, формирование и развитие новых ПВК, а также изменение их структуры, характера.

Анализ исследований (С. Н. Болтков, И. И. Илипаев, Б. Б. Казак, А. В. Кокурин, Ю. А. Кренева, А. С. Лузгин, В. А. Суровцев, Ю. И. Тараканов, А. И. Трякин, Г. К. Ушаков, Э. И. Ушаков, А. И. Ушатиков,

С. X. Шамсунов, Е. В. Щербаков и др.), посвященной изложению психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС, позволяет сделать вывод о том, что профессиональная деятельность в системе Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) носит экстремальный характер, который предопределяет требования к развитию определенных профессиональных качеств сотрудников: нравственно-правовых, профессиональных, физических, психологических и социально-психологических. Требования к развитию ПВК качеств включают развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер. Отмечается особая значимость психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости, способностей к волевой регуляции, уровня самоконтроля, уровня агрессивности и конфликтности, способностей к адаптации, уровня интеллекта, особенностей мотивации, ценностных ориентации.

В психологических исследованиях указывается, что эффективность процесса профессионального становления человека и его дальнейшей профессиональной деятельности во многом определяется уровнем развитием ПВК (И. И. Агатий, М. А. Адамов, И. В. Бабичев, А. А. Бодалев, Ю. А. Дежкина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, И. Г. Сизова и др.).

Существует несколько подходов к определению ПВК. А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально важные качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [1] .

В. Д. Шадриков профессионально важными качествами называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности, но указывает, что они не исчерпывают всего объема профессионально важных качеств. В свою очередь Ю. П. Поваренков отмечает, что одни профессионально важные качества личности влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, в то время как другие — на эффективность профессионального развития 4 . А. В Карпов определяет ПВК как свойства субъекта деятельности, необходимые для ее выполнения на нормативно заданном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним параметром ее активности 5 .

В целом процесс развития ПВК требует создания необходимых условий. Одним из таких условий является организованное психологическое сопровождение сотрудников УИС на всех этапах профессионального развития.

В научной литературе под психологическим сопровождением понимают «поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социальнопсихологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна 6 .

Термин «психологическое сопровождение» основательно вошел в профессиональную деятельность практических психологов, педагогов. К определению понятия «психологическое сопровождение» существует много подходов. Однако единства мнений специалистов в определении этого понятия пока не существует. И если психологическое сопровождение в организациях дошкольного и школьного образования уже достаточно давно и успешно развивается, то психологическое сопровождение взрослых обучающихся находится на этапе становления и научного обоснования.

Читать статью  Шаблоны мышления. Чем нам мешает когнитивная предвзятость?

В отношении сотрудников УИС нам представляется актуальным мнение Ю. В. Слюсарева, который понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека 7 .

Некоторые аспекты психологического сопровождения сотрудников УИС рассмотрены в научных исследованиях Т. П. Даниличевой, Л. С. Качкиной, А. В. Кокурина и др. В указанных работах отражены особенности сопровождения разных категорий сотрудников. Мы бы хотели акцентировать внимание на определении специфики сопровождения на разных этапах профессионального развития сотрудников. При этом основным критерием эффективности психологического сопровождения выступает уровень развития ПВК сотрудников УИС.

Начальный этап профессионального развития сотрудников УИС осуществляется в ходе систематического обучения в профессиональных учебных заведениях разного типа. В учебных заведениях ФСИН России высшего образования в целом психологическое сопровождение обучающихся (курсантов) организовано на достаточно высоком уровне. Однако необходимо отметить, что после поступления на службу сотрудники УИС проходят первоначальное обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования — учебных центрах ФСИН России. Большинство сотрудников, проходящих первоначальное обучение — это сотрудники категории рядового и младшего начальствующего состава, то есть не имеющие специального (ведомственного) образования. В существующей системе первоначального обучения в основном решаются задачи получения сотрудниками необходимых профессиональных знаний, но не уделяется должного внимания психологической стороне процесса обучения. Организованное психологическое сопровождение обучающихся способствует их успешной адаптации к профессиональной деятельности, которая во многом обусловлена уровнем развития их ПВК 8 .

Необходимо отметить, что развитие профессионально важных качеств сотрудника проходит поэтапно. На начальном этапе происходит переход исходных возможностей субъекта в русло профессиональной деятельности. В силу краткосрочности первоначального обучения в условиях учебных центров ФСИН России, целесообразно говорить об активизации развития ПВК 9 . Понятие «активизация» является междисциплинарным и используется практически во всех науках, в том числе и психологической. Под активизацией понимается оживление, усиление деятельности, приведение в состояние активности.

Таким образом, под психологическим сопровождением слушателей учебных центров ФСИН России понимается субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса в условиях образовательного пространства учебного центра, организованное с целью активизации развития профессионально-важных качеств сотрудников УИС.

Для организации психологического сопровождения сотрудников на этапе первоначального обучения нами была разработана программа психологического сопровождения слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России.

Содержание программы психологического сопровождения представляет собой три взаимосвязанных этапа, каждый из которых включает в себя методы, задачи и промежуточные результаты 10 .

Совокупность методов на всех этапах психологического сопровождения призвана упорядочить деятельность каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса для достижения конечной цели. Целью психологического сопровождения слушателей является активизация развития профессионально-важных качеств.

Психологическое сопровождение организовано поэтапно.

Диагностический этап. Цель диагностического этапа состоит в оценивании уровня сформированности профессионально важных качеств сотрудников, в том числе и их готовности к овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками. Основные методы, используемые для достижения цели, являются психологическая и педагогическая диагностика, методы количественного и качественного анализа.

Результатом диагностического этапа является «портретирование» сотрудников, выработка рекомендаций по организации их психологического сопровождения, при необходимости корректировка программы психологического сопровождения.

Развивающий этап. Цель развивающего этапа практически совпадает с основной целью программы психологического сопровождения — активизация развития профессионально важных качеств сотрудников в период первоначального обучения в условиях педагогического процесса.

Результативный этап. Цель результативного этапа: оценка уровня сформированности профессионально важных качеств сотрудников по окончании обучения в условиях психологического сопровождения.

По результатам психологической и педагогической диагностики составляется прогноз успешности дальнейшей профессиональной деятельности, а также проводится анализ эффективности применения психологического сопровождения для конкретной учебной группы.

Организация психологического сопровождения сотрудников УИС на дальнейших этапах профессионального развития с целью развития их ПВК осуществляется также поэтапно. Содержание развивающего этапа подразумевает более широкий спектр применяемых психологических методов, а результативный этап помимо оценки уровня развития ПВК сотрудника должен содержать прогноз дальнейшего профессионального развития.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что психологическое сопровождение сотрудников УИС, направленное на развитие их ПВК способствует успешной адаптации к условиям профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию и саморазвитию. [2] [3] [4]

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

Кузнецова, Л. Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40017/ (дата обращения: 02.11.2022).

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в условиях психологической службы вуза.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, личность студента, адаптационный потенциал, учебная деятельность

Среди факторов развития личности, обучение — один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности.

Актуальность развития системы психологического сопровождения обучения в высших учебных заведениях подтверждает современная практика российского образования. Необходимость психологического сопровождения развития личности студента обусловлена, прежде всего, общей гуманизацией общества, для которой характерно признание человека как личности и как субъекта собственной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение понимается психологами (В. А. Горянина, А. А. Деркач, Л. М. Митина, В. С. Мухина) как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизненного пути возникают трудности. Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития, постепенно открывая перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности. В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от помощи из вне к самопомощи, к формированию жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб [4].

Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также требований современного рынка труда к выпускникам вузов, показывает необходимость создания психологических служб в вузах. Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет структуру психологической службы, ее место и роль в образовательном процессе вуза, содержание деятельности. Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширение возможностей вуза в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников.

Психологическое сопровождение студентов вузов осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности были выделены три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Трансформировать модель адаптивного поведения в модель профессионального развития личности возможно с помощью психологического сопровождения, которое предполагает помощь в преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности.

Читать статью  4.2. Социализация и развитие личности

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего обучения.

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности. Многие ситуации учебной деятельности становятся неразрешимыми для студентов в силу истощенности личностных ресурсов и адаптационных возможностей.

На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуально-психологических особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома и обеспечить высокий уровень социально-психологической адаптации к учебной деятельности.

Основной целью психологического сопровождения студентов вузов является активизация основных компонентов адаптационного потенциала личности: нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценки личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущения социальной поддержки, обусловливающей чувство собственной значимости для окружающих; конфликтоустойчивости личности, т. е. всех свойств и качеств личности, обусловливающих структуру, динамические свойства адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности. Представляется важным развитие навыков осознания имеющихся ресурсов студентами, умение управлять и рационально использовать их в процессе обучения в вузе [1].

Учебная деятельность предъявляет студентам повышенные требования к самоорганизации учебного процесса. Для успешной адаптации студентам важно уметь саморегулировать свою учебную деятельность и психоэмоциональное состояние. В процессе психологического сопровождения важно развивать у студентов способность к саморегуляции психоэмоционального состояния, а именно оптимальному поддержанию активности, жизненного тонуса, хорошего самочувствия и настроения, уверенности в себе и умеренной тревоги, переходящей в ответственность [2].

В большей степени в психологической помощи нуждаются студенты первого курса, студенты-инвалиды и студенты-мигранты. Переживая личные психологические проблемы, они испытывают серьезные затруднения в процессе социально-психологической адаптации к условиям ВУЗа, к требованиям преподавателей, к специфике изучаемых курсов, к новому учебному коллективу. Несомненно, им необходима психологическая помощь, направленная на формирование навыков саморегуляции учебной деятельности и психоэмоционального состояния; на повышение мотивации учебной деятельности и профессиональной мотивации; обучение навыкам бесконфликтного общения в учебном коллективе и с преподавателями; успешного и уверенного поведения, направленного на достижение поставленной цели [2].

Психологическое сопровождение студентов вуза включает в себя индивидуальные и групповые методы психологической работы: психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическую диагностику; социально-психологический тренинг; психологическую коррекцию.

Специалисты служб практической психологии вуза могут в значительной мере облегчить, сделать более эффективным и окрашенным положительными эмоциями первый период обучения в вузе, включив в свои программы следующие мероприятия: обучение и знакомство с основными приемами обучения в вузе (навыки конспектирования, выступления с сообщениями, написание рефератов, участие в конференциях и др.); обучение приемам саморегуляции, способам снятия утомления и напряжения, восстановление работоспособности; тренинги мотивации достижения; тренинги коммуникативных умений; практикумы с использованием мнемотехнических приемов, упражнений на развитие творческого мышления; обучение способам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личностной сфере.

Психологическое сопровождение студентов-мигрантов должно быть направлено на повышение адаптационного потенциала личности, выработку продуктивных стратегий совладания со стрессом, развитие коммуникативных навыков.

Психологическая беспомощность, переживаемая студентами-инвалидами, накладывает серьезный отпечаток на развитие их личности, на формирование системы отношений, особенности преодоления трудных жизненных ситуаций в целом.

Становится понятным, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, затрудняющую социально-психологическую адаптацию студентов-инвалидов. Как важно сформировать у студента, имеющего ограничения в развитии, принятие себя таким, какой он есть, актуализировать его ресурсы и возможности, помочь поставить адекватные достижимые цели и следовать им [3].

Таким образом, в условиях модернизации образования, создание психологической службы в вузе представляется значимым и необходимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с созданием в вузе условий для развития, саморазвития и самореализации личности. Сущность психологического сопровождения студентов заключается в оказании помощи, поддержки в принятии решения студентом в сложных жизненных ситуациях.

Решение поставленных задач осуществляется психологической службой вузов через основные направления психологической поддержки студентов:

− психологическую поддержку процесса адаптации студентов в учебно-профессиональной деятельности;

− психологическую поддержку процесса формирования профессионально-педагогической направленности и образа профессии;

− психологическую поддержку профессионального и личностного развития.

Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, педагогическая направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

Итак, профессиональное развитие студентов вуза будет более эффективным, если в рамках деятельности психологической службы вуза будет реализована программа психологического сопровождения, направленная на повышение адаптационных возможностей личности, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной гибкости, креативности в процессе решения профессиональных задач, навыков саморегуляции деятельности и эмоционально-волевой сферы.

  1. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. — № 23 (103) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 877–879.
  2. Кузнецова Л. Э., Элпис Н. В. Психологические условия оптимизации социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности / Л. Э. Кузнецова, Н. В. Элпис // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 1259–1261.
  3. Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода / Л. Э. Кузнецова // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.
  4. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, учебная деятельность, психологическая помощь, психологическая служба вуза, психоэмоциональное состояние, развитие, личностное развитие, психологическая беспомощность, психологическая поддержка, психологическая служба.

Источник https://studme.org/154382/psihologiya/psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_samorazvitiya_cheloveka

Источник https://studref.com/680991/pravo/psihologicheskoe_soprovozhdenie_sotrudnikov_faktor_razvitiya_professionalno_vazhnyh_kachestv

Источник https://moluch.ru/archive/142/40017/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Фора-Банк ул. Арбат, д. 2/1, Москва
Next post Достопри­меча­тель­ности Вены